Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Анализ результатов проведенной работы. Методические рекомендации




2. 3. Анализ результатов проведенной работы. Методические рекомендации

 

Эффективность проведенной работы была определена на контрольном этапе.

Цель: контрольного эксперимента: выявить эффективность работы музея  по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Обработка результатов формирующего исследования проводилась на основе критериев, определенных на констатирующем этапе.

Так для того, чтобы уточнить наличие представлений о родном крае, о его роли в жизни человека была проведена согласно требованиям диагностики аналогичная беседа по тем же вопросам.

Диаграммы динамики патриотических чувств и представлений детей

в результате участия посредством музейных занятий, контрольный этап:

Рис. 1. Результаты проведенной анкеты «Моё отношение к малой Родине»

 

Анализ результатов проведенной анкеты показал, что в контрольной группе высокий уровень патриотических знаний показали 16 человек (55%)

Средний объем патриотических знаний в классе был выявлен у 9 человек (9, 6)

Низкий уровень патриотических знаний в контрольной группе был выявлен у 1 человека (5, 4%),

Рис. 2 Результаты проведенной методики «Незаконченные предложения»

Анализ результатов проведенной анкеты показал, что в контрольной группе высокий уровень патриотических знаний показали 23 человека (81%)

Средний объем патриотических знаний в классе был выявлен у 2 человек (10, 8%)

Низкий уровень патриотических знаний в контрольной группе был выявлен у 1 человека (8, 2%),

Рис. 3 Результаты проведенной диагностики «Я-патриот».

Анализ результатов проведенной анкеты показал, что в контрольной группе высокий уровень патриотических знаний показали 20 человек (70%)

Средний объем патриотических знаний в классе был выявлен у 4 человек (22, 7%)

Низкий уровень патриотических знаний в контрольной группе был выявлен у 2 человек (7, 3%),

На контрольном этапе эксперимента качественный анализ результатов показал, что у детей экспериментальной группы заметно повысился уровень уровня патриотической воспитанности.

Результаты экспериментального обучения свидетельствуют о том, что разработанная методика использования средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности является успешной.

Методические рекомендации.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: история и культура города: достопримечательности города; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Таким образом, патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста является одной из основных задач внеучебной деятельности на занятиях в музеях. Именно так для детей открывается возможность первого проникновения в историю  родного края.

Методика формирования патриотической воспитанности в условиях музеев предполагает широкое применение технологий проблемного и проектного обучения, основанных на тесном взаимодействии и сотворчестве всех участников учебно-воспитательного процесса (педагога, учителя, детей, работников музеев и т. д. ).

В основу воспитательной работы может быть положена современная концепция патриотического воспитания, на основе которой составлен перспективный план музейного абонемента, в котором обосновывается воспитание любви к родному краю в контексте всестороннего личностного развития, где патриотизм понимается как сочетание любви к Родине и родной Земле.

Основываясь на данном положении, учитывали, что патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста будет успешным, если повысить уровень знаний и представлений детей о жизни, быте и культуре населения родного города, использовать программу воспитания любви к родному краю.

Самым ярким событием могут быть экскурсии, квесты, во время которых дети не только знакомятся с местностью, но и с достопримечательностями города.


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях, когда нравственные ориентиры подрастающего поколения размыты, одним из главных направлений работы педагогов является патриотическое воспитание. Младший школьный возраст представляется наиболее продуктивным для формирования нравственных качеств, в том числе патриотизма, и роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна. Теоретический анализ научных трудов таких ученых как И. А. Ильин, Д. С. Лихачёв, И. В. Метлик, Н. В. Микляева, Е. Н. Бородина, А. Б. Теплова, Е. В. Бондаревская, А. Д. Леонтьев, В. А. Сластенини др., а также проведенное исследование подтвердили значимость поставленной проблемы.

Основные выводы представлены в следующих тезисах:

 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования раскрыто понятие «патриотическое воспитание». Это– процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого образовательного пространства. Результатом такого взаимодействияу детей должны сформироваться патриотические ценности, проявляющиеся в чувстве любви к «малой» родине. Опираясь на позиции ряда авторов, таких как С. А. Козлова, Н. Ф. Виноградова А. Н. Сорокин, Н. В. Полянскова и др., мы определяем патриотическую воспитанность младших школьников в единстве трех критериев: когнитивно–интеллектуального, включающего в себя объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, осознанность, оценочное отношение к ней, представление о сущности патриотизма.; эмоционально–чувственного, включающего в себя проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», особенность проявления чувств; поведенческо–волевого, включающего в себя уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине»

2. Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Особенности восприятия и мышления младших школьников необходимо учитывать при формировании представлений об истории «малой» родины, о сущности патриотизма (когнитивно– интеллектуальный критерий). Эмоциональные особенности младших школьников необходимо использовать в развитии проявления патриотических эмоций и чувств по отношению к «малой» родине (эмоционально–мотивационный критерий). Практические умения и навыки по применению знаний о «малой родине» важно использовать во время участия детей в акциях по облагораживанию города, в спортивных соревнованиях и празднествах и т. д. (поведенческо–волевойкритерий).

