Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Бюджетное право России»




Тема: «Бюджетное право России»

Понятие и общее характеристика бюджета, его роль в политическом и экономическом развитии страны

В структуре финансовой системы страны центральное место занимают совокупность государственных и местных бюджетов.

С экономической точки зрения, бюджет – это совокупность экономических денежных отношений по поводу образования распределения и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для реализации задач и функций государства и местного самоуправления.

В материальном смысле, бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, созданный для выполнения задач и функций государства.

С юридической точки зрения, бюджет – это правовой акт, в котором отражен финансовый план государства или муниципального образования, утверждаемый представительным органом государства или местного самоуправления.

В правовом аспекте бюджет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Бюджетным Кодексом Российской Федерации – это, прежде всего, закон, разработанный в соответствии с законодательством РФ Правительством РФ рассмотренный и утвержденный Государственной Думой РФ рассмотренный Советом Федерации Российской Федерации и подписанный Президентом РФ.

В соответствии со ст. 11 БК РФ (в данной статье нашло отражение понятие «правовая форма бюджета») установлены основные правовые формы этого акта применительно к бюджетам разных уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ утверждаются в форме соответствующих законов о бюджете (федеральных законов) на конкретный период;

2) местные бюджеты – в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Легальное определение бюджета содержится в ст. 6 БК РФ, бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечивания задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет как правовая категория имеет ряд признаков:

1) общегосударственный фонд денежных средств;

2) финансовый план года, где указаны доходы и расходы на текущий год;

3) основной финансовый план, так как наряду с ним существую финансовые планы различных предприятий, учреждений и организаций.

В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ средства государственного бюджета и иное государственное имущество незакрепленное за государственными предприятиями составляют государственную казну Российской Федерации или казну субъекта Российской Федерации, средства местного бюджета входят в муниципальную казну.

Виды бюджетов:

1) исходя из структуры бюджетной системы:

а) федеральный бюджет;

б) бюджет субъекта РФ;

в) бюджет муниципального образования;

2) в зависимости от доходной и расходной части бюджета:

а) дефицитный;

б) профицитный;

в) сбалансированный;

3) в зависимости от срока действия:

а) годовые;

б) многолетние;

Законодателем используется такой термин как консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетов РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственный внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими фондами.

В консолидированном бюджете Российской Федерации учитывается федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ консолидируется с муниципальными бюджетами; в консолидированный бюджет муниципального района входят районный бюджет и свод бюджетов городских и сельских поселений. В результате, в консолидированном бюджете Российской Федерации учитываются бюджеты – от федерального до местных, действующие на территории страны.

Роль бюджета выражается в том, он создает финансовую базу, необходимую для функционирования государства и муниципальных образований в целом, для выполнения ими своих задач, осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны – выполнения задач общего назначения в рамках соответствующей территории.

Ранее в законодательстве были предусмотрены такие виды бюджетов как чрезвычайные бюджеты, бюджеты развития.

Бюджетное устройство Российской Федерации

Бюджетное устройство Российской Федерации – внутреннее совокупность бюджетов, виды и принципы взаимных связей, которых определяются территориальным устройством страны.

Раздел I Части 2 БК РФ именуется «Бюджетным устройством РФ», однако законодатель не раскрывает это понятие.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципов ее построения.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней – государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

В соответствии со ст. 6 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

1 уровень. Федеральный бюджет + федеральные внебюджетные фонды.

2 уровень. Бюджеты субъектов РФ + бюджеты региональных внебюджетных фондов.

3 уровень. Местные бюджеты. В ст. 10 БК РФ закрепляются следующие виды местных бюджетов:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений. Кроме того, среди местных бюджетов следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым статусом – бюджеты наукоградов и закрытых административно-территориальных образований.

Главной целью принципов является отражение федеративного устройства в сочетании с самостоятельностью органом местного самоуправления.

Принципы бюджетной системы (Глава V ст. 28 БК РФ):

1) единство бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3) самостоятельность бюджетов;

4) равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

6) сбалансированности бюджетов;

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия дефицита бюджета;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) подведомственности расходов бюджета;

13) единства кассы;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...