Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. Возможности музейной педагогики в патриотическом воспитании




1. 3. Возможности музейной педагогики в патриотическом воспитании

детей младшего школьного возраста

      Работа по патриотическому воспитанию детей начинается еще с дошкольного образовательного учреждения и задача начальной школы, как преемственной ступени образования, – продолжить работу по данному направлению. В связи с этим возникает потребность в поиске и внедрении в учебно–воспитательный процесс школы эффективных средств и методов, обеспечивающих возможность поднятия уровня патриотической воспитанности младших школьников. Выполняя одну из основных задач воспитательно – образовательного процесса, учителя начальных классов стремятся к формированию у детей высокой гражданственности, интереса к истории и культуре своей Родины и правильных представлений о ней, не забывая при этом о принципе доступности.

    Процесс патриотического воспитания младших школьников– это включение детей в активную познавательную деятельность на благо своей большой и малой Родины, привитие бережного, ценностного отношения к истории и культуре родного края, к обычаям и традициям своего народа, любви к местам, где ты родился и вырос. По мнению учёных, в деле воспитания патриотизма очень важен опыт чувств ребёнка, таких как гордость за своих родителей, свою школу, страну. Всему этому в значительной мере помогает музейная педагогика, элементы которой в настоящее время активно включаются в педагогический процесс современной школы. Музейная педагогика обладает большим развивающим потенциалом, так как она осуществляет образовательную, воспитательную, познавательную, социализирующую функции.

    Сформировалась музейная педагогика на стыке музееведения, педагогики и психологии. По мнению Б. Столярова, – «это раздел педагогической науки и построенная на его основе специфическая научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Данное направление помогает по-новому осмыслить и оценить культурное наследие, которое на протяжении многих веков накапливалось человечеством». Целью музейной педагогики – создание условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея. Музей (греч. musé ion − место, посвященное музам, храм муз, от mú sa − муза) – научное, научно – просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Функции музея определяются следующим образом:

1) развивающая: музей как центр творческого общения, развития и досуга;

2) образовательная: музей как многопрофильный и междисциплинарный центр, в котором познаются виды и жанры искусства, вопросы истории и краеведения;

3) социально – адаптационная: музей как консультативный, методический и проектный центр, работающий в различных режимах общения.        Обращение к ценностям мировой культуры, накопленным и свято хранимым человечеством, предполагает включение любого человека в культурно – историческое пространство, что помогает емуосознать себя субъектом культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, выводящему индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея. Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт научного познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость, важность, ценность существования музейной педагогики. В связи с этим перед образованием встают новые задачи:

1)расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;

2) гармонизация развития творческой личности;

3) формирование национальной идеологии; 2

4) возвращение к исконно духовным ценностям; сохранение традиций, патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

5) создание новой музейной аудитории;

6) расширение пространства влияния музея.

             Сверхзадача педагога, трудящегося в сфере музейной педагогикой – создание условий для выработки у учащихся позиции созидателя, заинтересованного исследователя, а не стороннего наблюдателя; личной ответственности по отношению к прошлому, настоящему и будущему наследию.

            Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения. Очевидно, что вследствие нового, расширенного понимания задач музейной работы, которая включает в себя традиционные функции (собирать, хранить, популяризировать), сюда добавляются новые – такие, как формирование патриотизма, мировоззрения подрастающего поколения. Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Педагоги, занятые в музейной деятельности, непременно должны учитывать средства и формы этого нового направления в науке. Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И, если классическая школа с её классно– 24 урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно–воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции. При разработке и проведении мероприятий в рамках музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

     1) интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

      2) комплексность: включение всех типов восприятия;

       3) программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ;

       4) дифференцированный подход к учащимся, соблюдение принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

      Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

      1) каждое посещение музея – это занятиеи оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

      2) учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

3) посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

4) отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

 5) итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д. ). Формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые и индивидуальные.

К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам. Групповыми формами работы являются кружки, абонементы. Результатами такой работы могут стать путеводители, журналы, видеофильмы, музейные экскурсионные и индивидуально – образовательные маршруты по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно – урочной и внеурочной, внеклассной работе.

Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа. Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т. д.

 Принцип активности ребёнка в процессе обучения остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность не проявляется сама по себе, а является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий в организации педагогической среды, т. е. применяемой технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. В школах должно быть создано особое воспитательное пространство, где педагоги реализуют специальные музейно–образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно выставочную и клубную работу, апробируют музейные педагогические технологии.

   Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:

1) научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

2) формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; 3) формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

 4) развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

5) формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

  К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

 1) интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

 2) уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

 3)уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

 4) уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урокпрезентация; 5) уроки с использованием фантазии: урок – сказка, урок – сюрприз;

 6) уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок – суд, следствие, дебаты в парламенте. Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско–взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное. Таким образом, эффективное применение всех средств и методов музейной деятельности способствуют повышению эффективности деятельности музея в системе патриотического воспитания подрастающего поколения. Работая в данном направлении, можно развить интерес учащихся к занятиям в музее, особенно когда они сами будут являться участниками творческого процесса, при этом будет повышаться их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

Рассмотрев сущность музейной педагогики, её роль, можно сделать вывод:

· Музейная педагогика является эффективным средством патриотического воспитания.

· Занятия в музее дают возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, но и чувства, эмоции; оказывают содействие «погружению» в материалы музея патриотической направленности.

· У обучающихся систематизируются патриотические представления, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения.

   Занятия патриотической направленности в музее могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям и результатам. Однако, при всем разнообразии, в ходе работы на любом занятии ребенок получает представление о родственных связях, истории, достижениях, культурных традициях своей семьи и народа; знакомится с понятиями и произведениями культуры, в которых выражены патриотические ценности (когнитивно–интеллектуальный критерий); проявляет эмоциональную отзывчивость на образы–носители патриотических ценностей, интерес и желание поддерживать традиции своей семьи и народа (эмоционально–чувственный критерий); развивает способность к пониманию, самостоятельному ценностному выбору и визуализации собственной патриотической позиции в продуктах творчества (поведенческо – волевой критерий). Использование музейных занятий создает условия, способствующие повышению уровня патриотической воспитанности младших школьников, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.


 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2. 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...