Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основания для порицания и похвалы




(1) Человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства неправедным способом, путём насилия, и, который, поступив так, не делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, не делится этим и не совершает накопления заслуг можно порицать на трёх основаниях.

Он ищет богатства неправедным способом, путём насилия таково первое основание, на котором его можно порицать. Он не делает себя счастливым и довольным таково второе основание, на котором его можно порицать. Он не делится этим и не совершает накопления заслуг таково третье основание, на котором его можно порицать.

Такого человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, можно порицать на этих трёх основаниях.

(2) Человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства неправедным способом, путём насилия, и, который, поступив так, делает себя счастливым и довольным, но не делится этим и не совершает накопления заслуг можно порицать на двух основаниях и восхвалять на одном основании.

Он ищет богатства неправедным способом, путём насилия таково первое основание, на котором его можно порицать. Он делает себя счастливым и довольным таково одно основание, на котором его можно восхвалять. Он не делится этим и не совершает накопления заслуг таково второе основание, на котором его можно порицать.

Такого человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, можно порицать на этих двух основаниях и восхвалять на этом одном основании.

(3) Человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства неправедным способом, путём насилия, и, который, поступив так, делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, делится этим и совершает накопления заслуг можно порицать на одном основании и восхвалять на двух основаниях.

Он ищет богатства неправедным способом, путём насилия таково одно основание, на котором его можно порицать. Он делает себя счастливым и довольным таково первое основание, на котором его можно восхвалять. Он делится этим и совершает накопления заслуг таково второе основание, на котором его можно восхвалять.

Такого человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, можно порицать на этом одном основании и восхвалять на этих двух основаниях.

(4) Далее, домохозяин, человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства и праведным, и неправедным способом, путём ненасилия и путём насилия и, который, поступив так, не делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, не делится этим и не совершает накопления заслуг можно восхвалять на одном основании и порицать на трёх основаниях.

Он ищет богатства праведным способом, путём ненасилия таково одно основание, на котором его можно восхвалять. Он ищет богатства неправедным способом, путём насилия. Он не делает себя счастливым и довольным. Он не делится этим и не совершает накопления заслуг - таково третье основание, на котором его можно порицать.

Такого человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, можно восхвалять на одном основании и порицать на трёх основаниях.

(5) В этом отношении, домохозяин, человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства и праведным, и неправедным способом, путём ненасилия и путём насилия и, который, поступив так, делает себя счастливым и довольным, но не делится этим и не совершает накопления заслуг можно восхвалять на двух основаниях и порицать на двух основаниях.

Он ищет богатства праведным способом, путём ненасилия таково одно основание, на котором его можно восхвалять. Он ищет богатства неправедным способом, путём насилия одно основание, на котором его можно порицать. Он делает себя счастливым и довольным таково второе основание, на котором его можно восхвалять. Он не делится этим и не совершает накопления заслуг таково второе основание, на котором его можно порицать.

Такого человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, можно восхвалять на двух основаниях и порицать на двух основаниях.

(6) Человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства и праведным, и неправедным способом, путём ненасилия и путём насилия и, который, поступив так, делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, делится этим и совершает накопления заслуг можно восхвалять на трёх основаниях и порицать на одном основании.

Он ищет богатства праведным способом, путём ненасилия таково одно основание, на котором его можно восхвалять. Он ищет богатства неправедным способом, путём насилия таково одно основание, на котором его можно порицать. Он делает себя счастливым и довольным таково второе. Он делится этим и совершает накопления заслуг таково третье основание, на котором его можно восхвалять.

Такого человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, можно восхвалять на трёх основаниях и порицать на одном основании.

(7) Далее, домохозяин, человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства праведным способом, путём ненасилия и, который, поступив так, не делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, не делится этим и не совершает накопления заслуг можно восхвалять на одном основании и порицать на двух основаниях.

Он ищет богатства праведным способом, путём ненасилия - таково одно основание, на котором его можно восхвалять. Он не делает себя счастливым и довольным. Он не делится этим и не совершает накопления заслуг - таково второе основание, на котором его можно порицать.

Такого человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, можно восхвалять на одном основании и порицать на двух основаниях.

(8) Человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства праведным способом, путём ненасилия и, который, поступив так, делает себя счастливым и довольным, но не делится этим и не совершает накопления заслуг можно восхвалять на двух основаниях и порицать на одном основании.

Он ищет богатства праведным способом, путём ненасилия? Он делает себя счастливым и довольным - таково второе основание, на котором его можно восхвалять. Он не делится этим и не совершает накопления заслуг - таково одно основание, на котором его можно порицать.

Такого человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, можно восхвалять на двух основаниях и порицать на одном основании.

