Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архимандрит Роберт Ф. Тафт 7 страница




[403] Общение (Причастие) Святого Духа – греч “κ ο ι ν ω ν ί α ” Святого Духа – сообщение, сотрудничество, сопричастие, помощь, взаимная связь, соучастие Духа Святого и верных. Здесь – пожелание общине верных помощи, содействия, сопричастности Святого Духа в совершении таинства Святой Евхаристии.

[404] См. 2Кор. 13: 13: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и Общение Святого Духа со всеми вами».

[405] В Горнем да будут наши сердца! Мф. 6: 19-21: «…собирайте себе сокровища на небе, …ибо, где сокровища ваши, там будут и сердца ваши». Варианты перевода: «Сердца возжелали Господа», «Сердца влекутся (стремятся) ко Господу».

[406] В скобках позднейшее славяно-русское расширение текста, у греков - отсутствует.

[407] Сущий – бытийствующий. Бог есть Абсолютное Бытие.

[408] Ср. Есф. 4: 17: «…Господи, Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти, и нет противящегося Тебе…»

[409] Ис. 66: 23: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь»; Ин. 4: 24: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Чтению анафоры верные в древности внимали коленопреклонно.

[410] «Тебя хвалить... Тебя славить» – сравните ниже с гимном «Тебя воспеваем…» = «Тебе поем».

[411] Ин. 8: 32: «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

[412] Откр. 5: 13: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков».

[413] По отношению к Богу не применимо понятие начала как временного принципа. Бог есть Сущий, Он самобытен и самодостаточен. Он не ограничен и не обусловлен ни временем, ни пространством. «Не вселенная есть вместилище Бога, но Бог есть вместилище всей вселенной» – говорили древние раввины. Откр. 1: 8: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет». Следует иметь ввиду, то, что выражение «В начале было Слово…» (Ин. 1: 1) означает не появление Божественного Слова во времени, но что Само Слово Божие есть Начало всему сущему, ибо «все через Него начало быть…»

[414] Ин. 1: 18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

[415] Божественную духовную сущность Святой Троицы невозможно изобразить художественными средствами или представить в каком-либо образе. Ибо по Ин. 4: 24: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Христос есть воплотившееся и вочеловечившееся безначальное Слово Небесного Бога-Отца. Поэтому по Своему человечеству Он изобразим. Его человеческую природу осязали святые апостолы. 1Ин. 1: 1-2: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам». Факт боговоплощения и вочеловечения Сына Божьего является богословским обоснованием для искусства иконописания и воздавания «почитания чести» иконописным ликам Христа, Богородицы, а также святых. При этом апологеты иконопочитания настаивают на том, что на иконах изображается не Божественная сущность Христа, которая невидима, едина и нераздельна, а человеческий образ, вид Христа. Поэтому иконопочитание не является идолопоклонством, не нарушает первую и вторую заповеди Моисеева Закона, а является художественным сакральным средством утверждения догмата боговоплощения Превечного Логоса.

[416] Термины апофатического богословия, отрицающие в Боге человеческие качества. «Неописуемый» обозначает неизобразимый. Имеется в виду не воплотившийся Логос, а Бог-Отец, первое Лицо Святой Троицы.

[417] Мк. 1: 11: «И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

[418] Тит. 2: 11-13: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно (т. е., богомудро, во всём помня о Боге - ред. ), праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».

[419] Кол. 1: 15: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари».

[420] Ин. 10: 30: «Я и Отец — одно»; Ин. 6: 27: «…ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог».

[421] Ин. 14: 9: «…Видевший Меня видел Отца…»

[422] 1Ин. 1: 1-2: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам».

[423] Христос есть истинный Сущий Бог – «Сый прежде век». См. Ин. 8: 25: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам». Этимологически слово «истина» = «естина» – то, что есть на самом деле, живёт. Ср. ответ Христа римским воинам: «Аз Есмь».

[424] Превечная Премудрость – Превечный Божественный Логос (Слово, Ум). См. Ин. 1: 1: «В начале было Слово…». 1Кор. 1: 30: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением».

[425] Ин. 1: 4: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков».

[426] 1Кор. 1: 30: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением».

