Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информация по оценке знаний




Текущий контроль на практических занятиях, СРС (п), СРС:

- умение высказываться по программной теме;

- ситуативные диалоги;

- презентации выбранной темы, рекламного ролика, продукта, компании;

- выполнение письменных заданий;

- ролевые игры;

- составление научных микротекстов и рефератов по специальности.

Внутрисеместровый контроль (рубежный контроль / промежуточный контроль):

- устное собеседование;

- спонтанные диалоги;

- лексико-грамматические тесты;

- контрольные работы.

Итоговый контроль:

- экзамен (2 семестр)

Политика выставления оценок

Схема оценки знаний по дисциплине

  Виды занятий и работ студентов Количество бал. min/max
I Текущий контроль: Практические занятия: 1 занятие:min – 0, 36 max – 0, 72 СРС: 2 семестр 1 занятие:min – 0, 6 max – 1, 2 11 / 22 min 0,36 х 30 занятий = 11 max 0,72 х 30 занятий = 22 9 / 18 2 семестр min 0,6 х 15 занятий = 9 max 1,2 х 15 занятий = 18
II Промежуточный контроль: Рубежный контроль 2 min – 5 max – 10 10 / 20 min 5 х 2 = 10 max 10 х 2 = 20
  Итого: 30 / 60 баллов
III Итоговый контроль: Экзамен (II - семестр) 20 / 40
  Всего: 50 / 100 баллов

Оценка знаний студентов на экзамене

  Экзаменационная оценка Оценка в баллах/(в %)
1. Текущий/промежуточный контроль 30-60
2. Итоговый контроль 20-40
  Итого: 50/100

Шкала оценки знаний студентов

оценка по буквенной системе цифровой эквивалент баллов процентное содержание баллов оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 отлично  
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F 0 0-49 неудовлетворительно

10. Экзаменационные вопросы:

1. Система языка и его основные функции.

2. Речь: виды и формы речи.

3. Текст как ведущая единица словесной коммуникации.

4. Функционально-смысловые типы речи.

5. Описание как тип речи.

6. Повествование как тип речи.

7. Рассуждение как тип монолога.

8. Функциональные стили речи.

9. Официально-деловой стиль речи.

10. Основные жанры документации.

11. Официально-документальный подстиль.

12. Язык дипломатии и язык законов.

13. Научный стиль и его особенности.

14. Научно-популярный и научно-учебный подстили.

15. Основные жанры научно-учебных текстов.

16. Жанры научного стиля.

17. Использование языковых средств в научных текстах.

18. Особенности научного стиля на различных уровнях языка.

19. Жанры научной речи.

20. Монологи и беседы-полилоги в научном стиле.

21. Научный текст.

22. Структура текста.

23. Коммуникативная задача текста.

24. Микротема текста.

25. Компрессия как основной вид переработки научного текста.

26. План и его составление в научной сфере.

27. Тезисирование научного текста.

28. Виды тезисов в сфере науки.

29. Композиционно-смысловая структура научного текста.

30. Аннотирование научных текстов.

31. Справочно-библиографическое описание.

32. Реферирование научных текстов.

33. Рецензирование научных текстов.

34. Структура научного отзыва.

35. Культура устной речи.

36. Культура речевого поведения в профессиональной сфере.

37. Особенности делового общения.

38. Речевой этикет.

39. Виды делового общения.

40. Деловые переговоры.

Конспекты занятий

Неделя

Тема. Предмет и задачи курса «Профессиональный русский язык»

План

1. Профессиональный русский язык как учебная дисциплина.

2. Основные единицы речевого общения.

3. Аспекты речи: нормативный, коммуникативный, этический.

 

КЛК «Язык профессии. Архитектура и дизайн. История возникновения науки»

Профессиональный русский язык – одна из важнейших учебных дисциплин, включенных в программу подготовки специалистов высшей школы.

Основная цель изучения данной дисциплины - обеспечение реализации принципа профессиональной направленности обучения; формирование у студентов коммуникативной компетенции, необходимой для адекватного профессионального общения в сфере их деятельности; совершенствование профессиональной подготовки студентов.

