Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная система коррекционной поддер­жки и социальной защиты детей и подростков — в 6 страница




 

 


метрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: 1) непо­средственного В. акта перемещения; 2) умозаключения о движении объекта.

С помощью зрения информация о движении объектов получается при фиксированном взоре и с помощью просле­живающих движений глаз. В. д. затрудняют нарушения ост­роты зрения, поля зрения, глазодвигательных и др. функций зрительной системы.

В. зрительное — с помощью глаз человек воспринима­ет освещенность, цвет, величину, форму предметов, опреде­ляет движение и направление движения предметов, ориен­тируется в пространстве.

У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опо­знавании рисунков и предметов. Выявлены следующие на­рушения В. з. рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения (Ю. А. Кулагин). Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими рисунка по частям затрудняет осмыслива­ние его содержания, нарушает В. з. пространственных отно­шений между изображенными на нем предметами (М. Б. Эйдинова). Резкое снижение скорости зрительного В. геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме. За­медленность, фрагментарность, нечеткость, искажение вос­приятия отмечаются у слабовидящих при чтении и письме.

При чтении возникают оптико-гностические наруше­ния, основными причинами к-рых являются нерасчленен­ность зрительного В., смешение сходных форм, несформи-рованность пространственных представлений. Выявлено от­рицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают ли-

нии в тетрадях и поэтому пишут косо. Наблюдаются искаже­ния элементов букв, их неправильное расположение относи­тельно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобразительных элементов.

Наиболее значительное нарушение зрительного В. на­блюдается при остроте зрения 0, 2 и ниже. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа продолжает оставаться ведущим в нек-рых видах деят-ти и в ориентировке в пространстве.

В. осязательное — способность кожного и двигатель­ного анализаторов отражать пространственные и физиче­ские свойства предметов. В осязательном В. участвуют раз­личные виды чувствительности: тактильная, болевая, темпе­ратурная, мышечно-суставная.

Различают одноручное (мономануальное) и двуручное (бимануальное) осязательное В. При любом способе В. воз­никает образ, адекватный осязательному ощупыванию пред­мета. При осязании сложных объектов одной рукой наблю­дается неустойчивость сигналов, нарушается пропорцио­нальность соотношения частей объекта и между другими объектами, снижается скорость В. о. по сравнению с двуруч­ным осязанием.

Более эффективный процесс осязательного обследова­ния предметов — двуручный. Он имеет три основные фазы: 1) ориентировочную фазу; когда движения определяют поло­жение объекта в осязательном поле; 2) фазу ощупывания объекта, при к-рой происходит анализ деталей контура; 3) фазу ощупывания объекта, во время к-рой синтезируются осязательные сигналы и формируется целостный простран­ственный образ.

Проиллюстрируем это на примере В. о. слепыми рельеф­ных изображений. Анализ движений, осуществляемых паль­цами рук при В. о. рельефных изображений, показывает, что имеется несколько видов движений. Первые из них направ­лены на ориентировку в зоне рабочего места и нахождение изображения на листе бумаги. Эти движения характеризуют-

 

ся относительно большой скоростью. Они, как правило, не­прерывны. Обе руки движутся синхронно и симметрично, то сближаясь, то удаляясь друг от друга. Пальцы рук легко скользят по рабочему листу и полю рисунка. Тактильная ин­формация, получаемая в это время, минимальна и отрывоч­на и состоит из данных, характеризующих рабочее место и нахождение листа бумаги с изображением. Заканчиваются эти движения установлением контакта рук с изображением. Последующие движения пальцев рук сканируют изображе­ние, его форму, размер, пропорциональные отношения, т. е. исходные данные, на основе к-рых формируется соответст­вующее представление.

Пользуясь терминологией Б. Г. Ананьева и соавторов, движения, связанные с ориентировкой на поле изображения и отыскиванием собственно изображения, можно опреде­лить как поисковые, а движения, связанные с его опознани­ем, — как прослеживающие.

Поисковые движения уч-ся обычно осуществляют успешно. Объясняется это тем, что они часто пользуются этими движениями при ориентировке в пределах осязатель­ного поля. Что касается прослеживающих движений, то их рациональность зависит от знания правил чтения изображе­ний, уровня представлений о форме и размерах изображе­ния.