(9) Человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства праведным способом, путём ненасилия и, который, поступив так, делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, делится этим и совершает накопления заслуг, но [при этом] использует своё богатство, будучи привязанным к нему, будучи очарованным им, будучи слепо поглощённым им, не видя опасности в нём, не понимая спасения можно восхвалять на трёх основаниях и порицать на одном основании.

Он ищет богатства праведным способом, путём ненасилия? Он делает себя счастливым и довольным? Он делится этим и совершает накопления заслуг - таково третье основание, на котором его можно восхвалять. Он использует своё богатство, будучи привязанным к нему, будучи очарованным им, будучи слепо поглощённым им, не видя опасности в нём, не понимая спасения - таково одно основание, на котором его можно порицать.

Такого человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, можно восхвалять на трёх основаниях и порицать на одном основании.

(10) Человека, который наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства праведным способом, путём ненасилия и, который, поступив так, делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, делится этим и совершает накопления заслуг, и [к тому же], он использует своё богатство, не будучи привязанным к нему, не будучи очарованным им, не будучи слепо поглощённым им, видя опасность в нём, понимая спасение можно восхвалять на четырёх основаниях.

Он ищет богатства праведным способом, путём ненасилия. Он делает себя счастливым и довольным. Он делится этим и совершает накопления заслуг. Он использует своё богатство, не будучи привязанным к нему, не будучи очарованным им, не будучи слепо поглощённым в нём, видя опасность в нём, понимая спасение - таково четвёртое основание, на котором его можно восхвалять.

 

Заключение

Таковы, домохозяин, эти десять типов личностей в мире, которые наслаждаются чувственными удовольствиями. Из этих десяти, главнейшей, лучшей, превосходящей других, высочайшей и наивысшей является тот, кто наслаждается чувственными удовольствиями, ищет богатства праведным способом, путём ненасилия. Поступив так, он делает себя счастливым и довольным, и, кроме того, делится этим и совершает накопления заслуг. И он использует своё богатство, не будучи привязанным к нему, не будучи очарованным им, не будучи слепо поглощённым им, видя опасность в нём, понимая спасение.

Подобно тому, как корова даёт молоко; из молока получаются сливки; из сливок масло; из масла топлёное масло; из топлёного масла сливки топлёного масла, и это считается наилучшим, точно также из этих десяти типов личностей в мире, которые наслаждаются чувственными удовольствиями, главнейшей, лучшей, превосходящей других, высочайшей и наивысшей является, понимая спасение.

 

Расширенная версия этой сутты, в которой также упоминаются виды аскетов СН 42.12

 

Бхая сутта: Враждебность

АН 10.92

(сутта идентична СН 12.41)

 

Диттхи сутта: Воззрение

АН 10.93

Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. И тогда домохозяин Анатхапиндика средь бела дня покинул Саваттхи, чтобы повидать Благословенного. И затем мысль пришла к нему: Сейчас неподходящее время, чтобы навещать Благословенного, который пребывает в затворничестве, как [неподходящее] и для того, чтобы повидаться с уважаемыми монахами, которые также в затворничестве. Что если я отправлюсь в парк странников-приверженцев иных учений.

И тогда домохозяин Анатхапиндика отправился в парк странников-приверженцев иных учений. И в то время странники-приверженцы иных учений собрались и шумели по мере того, как громко и возбуждённо обсуждали различные бессмысленные темы. Странники увидели Анатхапиндику издали и стали унимать друг друга: Тише, почтенные. Почтенные, не шумите. Вон идёт домохозяин Анатхапиндика, ученик отшельника Готамы, один из мирян-последователей отшельника Готамы, одетых в белые одежды, проживающих в Саваттхи. Эти почтенные любят тишину, дисциплинированны в тишине, восхваляют тишину. Быть может, если он посчитает, что наше собрание тихое, то задумает подойти к нам. И тогда те странники-приверженцы иных учений замолкли.

И тогда домохозяин Анатхапиндика подошёл к этим странникам и обменялся с ними вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом. Затем странники сказали ему:

Скажи нам, домохозяин, каково воззрение отшельника Готамы?

Почтенные, я не знаю воззрения отшельника Готамы во всей полноте.

Итак, домохозяин, ты говоришь, что не знаешь воззрения отшельника Готамы во всей полноте. Тогда скажи нам, каково воззрение монахов?

Почтенные, я не знаю воззрения монахов во всей полноте.

Итак, домохозяин, ты говоришь, что не знаешь воззрения отшельника Готамы во всей полноте. А также не знаешь воззрения монахов во всей полноте. Тогда скажи нам, каково твоё воззрение?

Почтенные, мне не сложно объяснить своё воззрение. Но вначале объясните ваши собственные воззрения. А после этого меня не затруднит объяснить своё воззрение.