[427] 2Кор. 12: 9: «Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».

[428] Евр. 1: 3: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте».

[429] Ин. 15: 26: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Дух Святой явился св. апостолам в виде огненных языков в день Пятидесятницы.

[430] Рим. 8: 15: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: " Авва, Отче! " »; Гал. 4: 6: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: " Авва, Отче! " »

[431] Залог будущего наследия – благодать Святого Духа. Еф. 1: 13-14: «В Нем (во Христе – авт. ) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его»; 2Кор. 1: 21-22: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши».

[432] Еф. 5: 9: «…плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».

[433] Тит. 3: 5: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом».

[434] «Ибо они все подвластны Тебе» - утверждение единобожия: ангелы суть только служебные духи.

[435] Евр. 1: 7: «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». Время, как и ангелы, сотворены Богом. Хвала ангелов Бога – совечна времени.

[436] Церк слав. «вопиюще» – громко восклицая, т. е., громко гомоня, как птицы, стараясь перекричать друг друга.

[437] Саваоф – Господь небесных воинств, одно из Имён Божиих.

[438] Вариант перевода: «Твоей Славою полны Небо и земля! » или: “наполняющий Славою Своей Небо и землю! ”

[439] «Осанна» – не переводимое восточное восторженное восклицание: «Хвала, спасение в небесах! »

[440] Т. е., Господь Иисус Христос.

[441] Ин. 12: 13: «Тогда они взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! »

[442] Т. е., с ангельскими силами, непрестанно наслаждающимися общением с Богом.

[443] Т. е., то, что совершенно Богом ради нашего спасения, то, о чем пойдет речь ниже.

[444] Быт. 1: 26-27: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».

[445] Быт. 2: 15: «И взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».

[446] Быт. 2: 16-17: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

[447] Быт. 3: 4-6: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

[448] Рим. 5: 12: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

[449] Быт. 3: 19: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

[450] Быт. 3: 23-24: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

[451] См. Тит. 3: 5-7: «Он (Бог Отец) спас нас…банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего…». Ср. 1Петр. 1: 3: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых…»

[452] Евр. 1: 1: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».

[453] Гал. 3: 24: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою».

[454] Ср., например, Исх. 23: 20: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]».

[455] Святой Василий Великий имеет в виду времена единой Римской Империи, которая провиденциально, ко времени рождения Христа-Спасителя, объединила многие народы под властью одного императора, что в будущем обусловило свободное передвижение по ней св. апостолов с проповедью Евангелия. Об этом см. стихиру праздника Рождества Христова: «Августу единоначальствующу на земли…»

[456] Евр. 1: 1: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».

[457] Ин. 1: 1-3: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

[458] Ин. 10: 30: «Иисус ответил им (иудеям): Я и Отец – одно».

[459] Ин. 5: 18: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу»; Фил. 2: 6: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу».

[460] См. 1 главу Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет…»

[461] Евр. 1: 3: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте».

[462] Ин. 1: 1-2: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

[463] Лк. 1: 30-35: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

[464] Фил. 2: 7: «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек».

[465] 1Ин. 1: 2: «ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам».

[466] Ин. 17: 24: «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»; 2Кор. 3: 18: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».

[467] Рим. 5: 12: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

[468] Ин. 1: 18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

[469] Гал. 4: 4: «…но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от Жены, подчинился закону…»

[470] См. Еф. 2: 13-22.

[471] Рим. 5: 12: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». Ср. Еф. 2: 5: «И нас, мёртвых по преступлениям оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены». И также 1Кор. 15: 20-23: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его».

[472] См. 1Петр. 1: 3: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству…, хранящемуся на небесах».

[473] Мф. 28: 19-20: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».

[474] 1Ин. 2: 13: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца».

[475] 1Петр. 2: 9: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»; Откр. 5: 9-10: «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».

[476] Соделав христиан Новым Народом, предопределённым к жизни в Царстве Триединого Святого Бога. Имеются в виду святые таинства крещения и миропомазания. См. Тит. 3: 5: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом».

[477] Речь идет о так называемом всеобщем новозаветном священстве Народа Божьего (лаиков), пришедшему на смену ветхозаветному родовому священству из родов Аарона и Левия. Ср. 1Петр. 2: 9: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» и Исх. 29: 8-9.