В ряде случаев незрячие для В. о. особо мелких деталей используют ротовое осязание, напр, для вдевания нитки в ушко иголки, определения толщины нитки и т. д. Используя высокую осязательную чувствительность, слепые с частич­ной ампутацией рук пользуются чувствительностью культей, пальцев ног, подбородка, носа и других частей тела.

Виды осязательного В. В общей психологии и тифлопси-хологии различают три вида (формы) осязательного В.: пас­сивное, активное (гаптика) и опосредованное (инструмен­тальное).

Пассивная форма осязания наблюдается при сочетании различных видов кожной чувствительности в

 

 

условиях относительного покоя рецепторнои поверхности и соприкасающегося с ней предмета. В результате соприкос­новения возникают ощущения, отражающие в В. ряд физи­ческих, пространственных и временных свойств и отноше­ний предметов. Пассивное осязание не отражает полной со­вокупности признаков предметов и не воссоздает целостного образа.

Активное осязание (гаптика) формируется в ре­зультате активного ощупывания объектов. В основе актив­ного осязания — совместная деят-ть кожно-мышечного и двигательного анализаторов. В процессе движения рук про­исходит вычленение контуров и форм предметов. Активное осязание совместно с остаточным зрением у частично видя-ших детей является основным способом отражения про­странственных признаков и свойств предметного мира. Ак­тивное осязание составляет основу чувственного познания незрячих и является основным в учебной и трудовой деят-ти.

Опосредованное (и нструментальное) ося­зание — это такая форма осязательного В., при к-рой ощу­пывание объекта происходит с помощью инструмента или орудия, напр., ощупывание дороги тростью, чтение слепым рельефно-точечного шрифта при помощи грифеля, осяза­ние через подошвы обуви рельефа дороги. Опосредованное В. может иметь место преимущественно в условиях, когда предметы труднодоступны для прямого ощупывания.

Чтобы существенно расширить пределы чувственного познания, используют различные приборы, позволяющие лицам с нарушенным или отсутствующим зрением опосре­дованно воспринимать недоступную для В. информацию. В. с помощью тифлотехнических средств получило название приборного В. Для этого созданы фотоэлектрические сигнализаторы, измерительные приборы, устройства для ориентировки в пространтсве с тактильной индикацией.

Осязательное В. пространственных свойств предметов. Как было сказано выше, В. о. про­странства складывается из В. величины, формы, глубины и

удаленности. В отличие от зрячих у слепых различение про­странственных свойств происходит не визуально, а контакт­но. В основном осязательное В. пространства происходит при совместной деят-ти кожно-мышечного и двигательного анализаторов с участием периферического, проводникового и центрального отделов осязательной системы.

В результате спец. обучения у слепых детей может в со-вершентсве развиться осязательное В. пространственных признаков (форма, величина и др. ) и пространственных от­ношений. Так, под влиянием обучения они легко дифферен­цируют и опознают предметы круглой или овальной формы (овощи, фрукты, ягоды и др. ), а также прямоугольной или квадратной (конверт, линейка, блокнот и др. ). Несколько труднее они дифференцируют и опознают предметы слож­ной геометрической конфигурации (игрушки, предметы быта и др. ), поскольку это предполагает знание конструк­тивных особенностей и принципа их действия. Значитель­ные сложности для В. представляют динамические измене­ния в форме, размерах, взаимоотношениях частей объекта.

В условиях обучения осязательное В. у слепых детей раз­вивается, становится более тонким и расчлененным, что по­зволяет им при приближенных оценках величины и разме­ров пользоваться своеобразным осязательным «глазоме­ром».

На большие возможности измерительных действий сле­пых, производимых с помощью осязания, указывали М. И. Земцова, Г. Н. Роганов и др. Для измерения и сравне­ния предметов они используют пальцы, кисти рук, размеры между разведенными пальцами. Обычно мерками служат ширина ладони, длина и толщина пальцев, расстояние меж­ду ними.

У слепых отмечаются особенности пространственных преобразований, что наиболее рельефно проявляется при изучении изобразительного искусства и черчения. Они успешно осуществляют пространственные (масштабные) преобразования малых величин. Особенно это проявляется

 

 

при масштабе уменьшения 1: 2, 1: 5, 1: 10. Объясняется это тем, что у слепых имеются более богатые представления об объектах и пространствах, находящихся в поле осязательно­го В. Значительно труднее производятся пространственные (масштабные) преобразования и формирование представле­ний о предмете по рисунку и чертежу при масштабе умень­шения 1: 620, 1: 650. Это связано с тем, что слепым детям трудно представить предметы больших размеров, поскольку они выходят за пределы осязательного В., а опыта обследова­ния и измерения больших предметов у них нет.

