Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ВятГУ»)   Педагогический институт   Факультет педагогики и психологии   Кафедра педагогики     Курсовая работа по педагогике «Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики»   Выполнила: студентка группы   ПОб-2701-60-64 Чижикова Ирина Евгеньевна _________________ (подпись)   Научный руководитель: к. п. н., доцент Лучинина А. О. _________________ (подпись) Киров 2022

 

    

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. 1. Патриотическое воспитание детей младшего школьного

возраста как педагогическая проблема………………………………..... 6

1. 2. Особенности патриотического воспитания младших

школьников……………………………………………………………….. 14

1. 3. Возможности музеев патриотическом воспитании детей

младшего школьного возраста……………………………………………21

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2. 1. Диагностическое исследование исходного уровня

патриотической воспитанности у детей младшего школьного

возраста………………………………….................................................... 29

2. 2. Организация работы по патриотическому воспитанию детей

младшего школьного возраста в условиях музея………………………38

2. 3. Анализ результатов проведенной работы. Методические рекомендации……………………………………………………………... 40

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………........ 44

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ……………………………46

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………. 50

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………. 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 5…………………………………………………………. 66

ПРИЛОЖЕНИЕ 6…………………………………………………………. 76

ПРИЛОЖЕНИЕ 7…………………………………………………………. 87

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», важнейшей задачей современного образования является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, отвечающими требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы и Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». [13]

      Выше перечисленные качества формируются с периода детства. Младший школьный возраст является важным возрастом в становлении личности человека. Подготовка ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать окружающую действительность и соотносить свою деятельностью интересами семьи, общества и государства – вот задача, стоящая перед педагогами. Сложность сегодняшнего воспитания, по мнению многих исследователей, заключается в искажении у детей представления о патриотизме, семейных ценностях. В связи с обозначенной проблемой патриотическое воспитание детей начинается с периода детства и является одним из «важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений». [10, с. 28].

      Комплексные занятия в музее являются эффективным средством

патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Они

позволяют формировать такие нравственные качества как самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность и, как следствие, активную жизненную позицию. Реализация этого метода патриотического воспитания позволяет объединять различные виды детской деятельности, способствует развитию аналитического и критического мышления, фантазии, навыков общения и практического взаимодействия детей и взрослых (педагогов и родителей), которое выстраивается, прежде всего, на законах нравственности.

             Однако, анализируя состояние исследуемой проблемы, мы усмотрели противоречие между востребованностью и необходимостью создания комплекса музейных занятий, который дали бы педагогам возможность поднять уровень патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса. Всё вышесказанное и определило выбор темы данной работы: «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами музейной педагогики».

        Объектом исследования является процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.

         Предметом исследования является комплекс занятий в музее, направленный на поднятие уровня патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста.

      Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий в условиях музея, направленных на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.  

     Задачи исследования:

1) проанализировать особенности патриотического воспитания детей

младшего школьного возраста;

2) рассмотреть возможности музея, которые возможно эффективно

использовать в процессе патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;

3) провести диагностическое исследование исходного уровня

патриотической воспитанности, проанализировать результаты и сделать выводы;

4)разработать комплекс занятий в музее, направленный на                     патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.

  Теоретико-методологической основой исследования служат идеи

русской философской и педагогической мысли о развитии патриотической сферы личности (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский); теоретические положения о взаимодействии семьи и образовательной организации в патриотическом воспитании детей (И. В. Метлик, Н. В. Микляева, Е. Н. Бородина, А. Б. Теплова). Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования.

         Теоретические методы исследования: анализ нормативно –    правовых документов, теоретико - методологический и понятийно– терминологический анализ литературы по проблеме исследования.

          Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование детей, анализ и обработка результатов исследовательской работы.

Исследование по патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа:

  1 этап:  

 Проведен анализ педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей младшего школьного возраста; определялись возрастные особенности детей младшего школьного, выявлялся потенциал занятий в музее, их возможности в патриотическом воспитании, определялся инструментарий для диагностики.

2 этап:

 Проведена диагностика по установлению исходного уровня патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев патриотической воспитанности младших школьников.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального и  дополнительного образования по патриотическому воспитанию детей, педагогами музеев.

 База исследования:

Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. 1. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста

как педагогическая проблема.

Для того, чтобы выявить особенности работы по патриотическому

воспитанию детей младшего школьного возраста, необходимо, прежде

всего, раскрыть такие понятия как «патриот», «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

        Впервые слово «патриот» стало употребляться в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма. Толковый словарь В. И. Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его» [10, с. 16]. То есть, можем сделать предварительный вывод: «патриот» – человек, любящий свою Родину.

       Обратившись к современности, понимаем, что трактовка термина «патриотизм» очень разнообразна и неоднозначна. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству.

Вот как раскрывает содержание данного понятия доктор психологических наук И. Е. Кравцов в своей монографии: «Патриотизм – это любовь к своему отечеству, к родным местам, «земле отцов», к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» [1, с. 74]

 

    Другой учёный, доктор педагогических наук, академик И. Ф. Харламов рассматривает патриотизм как «взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними» [1, с. 88].

          Не менее известный психолог ХХ столетия Т. Н. Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в него любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности. Один из самых значимых российских ученых лингвистов, доктор филологических наук, профессор С. И. Ожегов трактовал понятие «патриотизм» как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»[10, с. 25].

Советский педагог и писатель А. С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. «От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [17, с. 29].