Задачами курса являются:

- закрепление и расширение знаний студентов о функциональных стилях речи, правилах их использования;

- закрепление и расширение знаний студентов об особенностях научного и официально-делового стилей речи, стилистическом расслоении лексики русского языка;

- формирование у студентов умений и навыков свободного владения общенаучными и узкоспециальными терминами;

- обучение речевому этикету в деловой сфере;

- усвоение лексического и грамматического минимума языка специальности;

- совершенствование устной и письменной профессиональной речи;

- овладение специфическими словесными оборотами речи, характерными для языка документов;

- усвоение знаний этики и эстетики речевого поведения;

- овладение навыками устного выступления, дискуссии, деловой беседы и т.д.

Изучение дисциплины «Профессиональный русский язык» способствует развитию речевого мышления будущего специалиста в области педагогики и психологии, формированию навыков сознательного использования богатств русского языка в профессиональной деятельности. В курсе представлены основные теоретические положения в наиболее утвердившейся научной интерпретации. Вместе с тем в нем отражаются новые научные направления, осуществляется координация научной концепции практической деятельности будущих профессионалов.

Основными единицами речевого общения являются слово, предложение (фраза), высказывание.

Под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Культура речи включает три основных аспекта или компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Важнейшим из них по значимости является нормативный компонент культуры речи.

Языковые нормы – явление историческое. Их появление обусловило формирование в недрах национального языка обработанной и закрепленной на письме разновидности – языка литературного. Национальный язык – общий язык всей нации, охватывающий все сферы речевой деятельности людей. Он неоднороден, поскольку в его составе присутствуют все разновидности языка: территориальные и социальные диалекты, просторечие, жаргон, литературный язык. Высшей формой национального языка является литературный – язык нормированный, обслуживающий культурные потребности народа; язык художественной литературы, науки, печати, радио, театра, государственных учреждений.

Вторым по значимости является коммуникативный компонент культуры речи. Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и наиболее уместное (т.е. подходящее для данного случая), и, следовательно, стилистически оправданное, как заметил в свое время С.И. Ожегов.

Еще один аспект культуры речи – этический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Этика общения, или речевой этикет, требует соблюдения в определенных ситуациях некоторых правил языкового поведения. Таким образом, этический аспект культуры речи предполагает необходимый уровень этики общения в разных социальных и возрастных группах носителей литературного языка, а также между этими группами.

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала», образца. Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры. Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических. Стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое. Общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Различают следующие нормы:

- орфоэпические (произношение): хле[п]-хлеб, са[т]-сад, моро[с] – мороз; коне[ш]но – конечно, с[щ]ет – счет, прика[щ]ик – приказчик, нрави[ц]я – нравится и т.д.

- орфографические (правописание):

- словообразовательные:

- лексические: эффективный – эффектный, абонент – абонемент, обидный – обидчивый, удачный – удачливый и т.д.

- морфологические:

- грамматические:

- синтаксические:

- интонационные: Мороз и Солнце! День чудесный! Юная бабушка, кто вы?

- пунктуационные: И черные глаза, остановясь на мне, исполнены торжественной печали.

 

Коммуникативные качества речи

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет логически мыслить, знает ли законы русского языка. Таким образом, точность речи определяется знанием предмета, логикой мышления и умением выбирать нужные слова.

Понятность речи определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Огромный словарь русского языка можно разделить на две большие группы – лексику неограниченной сферы употребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т.е. слова, употребляемые в определенной сфере.

Чистота речи – это отсутствие в речи лишних слов, слов-сорняков. Слов-паразитов. Конечно, в языке таких слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понимаете. В речи современной молодежи все чаще приходится слова: типа, получается, знаете и т.д. Причина возникновения слов-сорняков в речи – скудный небогатый индивидуальный словарный запас, волнение во время говорения, неумение мыслить публично, неумение подбирать слова для оформления своих мыслей.

Богатство и разнообразие речи, оригинальность речи говорящего или пишущего зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Богатство любого языка определяется богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так. «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В.И. даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов. Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» - около 90 тыс. слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17томах состоит из более 120 тыс. слов.

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

Б.Н. Головин называет ряд условий, от которых зависит выразительность речи отдельного человека. К ним он относит:

- самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи;

- неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;

- хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

- хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;

-систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;

- умение контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо;

- сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...