Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средство. Монтаж - частный его случай - может быть определен как




Соположение разнородных элементов киноязыка. Некоторые худо-жественные

Стили ориентированы на острую конфликтность сталкиваемых элементов (так

Возникают мета-форические Стили в прозаическом повествовании или (72)

Резкая противопоставленность персонажей на сюжет-ном уровне). Но какой

Бы мы стиль ни избрали - по-ражающий контрастами или производящий

Впечатле-ние глубочайшей гармонии - в основе его механизма можно вскрыть

Соположение и противопоставленность элементов, ту внутреннюю

Неожиданность. конструк-ции, без которой текст был бы лишен

Художественной информации. Поэтому монтаж как факт киноязыка присущ и

Тому кинематографу, в котором он обна-женно лежит на поверхности и за

которым закрепилось наименование "монтажного", и тому, в котором А.

Базен не усматривает монтажа. Киноязык строится как механизм

"рассказывания историй при помощи демон-страции движущихся картин" - он

По природе повест-вователен. Но между киноповествованием и монтажом

Оказывается глубокая внутренняя связь.

Сопоставление элементов может быть двух родов: 1. Оба сопоставляемых

Элемента на семантическом или логическом уровнях отождествляются, про

них можно сказать: "Это одно и то же". Однако представ-ляя один и тот же

Денотат (объект, явление, вещь из мира внетекстовой действительности),

Они дают его в различных модусах; 2. Оба сопоставляемых элемента

Представляют различные денотаты в одинаковых моду-сах. Применительно к

Фактам языка, этой классифи-кации будут соответствовать повторы одной и

Той же лексемы (слова) в различных грамматических кате-гориях и повторы

Одной и той же грамматической ка-тегории в разных словах. Если

Представить заглав-ными буквами семантическое значение знака (его

отношение к объекту), а строчными - грамматическое {его отношение к

другим знакам), то мы получим сле-дующие схемы:

Аа Аа

Ав Ва

Ас Са

В первом случае, применительно к кинематографии, мы можем говорить о

Едином объекте фотографирова-ния и смене места в кадре, освещения,

ракурса или плана, во втором - об одинаковом месте, ракурсе, плане или

Освещении различных объектов. Примером Первого будут кадры NoNo 284-287,

291-292 в (73) "Броненосце Потемкине" ("пушки"), второго - NoNo 215, 218,

Там же (студент, казак, учительница).

Однако художественный повтор отличается от не-художественного тем, что

Отождествление или проти-вопоставление дается здесь ценой некоторого -

Иногда очень значительного - усилия, в том числе и эмоцио-нального.

Глубины смысла открываются в результате (74) перестройки представлений -

Одинаковое оказывается различным и наоборот. Кроме того, формальное и

Со-держательное (модус и объект), столь четко разделяе-мые в логике, в

Художественном тексте одновременно разделяются и меняются местами. Так,

Рот, открытый в крике, сам по себе, не модус, а объект. Но при

Сопо-ставлении этих трех кадров он выступает как (75) грамматический

Элемент, типа формального согласования однородных членов во фразе.

Примером структурного конфликта, который харак-терен для художественного

Повтора и делает его диа-лектически-сложным явлением, семантически

Значи-тельно более емким, чем нехудожественный, могут быть знаменитые

кадры "пробуждающегося льва" из "Броненосца Потемкина".

Каменный, лев приподымается, как живой. Неожи-данность этого движения и,

Следовательно, его высо-кая значимость, связана с тем, что фотография не

скрадывает, а подчеркивает его "мраморность", статуарность. Динамизм

Изображения вступает в кон-фликт со статикой объекта. Однако эффект этот

Дости-гается и другими средствами: зная, что перед нами статуя, мы не

Можем сомневаться, что кадры дают три различных объекта, сопоставленных

По некоторым модусам (логическому - вхождению объекта в класс: статуи

львов - и визуальным: освещению, единой тра-ектории движения плана и

Др.). Если же это живой лев, то сфотографироран один объект с

Несовпадаю-щими модусами (движение). То, что мы видим одно-временно две

Различные вещи, причем функция объ-екта и модуса меняются, создает то

Семантико-эмоциональное напряжение, которое вызывает этот кусок ленты.

Выделяя в дальнейшем на кадре категории объекта и модуса, мы будем все

Время иметь в виду их относи-тельность, тенденцию к взаимопереходу в

Художественном тексте.

Рассмотрим сначала одну единичную фотографию. В ленте ей будет

соответствовать отдельный "кадрик". Уже здесь мы сталкиваемся с

Определенной компози-цией. Объекты соотносятся друг с другом, образуя

Некоторое значимое отношение, семантика которого не сводится к

Механической сумме значений отдель-ных объектов. Именно в этом смысле

Эйзенштейн го-ворил о композиции кадра как о монтаже. Чаще всего мы

Будем иметь дело с различными объектами, сопоставлянными по модусу, что

Делает именно его актив-ным носителем значений. Так, в некоторых

Полотнах освещение делается более значимым элементом, чем изображение

Предметов. Выделяя модусы, (76) связывающие фигуры и вещи внутри кадрика

Или противопо-ставляющие их, мы можем получить характеристику наиболее

Нагруженных значением элементов текста.

Однако на этом уровне мы еще будем иметь дело с тем же механизмом, что и

В живописи или графике. Собственно кинематографический эффект возникает

Лишь с того момента, когда один кадрик сопоставля-ется с другим, то есть

На экране возникает рассказ. Рассказ может появиться в результате

Сопоставления цепочки кадриков, фотографирующих различные объ-екты, и из

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...