     Подводя итог вышесказанному, можно выделить такой собирательный образ: патриот – человек любящий свою Родину, знающий и уважающий историческое прошлое страны и её традиции, готовый защищать её социальные и культурные достижения, милосердный, заботящийся об интересах страны и её граждан. Патриотическое воспитание – регулярная и  целенаправленная работа по развитию у молодых людей высокого патриотического сознания, чувства преданности своему Отечеству, готовности к осуществлению гражданского долга и выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Отчизны.

Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающих вхождение подрастающих граждан в жизнь общества. В различных исторических эпохах, в зависимости от социально – экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии, в воспитание вкладывали различные аспекты. Я. А. Коменский отмечал, что одним из главных результатов воспитания должно стремление у ребенка оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. В его книге «Великая дидактика» написано: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия» [22, с. 116]. В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей страны, к геральдике, к своему народу. Значительную роль в этом процессе играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература. Представители принципа народности в воспитании– К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский и А. И. Чернышевский – особо подчеркивали важность воспитания у ребёнка любви к Родине. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»[16, c. 26].

    В педагогических исследованиях по проблеме патриотического воспитания советского периода раскрываются как теоретико–методологические аспекты, так и прикладные различные направления патриотического воспитания: военно - патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях нашего народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различного возраста и др..

        В педагогике этого периода вопросам воспитания патриотизма и были посвящены работы А. А. Аронова, В. Ф. Фарфоровского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, и др.

         Особую лепту в исследование вопросов патриотического воспитания советского времени внесли работы выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей такого рода, организуемая педагогами, представляет собой главный фактор формирования личности подрастающего гражданина. Вместе с тем, В. А. Сухомлинский не обошел вниманием и трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту «трудно постижимую ценность» – патриотизм.

         «Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя Родина» [21, с. 86].

      В настоящее время проблемой патриотического воспитания

подрастающего поколения занимаются З. Т. Гасанов, В. И. Лутовинов, В. Ю. Микрюков, А. И. Попова, Ю. В. Савин, Е. С. Троицкий и другие учёные. На рубеже XX и XXI веков идея коллективизма в воспитании стала подменяться идеей индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отношения к отечественной истории, к своему народу. Это привело к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобрели негативный оттенок. Не так давно президент РФ В. В. Путин в одном из интервью с сожалением отмечал, что слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение.

        Наблюдение за окружающей действительностью позволяет определить причины, по которым частично нивелируется в российском обществе, особенно среди молодежи, такое понятие как «патриотизм»:

1) большая часть молодежи не имеет возможности, не может или не хочет трудиться, особенно заниматься производственным трудом;

2) резкое снижение экономического статуса молодежи, значительная

часть которой находятся на грани бедности и нищеты, сокращение расходов на питание, отдых, образования, бытовые нужды и т. д.;

3) ухудшение здоровья населения (как физического, так и

психического), демографической ситуации в обществе, что привело к

деградации генофонда, снижение нравственного, интеллектуального

потенциала и к падению роли молодежи как социального ресурса в целом;

4) усиление духовного кризиса молодежи, девальвация ее важнейших

социально-экономических ценностей, преобладание негативных,

асоциальных мотивов в поведении.

Но, как пишет кандидат экономических наук, доцент, А. В. Усова, «если

мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возродить прежнее     величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи»].

Тем более, что в отечественной педагогике есть много наработок в области воспитания подрастающего поколения, в том числе и воспитания патриотизма-самого высокого чувства в человеке являющегося «общественным цементом», связывающим людей в честное, дружное общество, чувства, которое, по утверждению К. Д. Ушинского, «последним гибнет даже в злодее».

       Для успешного осуществление процесса патриотического воспитания младших школьников, необходимо опираться на ряд принципов, отражающих общие закономерности и специфику работы общеобразовательных школ. К их числу относятся:

 1) обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;

 2) обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

3) диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;

 4) интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;

 5) опора на современные концепции организации и осуществлении учебно–воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;

 6) опора на положительное в личности воспитанника и создание

благоприятной психологической атмосферы в процесс педагогического взаимодействия;

 7) координация взаимодействия школы, семьи и общественности в

системе патриотического воспитания. С учетом особенностей современного общества цель процесса патриотического воспитания определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Необходимо, чтобы процесс этот был плановым, системным и являлся одним из приоритетных направлений в государственной политике России в области образования. Важно, чтобы патриотическое воспитание обеспечивало целенаправленно формирование у граждан активной позиции, способствовало всемерному включению их в решение общегосударственных задач, создавало условия для развития у них государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России; готовило молодежь и побуждало представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы  с общественными.

    В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской

     Федерации» говорится, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому необходимо дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

Подытожив вышеизложенное, сделаем вывод:

1. Патриотическое воспитание – это процесс педагогического

      взаимодействия взрослых и детей в рамках единого ценностно–смыслового пространства, результатом которого является сформированность у детей  патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому краю.

На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как Е. Н. Бородина, Т. М. Маслова и др., мы определяем патриотическую воспитанность в единстве трех критериев:

      Когнитивно–интеллектуальный включает в себя представления младших школьников об истории «малой родины», о понятиях «патриот» и «патриотизм», знание государственной символики;

эмоционально–чувственный включает в себя проявление патриотических эмоций и чувств  младших школьников по отношению к «малой родине», эмоциональную  отзывчивость на образы– носители патриотических ценностей;  поведенческо–волевой включает в себя уровень овладения младшими  о «малой родине».


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...