В этой связи необходимо, чтобы дети чаще осуществляли пространственные преобразования, производили измере­ния предметов и делали соответствующие вычисления.

В. слуховое — у детей дошкольного и школьного возра­ста участвует в компенсации слепоты и слабовидения. Сле­пой ребенок учится использовать звуковые признаки пред­метов, голос родителей для ориентировки, узнавания и фор­мирования образов окружающего его мира. Согласно исследованиям М. И. Земцовой, развитие ориентировки на звуки проходит в несколько этапов. Тонкая и точная диффе-ренцировка слухового В. у незрячих детей формируется в младшем дошкольном возрасте. В то же время соотноси-мость звуков с предметностью В. с. в раннем возрасте еще низка по сравнению с В. детьми среднего и старшего до­школьного возраста. Развитие слуха при отсутствии зрения по-разному сказывается на познавательной деят-ти, ориентировке и поведении детей.

При снижении слуха дети чаще переходят от слуховой опоры В. на осязательный самоконтроль как в ориентиров­ке, так и в поведении. Недооценка слухового В. в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей.

Слуховое В. играет важную роль для слепых и слабовидя­щих при ориентации в пространстве и движении. Слепые, пользуясь слуховым В., могут не только ориентироваться во времени и пространстве, но и производить своеобразный звуковой пейзаж местности, близкий и природному пейзажу.

Таким образом, у незрячих и слабовидящих детей слуховое В. является важным средством психического развития. У де­тей с нарушением зрения слуховое В. необходимо всячески развивать и оберегать.

В. формы предметов — основным признаком предме­та, его сенсорным содержанием является форма. Большин­ство отечественных ученых, занимающихся вопросами В., выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.

Физиологические исследования по В. предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма В. ф. п. состоит в индукцион­ном торможении слабого компонента сильным. Форма от­носится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержани­ем. В форме дети ищут качества и свойства, характеризую­щие предмет. Форма предмета расчленяется на геометриче­ские фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др. Геометрическими параметрами формы являются: разме­ры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Все это харак­теризует динамичность, статичность и мерность формы.

Трудности визуального В. детьми элементов и геометри­ческих параметров формы осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предмете. По своему содержанию изучение формы предме­тов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептив­но-опознавательными и логическими операциями различ­ного характера. Возможности обнаружения элементов фор­мы у слабовидящих зависят от чувствительности, разрешающей способности, цветовосприятия, стереоскопи­ческой пластичности и др. свойств зрительного анализатора.

Зрительная система должна быть способна не только вы­делять границу между объектом и фоном, но и уметь следо­вать по ней. Это осуществляется посредством движения глаз, к-рые как бы вторично выделяют контур, и является необхо­димым условием создания образа формы предмета.

На зрительное В. формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст меж­ду яркостью объекта и фона и т. п.

Познание формы предполагает активизацию смыслового В., формирование предстаачений и развитие мышления.

В. цвета и контраста — важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекаю­щим его внимание. Даже обычное цветовое пятно стимули­рует зрительную реакцию. На последующих этапах В. цвет служит средством выделения цветности и объемности пред­мета, связи с окружающим миром.

Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего все оттен­ки спектра эмоционально связываются с чувственным В. температуры тел. Так, красные, оранжевые, желтые цвета ас­социируются с теплом; зеленые, голубые, синие, фиолето­вые — с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка. Напр., красный цвет возбуждает и мобилизирует, а зеленый и голубой — ус­покаивает.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опо­знании предметов и изображений, позволяет лучше разли­чать детали объектов и воспринимать большое кол-во ин­формативных признаков.

Известно, что у значительного числа слабовидящих детей ослаблено В. красного, зеленого и синего цветов. Форма и степень расстройства цветоразличения зависят от клиниче­ской формы нарушения зрения, ее происхождения, локали­зации и течения.

Разнообразие заболеваний и проявлений нарушений цветового зрения предполагает учет индивидуальных осо-

 

 

бенностей детей в В. цвета и создание условий, компенсиру­ющих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значи­тельной мере компенсированы путем усиления насыщенно­сти и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения спец. средств рисования и черчения (фломасте­ров, подсветов, свето- и цветорегулируемых осветителей и др. ).

