Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.1. Выявление уровня сформированности патриотических чувств у детей младшего школьного возраста.




2. 1. Выявление уровня сформированности патриотических чувств у детей младшего школьного возраста.

 Теоретические основы проблемы воспитания патриотических чувств у младших школьников, изложенных в 1 главе, позволяют говорить о необходимости создания специальных педагогических условий, способствующих улучшению ее эффективности. С этой целью  была проведена опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе КОГОАУ «Вятский многопрофильный лицей» г. Вятские Поляны.. В эксперименте принимало участие 26 детей, учащиеся 3 А класса. Возраст школьников составлял 9-10 лет. Опытно-экспериментальное исследование проходило в три этапа:

 1 этап – констатирующий эксперимент, на котором выявляется уровень сформированности патриотических чувств у младших школьников;

 2 этап – формирующий эксперимент, на котором организовывалась и проводилась работа по воспитанию патриотических чувств на музейных занятиях

3 этап – контрольный эксперимент, на котором анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, сравнивались с результатами первого эксперимента и делались выводы.  

Для того чтобы выявить уровень сформированности патриотических чувств у младших школьников и отследить в динамике процесс воспитания патриотических чувств, необходимо определить критерии и показатели сформированности патриотических чувств. Для исследования уровня патриотических чувств у младших школьников были выбраны критерии, описанные Л. И. Маниной [37], так как они научнообоснованы и сознательно ограничены небольшим количеством. Представим их в виде Таблицы.

 

 

Таблица 1

Критерии Показатели и хараактеристика
1. Когнитивный   Объем патриотических знаний, которые могут стать базой возникновения патриотических чувств и мотивов патриотического поведения: знание содержания понятий «большая родина», «малая родина», «патриот»; знание истории своей семьи, знание ключевых событий истории России и родного края.
2. Эмоционально - чувственный Наличие сформированности мотивов патриотической деятельности. Важно, чтобы полученные патриотические знания учащихся приобрели личностный смысл, прошли 30 через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.
3. Деятельностный Выражается в непосредственном проявлении активности и конкретных действий личности, которые характеризуются патриотической направленностью и представляют реальный вклад в выполнение долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах.

 

 Согласно данным критериям и выделенным показателям оценки сформированности патриотических чувств у младших школьников также были подобраны диагностические методики.

Когнитивный критерий исследовался на основе проведения анкеты «С чего начинается Родина? » и методики «Незаконченные предложения».

Для исследования эмоционально-чувственного критерия применялся метод индивидуальной беседы с каждым учащимся. Деятельностному критерию соответствовала методика «Я – патриот».

Диагностика №1 анкета «Мое отношение к малой Родине» (автор: В. М. Хлыстова)

Цель состояла в определении уровня когнитивной составляющей патриотических чувств у учащихся 3А класса. Испытуемым предлагалась анкета, состоящая из 8 вопросов

(См. в Приложении 1).

Цель: выявить проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию). Методика состоит из 8 вопросов (см. Приложение 1). В качестве ответа учащимся предлагается два варианта: «да» или «нет». Критерии оценки: за каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов: «да» – 1 балл; «нет» – 0 баллов; максимальное количество баллов – 8. Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данному критерию: 85 – 100% – высокий уровень: ярко проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»; 55 – 84% – средний: проявляет гордость за свое Отечество, «малую родину»; 0 – 54% – низкий: не проявляет гордость за свое Отечество, «малую

Ответы на эти вопросы показывают, какие знания, представления о стране, своей семье и городе сформированы у младших школьников. Оценивание патриотических чувств у младших школьников по результатам анкетирования проводилось по полноте представлений о патриотизме. Поскольку полнота определяется показателем объема фактического знания, на основе проведенного анализа ответов учащихся были выделены следующие уровни:

1. 8-10 баллов – высокий уровень;

 2. 5-7 баллов – средний уровень;

3. 0-4 балла – низкий уровень.

Анализ результатов проведенной анкеты показал, что в контрольной группе высокий уровень патриотических знаний показали 9 человек (34, 6%)

Средний объем патриотических знаний в классе был выявлен у 14 человек (53, 8%)

Низкий уровень патриотических знаний в контрольной группе был выявлен у 3 человек (11, 6 %),

 

 Рис. 1. Результаты проведенной анкеты «Моё отношение к малой Родине»

На диаграмме представлен процент сформированности патриотических знаний у младших школьников по результатам анкеты «Моё отношение к малой Родине» Таким образом, можно сделать вывод, что уровень когнитивной составляющей у младших школьников у большинства учащихся контрольной группы находится на среднем и высоком уровнях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...