Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка и самооценка в структуре учебной деятельности. Особенности, пути и возможные издержки построения безотметочного обучения.




Самооценка.

Особенно тесно оценка и самооценка связаны с контролем и самоконтролем в УД.

На уровне предконтроля ученик оценивает свои знания, способности, владение материалом.

На уровне текущего контроля идет постоянная оценка соответствия выполняемых действий.

На уровне итогового контроля результатом является оценка и самооценка уровня усвоения СКО.

Функции оценки и самооценки:

1. Поощрение, подкрепление.

2. Наказание.

3. Стимулирование.

Самооценка связана с внешней оценкой (в т.ч. пед. оценкой).

Самооценка важнейшая составляющая самосознания человека.

3 компонента в самооценке:

1. Когнитивный – знание о себе.

2. Аффективный или эмоциональный.

3. Конативный – поведенческий.

В определенной ситуации преобладает тот или иной компонент.

Виды самооценки:

1. Общая с\о (пр: я хороший) – отражает общий стиль, отношение к себе, общую жизненную установку личности. Фактически она означает степень самозащиты личности. нередко диктует отношение к другим (пр: высокомерие, доброжелательность и т.д.).

Частные с\о (пр: я музыкант) – оценка личностных качеств, поступков, отношений, физических данных. Частные с\о могут иметь для человека разную значимость (одни касаются важных линий его жизни à важнее; другие – второстепенных сторон жизни à м.б. безразличными для человека).

2. по характеристикам

– высокие/низкие

– устойчивые/неустойчивые

– реальные/демонстративные

– точные/неточные

– уверенные/неуверенные

* уровень развития каждой из этих характеристик обуславливает уровень сформированности самой с\о, меру ее действенности как механизма саморегуляции.

3. по временному содержанию:

– ретроспективная – когда оценивается прошлый опыт;

– актуальная – когда оценивается сегодняшний день, сегодняшние проблемы;

– прогностическая – когда оцениваются перспективы на будущее.

* в реальной жизни – все 3 вида с\о слиты (влияют друг на друга).

Для взрослых (в идеале) ретроспективная – заниженная, актуальная – адекватна, прогностическая – завышена.

Прогностическая завышенная самооценка позволяет человеку рисковать.

Характеристики людей с различной степенью адекватности их самооценки:

Адекватные с\о:

1. Хорошее знание своих возможностей, проявляется тогда, когда к человеку обращаются с просьбой.

2. Знание о себе выражено в обобщенной форме («в таких случаях Я…»).

3. В случае неудач преобладает интернальный локус контроля – источником своих ошибок, поведения считает себя.

4. Характерна осторожность в оценивании себя, других, прогнозов.

5. Преобладание когнитивного компонента (рефлексии) над аффективным.

6. Самооценка более самостоятельна.

Неадекватные с\о:

1. Преобладание аффективного компонента, неадекватное знание своих способностей. Его решение определяется: я хочу, мне это надо.

2. В лучшем случае знание себя выражено в частной форме («был случай…»). Человек руководствуется эмоциями и т.д.

3. Экстернальность локус контроля – источником своих ошибок, поведения считает виноватым кого угодно, но не себя.

4. Характерна категоричность.

5. Преобладание аффективного компонента над когнитивным.

6. Самооценка зависит от других.

Толстых А. – Вопрос о мере адекватности.

У взрослых: 25–30% – адекватная с\о; у большинства – завышенная; у меньшинства – занижена. Адекватность определяется внешними оценками.

Выход: создание условий для развития самостоятельной адекватной с\о.

Общие закономерности с\о:

Дошкольники, младшие школьники: с\о – зеркальность, завышенность; взаимоотношения со сверстниками – адекватная, заниженная; в деятельности – завышенная.

Подросток: завышенная, но дифференцированная (дает рефлексию, повышает активность). Самый плохой вариант – средняя недифференцированная с\о.

Связь с\о с системами обучения:

Младшие школьники: самая высокая с\о у учащихся традиционного образования.

Способы формирования с\о:

Для формирования творческой, всесторонне развитой личности необходимо развивать у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

Самооценка является важнейшим фактором формироваия личности. именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений сокружающими.

Самооценка личности по своей природе социальна: она отражает меру ориентации на общственно выработанные требования к поведению и деятельности. Важной основой с\о являются принятые в обществе нормы.

2 фактора развития с\о:

1. общение с окружающими

2. собственная деятельность ребенка.

Этапы формирования с\о (возрастное):

1. Самовыделение или принятие себя в расчет (Я – не Я) – отделение себя от другого.

2. Наполнение содержанием – его задают оценки взрослых, успешность или неуспешность действий ребенка, общая атмосфера вокруг ребенка à ощущение своей ценности.

3. Ослабевает ощущение собственной ценности, т.к. мир больше не вертится вокруг ребенка. В его соснание входят новые миры, в которых есть свои центры. Ребенок ищет свое место в новой действительности, пытается отвечать ее требованиям, реализовать себя, состояться как личность.

Становление структуры с\о:

1. Формирование оптимальной структуры с\о – развитие у детей дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе, умение использовать разнообразные характеристики при оценке себя, адекватно понимать содержание оцениваемых качеств.

2. Необходимо учить детей самостоятельно и аргументированно оценивать свои возможности, умения и личные качества как со своей точки зрения, так и с точки зрения других людей.

3. Уровень сформированности с\о м. задаваться способом сотрудничества взрослого с ребенком (похвала, критика). Основа этого сотрудничества – анализ и совместное с взрослым обсуждение содержательных сторон деятельности.

3 уровня развития с\о:

1. С\о реалистична – дети хорошо знают свои способности, возможности à могут прогнозировать что получиться, а что – нет. Причины неудач – собственные недостатки. Нет категорической самоуверенности.

2. С\о менее реалистична – знания о себе часто отражают мнение окружающих, становятся менее самостоятельными. Причины неудач – неблагоприятные обстоятельства. Амооценочные суждения более катигоричны.

3. С\о преимущественно неадекватна – ребенку всегда хочется оценить себя повыше. Причины неудач – зловредные обстоятельства. С\о часто занижена (много ожиданий, мало успехов).

* по мере снижения реалистичности, размышления детей о себе – меньше.

** с возрастом происходит повышение понимания качеств личности => дети более глубоко понимают и себя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...