[478] Ин. 6: 56: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Деян. 17: 28: «…ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: " мы Его и род" ».

[479] Откр. 5: 9: «…ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени».

[480] 1Петр. 3: 18-19: «…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но, ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал…»

[481] Ин. 14, 6: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь».

[482] Ин. 5: 25: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут».

[483] Ср. Откр: ”Я - первый и последний”.

[484] 1Кор. 15: 20-23: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, (так) через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его».

[485] Деян. 1: 9: «…Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».

[486] По представлениям древних небесных сфер – «кругов» было несколько. См. 2Кор. 12: 2-4: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке – только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». См. праздничную стихиру Благовещения «С небесных кругов слетел Гавриил…»

[487] Евр. 8: 1: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах».

[488] См. Деян. 1: 9-11: «… Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

[489] Откр. 22: 12: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его».

[490] Имеются в виду евхаристические хлеб и вино – Святые Дары. Ср. возглас «Твоя от Твоих…»

[491] Показав, т. е., выделив евхаристический хлеб из ряда обычных предметов, представив его как жертву пред Лице Божие, как Первосвященник Нового Завета.

[492] Господь совершает действия согласно ритуалу пасхальной еврейской трапезы. Благодарение и благословение предполагают произнесение особых молитв перед принятием праздничной пищи.

[493] Мф. 26: 26: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое». Вариант перевода: «Возьмите этот преломляемый для вас хлеб, который есть Тело Мое, и вкусите его ради прощения ваших грехов».

[494] «растворив (смешав, соединив)» – в древности вино перед употреблением разбавляли водой. На Евхаристии в освящённое вино (Кровь Христову), по примеру Христа, вливают т. н. «теплоту» – небольшое количество тёплой воды.

[495] Мф. 26: 27-28: «И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». В конце праздничной трапезы апостолам была предложена чаша с вином. Это вино Христос назвал Своей Кровью (Мф. 26: 28). Вариант перевода: «Испейте из этой чаши все, ибо это вино есть Кровь Моя – Кровь Нового Завета, которая проливается (предлагается вам) ради прощения ваших грехов».

[496] Ср.: 1Кор. 11: 26: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Полное изречение Христа, цитируемое св. Василием Великим, сохранило Предание Церкви. Спаситель, как Господин Субботы, завещал, чтобы за новозаветной евхаристической Трапезой, всегда пасхальной по своему характеру, Его ученики вспоминали уже не исход евреев из Египта и заключение первого (ветхого) завета, как это и поныне делают за пасхальной трапезой иудеи, а историю Его спасительной смерти, воскресения и будущего второго пришествия. Христос совершил свой переход (исход) от земли на Небо. Во второе Его пришествие будет совершен переход (исход) всей Полноты Церкви, на встречу Христу, грядущего на облаках.

[497] Т. е., страдания Христовы.

[498] «Твоё из Твоего» – заимствование из 1 Пар. 29: 13-14: «И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое,... от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе». Возглас «Твоя от Твоих…» логически связан с хоровым «Тебе, поем, Тебе благословим, Тебе благодарим». Было бы понятнее и вернее объединить возглас «Твоя от Твоих» с «Тебе поем».

[499] В современных греческом тексте стоит «принос им» – (π ρ ο σ φ έ ρ ο μ ε ν ). Но в некоторых древних рукописях (Ср. Барб. с. 336 и Севаст. с. 474) в этом месте стоит «принося ще » (π ρ ο σ φ έ ο ν τ ε ς ). Когда «Тебе поем, Тебе благословим…» отделяется от молитвы священника и передаётся хору, то древнее «приносяще» становится «приносим». (Об этом см. Михаил Арранц, Евхаристия Востока и Запада, Москва, 1999, с. 24). Ниже священник уже произносит: «…Тебе принос им …». Возглас «о всех и за вся» священнику логичнее продолжить до «и молимтися, Боже наш», а хору затем повторить «Тебе поем…).