О цветовом и светотеневом контрасте обычно говорят как о средстве моделирования объемной формы или пространст­венных отношений. От умелого применения контрастности зависит сила воздействия многих композиционных средств и приемов.

Ряд исследователей отмечают у слабовидящих школь­ников нарушения дифференциальной чувствительности контрастности. В учебниках, раздаточных средствах на­глядности изображения имеют разную степень контраст­ности. Многие из них недоступны для В., уч-ся недоста­точно точно выделяют из фона и дифференцируют чер­но-белые и цветовые изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят цвет­ные изображения с предметами и явлениями окружающей действительности.

Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокра­сочных средств наглядности способствуют более правильно­му опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, присущих предметам и яв­лениям окружающей действительности.

В изображениях с высокой тональной контрастностью (90—95 %) унитарных и сложных цветов большинство детей довольно точно опознают форму, фактуру, объемность предметов. Следует отметить, что более полно они характе­ризуют многоцветные изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия конкретных унитарных цве­тов компенсируется сохранностью др. цветоразличитель-

 

ных функций, наличием визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов и явлений окружающей действительности. Это свидетельствует о не­обходимости применения красочных иллюстративно-гра­фических средств наглядности, умения подбирать их для слабовидящих детей и развивать у них процессы соотнесе­ния, выделения, дифференцирования опознавательных признаков в изображениях и соответствующих им предме­тах и явлениях. В связи с этим разработаны спец. тесты-фи­гуры, позволяющие определять возможности В. детьми черно-белых и цветных изображений разной контрастно­сти, а также методика подбора иллюстративной наглядно­сти.

Подбор изображения осуществляется следующим обра­зом: с помощью цветотональных тестов определяют визуаль­ные возможности детей в дифференцировании изображений разной контрастности, затем по шкале цветотонального контраста (от максимального — 90—95 % до минимально­го — 5 %) подбирают иллюстративно-графическое средства наглядности.

В. экстрасенсорное [англ. Ех trasensory perception (ЕSР)] — предположительно способ В., к-рый не связан ни с одним из известных органов чувств. Так, ясновидение [сlairvoyance] является экстрасенсорным В. текущих событий; предсказание [precognition] — экстрасенсорным восприятием будущих событий; телепатия [telepathy] — экстрасенсорным В. мыслей других людей (В. П. Ермаков, Г. А. Якушин).

Воспроизведение [син.: репродукция] — в психоло­гии — возникновение в сознании образа к. -л. объекта, вос­принимавшегося ранее и отсутствующего в данный момент, а также прежних переживаний, мыслей и т. п.

Восстановительное лечение глаз — лечение, про­водимое с целью восстановления зрительных функций и ликвидации патологических процессов и последствий.

 

Врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК) — орган экспертизы трудоспособности, устанавли­вающий степень постоянной (стойкой) ее утраты, группу и причины инвалидности и определяющий трудовые реко­мендации инвалидам; находится в ведении органов соц. обеспечения.

Врожденная слабость — состояние недостаточной приспособленности организма новорожденных к окружаю­щей среде при отсутствии патологических изменений со сто­роны внутренних органов; как правило, наблюдается у де­тей, родившихся с весом ниже нормального.

Врожденный [congenital, innate] — термин, который при­меняется для описания заболевания, наблюдающегося у че­ловека с рождения или считающегося присутствующим у него с рождения. К врожденным порокам развития относят­ся все заболевания, имеющиеся у человека от момента рож­дения, независимо оттого, являются ли они наследственны­ми или вызваны воздействием к. -л. внешнего фактора.

Всемирная федерация глухих — создана на I Все­мирном конгрессе глухих в Риме в 1951 г. В. ф. г. объединяет об-ва, союзы, ассоциации глухих (глухонемых).

Основная цель В. ф. г. — приспособление глухих к норма­льной жизни в обществе и улучшение их социальных усло­вий. В. ф. г. ставит задачи: обеспечить глухим детям общее и профессиональное образование, а взрослым — трудовое устройство, ликвидировать неграмотность. Она обобщает опыт правового и социального положения глухих в отдель­ных странах, организует профилактические мероприятия по борьбе с глухотой.