3. Рассмотрев сущность музейной педагогики, её роль в процессе патриотического воспитания младших школьников, можно сделать следующий вывод: занятия с детьми в условиях музея являются эффективным средством патриотического воспитания и личностного развития школьника. Такие занятия дают возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувства, эмоции, оказывают содействие «погружению» в материалы музея патриотической направленности. В деятельности такого рода у обучающихся систематизируются представления о том, кто такой патриот, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт патриотического поведения. В ходе исследования нами был разработан комплекс занятий в музее, который учитывает возрастные особенности младшего школьного возраста и направлен на повышение уровня патриотической воспитанности этих детей. В содержание занятий вошли интерактивные методы организации деятельности в музее, что на наш взгляд сможет обеспечить положительный результат при решении задач патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.


 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова, И. С. Патриотическое воспитание в школе / И. С. Агапова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.

2. Активные методы в работе школьного психолога: сб. научных ст. / ред. И. Дубровиной. - Москва. Педагогика, 2010. - 180 с.

3. Аркин, Е. А. Родителям о воспитании / Е. А. Аркин. - Москва.: Мысль, 1989. - 309 с.

4. Балакирев, А. Д. Музей и историческое сознание / А. Д. Балакирев//Россия XXI век, - 2000. - №5. - С. 118.

5. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. / Б. М. Бид-Бад. - Москва. 2002. - 150 с.

6. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969—1978 [Электронный ресурс]. - URL: http: //enc-dic. com(дата обращения: 15. 04. 2022).

7. Верба, А. И. Школьный исторический музей в системе учебновоспитательной работы / А. И. Верба, А. Е. Сейненский//Воспитание школьников. - 1986. - № 2. - С. 56.

8. Воронович, В. М. Управление учебно – воспитательным процессом средствами музейной педагогики / В. М. Воронович//Музейная педагогика. - 2007. - №12. - С. 2.

9. Вырщиков, А. Н. Патриотизм на службе России / А. Н. Вырщиков, М. Кусмарцев//Воспитание школьников. - 2006. - №3. - С. 7.

10. Вырщиков, А. Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников / А. Н. Вырщиков. - Москва: Глобус, 2007. - 89 с.

11. Горбова, М. А. Патриотическое воспитание средствами краеведения / М. А. Горбова. - Москва: Глобус, 2007. – 214 с.

12. Ипполитов, Н. В. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. / Н. В. Ипполитов. - Шадринск: ШГПИ, 2005. - 84 с. 54

13. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: http: //docs. cntd. ru(дата обращения: 12. 04. 2022).

14. Лутовинов, В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. / В. И. Лутовинов. - Москва. 2001. - 280 с.

 15. Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01. 03. 2003 г. № 30-51-131/16) [Электронный ресурс]. - URL: http: //worldhistory. ucoz. ru(дата обращения: 11. 04. 2022).

16. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2005- 2010 г //Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 26.

17. Патриотическое воспитание [Электронный ресурс]. - URL: http: //dspace. bsu. edu. ru(дата обращения: 21. 03. 2022).

18. Педагогика школы / ред. С. Е. Матушкина. - Челябинск.: ЧГПИ, 1974. - 205 с.

19. Солдатенков, А. Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников / А. Д. Солдатенков//Советская педагогика. - 1974. - № 10. - С. 52.

20. Суходолова Т. М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: автореферат диссертации кандидата педагогических наук/ Т. М. Суходолова. – Челябинск, 1975. - 27 с.

 21. Сухомлинский, В. А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский. - Москва: Мысль, 1982. - 117 с.

22. Терентий, М. А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. / М. А. Терентий. - Кишинев: Штиница, 1978. - 275 с. 55

23. ФГОС общего образования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Электронный ресурс]. - URL: http: //rusla. ru(дата обращения: 19. 03. 2022).

24. Шоган, В. В. Саморазвитие детского сознания / В. В. Шоган. - Москва: Педагогический поиск, 2001. – 60 с. 56

25. Осяк С. А. Образовательный квест – современная интерактивная техноло-

гия // Современные проблемы науки и образования. – 2015

26. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в си-

ситеме образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2001

27. Дубцова Г. М. Применение квест-технологии в образовательном процессе

ДОУ [Электронный ресурс]. –Режим доступа:

https: //multiurok. ru/files/ primienieniie-kviest-tiekhnologhii-v-obrazovatiel. html

28. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: Сайт Вятскополянской РЦБС. – URL: http: //вп-библиотека. рф/

 29. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https: //kraeved. vp43. ru/

 30. Гильмутдинова А. К., Гумеров К. Ш., Мельникова Н. Л. Град на реке Серебряной [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https: //www. twirpx. club/file/2682956/

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностическое анкетирование

Методика 1. «С чего начинается Родина»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...