Когда так было сказано, один странник обратился к домохозяину Анатхапиндике:

(1) Мир вечен. Только это правда, а всё остальное ошибочно. Таково моё воззрение, домохозяин. Другой странник сказал: (2) Мир не вечен. Только это правда, а всё остальное ошибочно. Таково моё воззрение, домохозяин. Ещё другой сказал: (3) Мир ограничен. (4) Мир безграничен. (5) Душа и тело - это одно и то же. (6) Душа это одно, а тело иное. (7) Татхагата существует после смерти. (8) Татхагата не существует после смерти. (9) Татхагата и существует и не существует после смерти. (10) Татхагата ни существует, ни не существует после смерти. Только это правда, а всё остальное ошибочно. Таково моё воззрение, домохозяин.

Когда так было сказано, домохозяин Анатхапиндика обратился к тем странникам: Почтенные, этот почтенный сказал так: Мир вечен. Только это правда, а всё остальное ошибочно. Таково моё воззрение, домохозяин. Такое его воззрение возникло из-за его немудрого внимания или же обусловлено чьим-либо изречением. Это воззрение проявилось и является обусловленным, оно продукт волевого намерения, возникло зависимо. Но всё, что проявилось и является обусловленным, продуктом волевого намерения, возникло зависимо является непостоянным. Всё, что является непостоянным страдательно. И просто лишь к страданию он привязан и цепляется.

Почтенные, этот [другой] почтенный сказал так: Мир не вечен. Мир ограничен. Татхагата ни существует, ни не существует после смерти. Только это правда, а всё остальное ошибочно. Таково моё воззрение, домохозяин. Такое его воззрение также возникло из-за его немудрого внимания или же обусловлено чьим-либо изречением. Это воззрение проявилось и является обусловленным, оно продукт волевого намерения, возникло зависимо. Но всё, что проявилось и является обусловленным, продуктом волевого намерения, возникло зависимо является непостоянным. Всё, что является непостоянным страдательно. И просто лишь к страданию он привязан и цепляется.

Когда так было сказано, те странники обратились к домохозяину Анатхапиндике: Мы объяснили тебе свои воззрения. Теперь расскажи о своём воззрении.

Почтенные, всё, что проявилось и является обусловленным, продуктом волевого намерения, возникло зависимо является непостоянным. Всё, что является непостоянным страдательно. Всё страдательное не моё; я не таков; это не моё «я». Вот каково моё воззрение.

Домохозяин, всё, что проявилось и является обусловленным, продуктом волевого намерения, возникло зависимо является непостоянным. Всё, что является непостоянным страдательно. И просто лишь к страданию ты привязан и цепляешься.

Почтенные, всё, что проявилось и является обусловленным, продуктом волевого намерения, возникло зависимо является непостоянным. Всё, что является непостоянным страдательно. Чётко увидев правильной мудростью [это воззрение] в соответствии с действительностью: Это не моё; я не таков; это не моё «я» я понимаю в соответствии с действительностью [в том числе и] спасение от этого1.

Когда так было сказано, те странники сидели умолкнувшими, смутившимися, с опущенными плечами и поникшей головой ушли в себя, не могли что-либо ответить. И тогда домохозяин Анатхапиндика, осознав, что эти странники [сидят] умолкнувшими, не могут что-либо ответить, поднялся со своего сиденья и отправился к Благословенному. [Подойдя], он поклонился Благословенному, сел рядом и рассказал Благословенному обо всей беседе с теми странниками. [Благословенный сказал]:

Хорошо, хорошо, домохозяин! Именно так этих пустых людей время от времени нужно тщательно опровергать разумным доводом. И затем он наставил, воодушевил, вдохновил и порадовал домохозяина Анатхапиндику беседой о Дхамме. И тогда домохозяин Анатхапиндика, наставленный, воодушевлённый, вдохновлённый, порадованный беседой о Дхамме, поднялся со своего сиденья, поклонился Благословенному и ушёл, обойдя его с правой стороны.

И вскоре после того, как домохозяин Анатхапиндика ушёл, Благословенный обратился к монахам: Монахи, если какой-либо монах, даже который посвящён [в монашество] уже как сотню лет в этой Дхамме и Винае, станет тщательно опровергать разумным доводом странников-приверженцев иных учений, то ему следует опровергать их точно так, как это сделал домохозяин Анатхапиндика.

 

 

Прим. переводчика (SV): Домохозяин объясняет странникам, что они цепляются к непостоянным обусловленным феноменам (в данном случае к воззрениям). Поскольку они цепляются к непостоянному, то это также и означает, что они цепляются к страданию. Однако странники не понимают этого и заявляют, что раз у Анатхапиндики тоже есть воззрение, значит он тоже цепляется к непостоянному и страдательному, на что тот отвечает, что у него нет цепляния за собственное воззрение, потому что он, во-первых, видит, что это его воззрение как феномен, не является "им" и не принадлежит "ему", и, во-вторых, он знает и (буддийский) Путь, который уводит от всяческих цепляний к полной свободе от привязанности к любым обусловленным вещам, будь то воззрения или что-либо иное.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...