Всемирный совет благосостояния слепых — меж­дународная организация, имеющая целью социальную защиту слепых во всем мире, содействие в установлении достаточного уровня жизни слепых во всех странах. В. с. б. с. создан 19 июля 1951 г. в соответствии с резолюцией, принятой Международ­ной конференцией защиты слепых (в Оксфорде).

Органом, определяющим политику В. с. б. с., является Ге­неральная ассамблея, созываемая один раз в 5 лет. На ассам­блее избирается административный совет, созываемый один раз в 2 года. Для решения текущих дел имеется бюро, изби­раемое из членов административного совета. В соответствии с решением 5-й сессии Генеральной ассамблеи при ЮНЕСКО в 1952 г. был создан Всемирный совет Брайля, к-рый с 1955 г. стал частью В. с. б. с.

Всероссийское общество глухих (ВОГ) — обще­ственная организация, объединяющая граждан России, ли­шенных слуха. ВОГ осуществляет культурно-массовое и бы­товое обслуживание глухих, занимается повышением их об­щеобразовательного и технического уровня. Она существует с 1926 г.

Высшим руководящим органом ВОГ в период между съездами является Пленум, состав его избирается Всерос­сийским съездом членов об-ва. Пленум избирает Президиум (центральное правление), к-рый осуществляет руководство повседневной деят-тью об-ва. На местах работают област­ные (краевые), районные и городские правления. ВОГ под­держивает связь с глухими зарубежных стран и входит в со­став Всемирной федерации глухих.

Всероссийское общество слепых (ВОС) — обще­ственная организация, занимающаяся культурно-массовой, общеобразовательной работой среди слепых и их трудовым устройством. ВОС возникло в 1923 г. Центральное правление ВОС, избираемое съездом членов об-ва на 4 года, является высшим руководящим органом в период между съездами.

Имеются краевые, республиканские, городские и район­ные отделы ВОС. Оно ведет статистический учет слепых, со­действует всеобщему образованию слепых детей и подрост­ков, устройству слепых детей в детские дома и школы для слепых, занимается трудоустройством слепых на спец. пред-

приятиях, а также на предприятиях государственной про­мышленности и промысловой кооперации. Для проведения просветительной и культурно-массовой работы у ВОС име­ются спец. клубы, библиотеки.

Членами ВОС могут быть граждане России, достигшие четырнадцатилетнего возраста, если по состоянию зрения они являются инвалидами I и II группы или признаны орга­нами здравоохранения практически слепыми в случаях, ког­да они не подлежат освидетельствованию ВТЭК.

Членами ВОС могут быть также зрячие, активно участву­ющие в работе об-ва.

Вспоминание — психический процесс: повторное воз­никновение знакомых по прошлому опыту представлений, мыслей, чувств в форме воспроизведения (при отсутствии соответствующего объекта) или узнавания (при восприятии соответствующего объекта).

Вспомогательная школа — см. Школа-интернат для умственно отсталых детей.

Вспомогательные школы (классы) для слепых и слабовидящих детей — школы (классы), в к-рые по­мещаются дети, имеющие помимо зрительной патологии нарушения интеллектуального развития.

Вторая сигнальная система — совокупность словес­ных сигналов и вызываемых ими нервных процессов в систе­ме возникающих на этой основе временных нервных связей; ВОС является высшим регулятором нервной деят-ти и пове­дения человека.

Вторая (II) стадия алкоголизма — одна из трех ста­дий в развитии алкоголизма. Для нее существуют названия: средняя; развернутая; субкомпенсированная; наркоманическая.

 

Основным признаком II стадии является возникновение абстинентного (похмельного) синдрома, к-рый обусловливает физическую зависимость от алкоголя. Степень его выра­женности может быть различной, однако по мере развития за­болевания клинические проявления абстинентного синдрома имеют тенденцию к утяжелению. Толерантность к алкоголю на II стадии продолжает повышаться, постепенно достигая максимального уровня, и на протяжении ряда лет остается постоянной (плато толерантности). Это определяет значительное увеличение как разовых, так и суточных доз алкоголя, переход на крепкие напитки. Еще больше снижается или утрачивается количественный и ситуационный контроль.

В большей мере, по сравнению с I стадией, характерна из­мененная картина опьянения. Период эйфории в опьянении сокращается, или она не возникает. Появляются психопато-подобные расстройства, из к-рых наиболее характерны экс-плозивность и истерические формы поведения. Алкоголь­ные амнезии в виде палимпсестов становятся система­тическими. Забываются отдельные части периода опьянения.