[500] По-гречески «kata panta kai dia panta», по-церковнославянски «о всех и за вся». В данном контексте это - литургическая формула, включающая в себя полноту смыслов и плодов домостроительства спасения человечества во Христе " в соответствии со (kata) всем (panta), что Твоё, и (kai) по (dia) всему (panta)", что от Тебя - Отца, Тебя благодарим за боговоплощение, вочеловечение, распятие, погребение, усыновление Богу человека и т. д. (Вспомните слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё! »). Встречается перевод «От всех и за вся» (прот. Александр Шмеман). В трудах современных литургистов смысл этой литургической формулы передаётся как «всегда и везде”, что также имеет основание в полноте смыслов этой литургической формулы (см. Михаил Арранц, «Литургия Востока и Запада», Москва, 1999; Paul Mayendorff «The Liturgical Path of Orthodoxy in America»); А. Раэс " Ta panta kai dia panta"; Р. Тафт о том же; Р. Тафт " Диптихи"; Ч. Джираудо о структуре и богословии классических анафор; Михаил Асмус " О всех и за вся... " ).

[501] Церк. слав. «Тебе поем», по-русски «Тебе хвалу воздаём», «Тебя воспеваем» или «Тебя поём». Последняя версия из русской классической лексики, напр., «Пою моё Отечество…»

[502] Чтение тропаря 3 часа “Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа”, где имеется таковой обычай, прилично было бы совершать после “И молимся Тебе, Боже наш”, дабы не разрывать последующую кульминационную молитву эписклесиса (“Еще приносим… и умоляем: ниспосли Духа Твоего Святого на… эти Святые Дары…”) от самого благословения и освящения Святых Даров (“И сотвори хлеб сей… Телом… Христа Твоего…”).

[503] В греческих служебниках формула “преложив Духом Твоим Святым” отсутствует.

[504] Продолжение развития темы единства и тождества Святых Даров Евхаристии и Тайной Вечери.

[505] Онтологическое следствие евхаристического общения во Святом Духе – благодатная связь Народа Божьего с таинственной жизнью Пресвятой Троицы. ”Сын Божий стал человеком, чтобы человек стал богом”, обожился (Святитель Афанасий Великий).

[506] «Изрядно» – изряднее, более всех, больше всего, особенно.

[507] Люди здесь поют песнь в честь Пр. Богородицы: “Тобою возрадовалось, Благодатная, всяческое творение: / ангельский собор и человеческий род. / Ты – возрожденный Храм, духовный Рай и девственности Похвала! / Ибо из Тебя Бог воплотился и Младенцем стал Превечный Бог наш, / Коий лоно Твое престолом Себе сотворил / и Тебя - пространнее Небес соделал. / Тобою, Благодатная, возрадовалось всё творение. / Слава Тебе! /

[508] Это повторное поминание святых – позднейшая интерполяция, связанная с развитием почитания святых (прошения Богу принять моления святых).

[509] Слав. «присещать», от др. греч. «έ π ι σ κ ο π έ ω », означает покрывать, наблюдать, заботиться, охранять, осенять, надзирать, посещать милостью, давать укрытие, лелеять.

[510] В анафоре «Вселенная» – это римская ойкумена, пределы христианского Римского мира, православной империи. Ныне этот текст можно осмыслить как пределы, в которых находится Святая Христова Церковь – Народ Божий.

[511] Т. е., хлеб и вино для евхаристии.

[512] Т. е., помянуть тех верных, которые не смогли по благой причине принять участие в Евхаристии, но поручили доставить их приношения (хлеб и вино) на Евхаристию.

[513] Прошение вспомнить и тех, кто приносит в храм свои добрые даяния для благотворения или для братской трапезы служителей после Литургии. См. Втор. 26: 2: «…возьми начатков всех плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе, и положи в корзину, и пойди на то место, которое Господь Бог твой изберет, чтобы пребывало там имя Его».

[514] См. Евр. 13: 16: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу».

[515] Здесь и далее восстановлен полный текст поминовения государственной власти в анафоре (первоначально о власти Императора Византии).

[516] Прошения во дни брани – войны.

[517] Все исполняющие заповеди Божии – блаженны, т. е. сопричастны единоблагому Богу. Из Нагорной проповеди Спасителя: «Блаженны чистии сердцем…»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...