Все чаще наблюдается обострение сопутствующих сома­тических заболеваний и возникновение под влиянием хро­нической интоксикации новых (болезней печени, желудка, алкогольной кардиомиопатии). На фоне абстинентных со­стояний могут развиваться алкогольные психозы. В значи­тельной мере нарушаются социальные, семейные и трудо­вые отношения больного. Формирование II стадии прихо­дится в большинстве случаев на возраст 25—35 лет, а ее средняя продолжительность колеблется от 5 до 10 лет.

Вторичные нарушения — нарушения, обусловленные нарушениями сенсорной системы (зрения, слуха) и препят­ствующие развитию личности ребенка.

Второгодничество — оставление на повторное обуче­ние в том же классе неуспевающих уч-ся. В массовой школе для предупреждения В. используется система дидактических мер, направленных на повышение уровня успеваемости всех уч-ся, при этом особое значение приобретает дифференцированныи, индивидуальный подход к ученикам, с учетом их особенностей.

Необходимо выявление подлинных причин неуспевае­мости каждого ученика, т. к. нередко среди второгодников встречаются такие, у к-рых неуспеваемость обусловлена час­тичными нарушениями в деят-ти анализаторов (снижение слуха, зрения), либо общим ослаблением здоровья, цереб­ральной астенией, нарушением умственного развития (оли­гофрения). Во всех случаях требуется специализированная педагогическая помощь, к-рая может быть осуществлена в спец. школах или путем индивидуальной работы с ребенком. Отсутствие своевременной специализированной помощи приводит к образованию вторичных наслоений в личности ребенка: у детей возникает резко отрицательное отношение к учению, к учителю, к школе; ребенок может стать дезорга­низатором в классе и т. д.

В. в спец. школах допускается очень редко (напр., при не­успеваемости по двум-трем основным общеобразователь­ным предметам). Наличие в спец. школах ряда благоприят­ных условий (небольшая наполняемость класса учениками, обеспечение индивидуальной помощи ученикам и т. п. ) пре­дупреждает появление В.

Вуайеризм [англ, voyeurism ] — получение сексуального удовлетворения от наблюдения за обнаженными телами дру­гих людей или половым сношением между ними. См. также Извращение половое, Визионизм.

Вундеркинд [нем. wunderkind чудо-ребенок] — ребе­нок, рано обнаруживающий крупные или даже феноменаль­ные способности и склонность к тому или иному виду де­ят-ти. См. Одаренные дети.

Выбухание мозга [рrotrusio cerebri; син.: Выпадение моз­га, пролапс мозга, протрузия мозга] — выпячивание вещест­ва головного мозга через нарушение мозговых оболочек и костей черепа.

 

 

В. м. вторичное [р. с. secundria; син.: Выпадение мозга позднее] — В. м., обусловленное гнойно-воспалительными осложнениями проникающего черепно-мозгового ранения (диффузным или ограниченным энцефалитом, абсцессами мозга).

В. м. первичное [р. с. рrimaria; син.: Выпадение мозга раннее] — В. при проникающем черепно-мозговом ранении, обусловленное травматическим отеком мозга, внутричереп­ным кровоизлиянием или острой посттравматической гид­роцефалией.

Выкидыш [англ, т iscarriade ]— самопроизвольный аборт, представляет собой спонтанное изгнание плода из матки. Самопроизвольными абортами заканчиваются до 15 % всех беременностей и приблизительно 30 % первых беременно­стей. По крайней мере, 75 % В. приходятся на первый три­местр.

Причины В. могут быть связаны с состоянием плода, пла­центы и здоровьем матери. Если В. вызван состоянием пло­да, он обычно происходит на 9—12-й неделе беременности. Он может быть следствием патологического развития эмб­риона из-за неправильного деления хромосом (наиболее распространенная причина гибели плода), неудачного при­крепления оплодотворенной яйцеклетки и неспособности эндометрия принять оплодотворенную яйцеклетку.

Патологические изменения в плаценте обычно приводят к В. примерно на 14-й неделе. К таким изменениям относят­ся преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты и аномалии ее прикрепления.

Существует целый перечень нарушений здоровья жен­щины, способных вызвать В. на 11 —19-й неделях беремен­ности. Это могут быть:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...