Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Бюджетное право России»




Тема: «Бюджетное право России»

Бюджетное право России. Понятие, предмет, методы, нормы, правоотношения и источники

Бюджетное право в узком смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственных и местных бюджетов на территории Российской Федерации.

В широком смысле, по мнению профессора Химичевой, бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство РФ, структуру и порядок распределения бюджетных доходов и расходов бюджетной системы в компетенцию государства и местного самоуправления в области бюджета, а также в бюджетный процесс.

Предмет бюджетного права – сфера общественных отношений, на которые распространяется бюджетное право в целом.

Крохина отмечает, что предмет бюджетного права можно определить через совокупность возникающих вследствие государственного учреждения закрепление и регулирование общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

В предмет бюджетного права входят общественные отношения возникающие относительно:

1) установлений доходных источников бюджета всех уровней;

2) расходование бюджетных денежных средств всех уровней;

3) межбюджетного регулирования;

4) бюджетного процесса;

5) осуществление бюджетного контроля;

6) установление оснований ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Методы правового регулирования

Под методом бюджетно-правового регулирования понимается специфический способ, при помощи которого государство на основе определенной совокупности юридических норм обеспечивает должное поведение субъектов.

Доминирующий метод – императивный.

Принципы бюджетного права:

1) по источнику нормативного закрепления:

а) принципы, установленные в Конституции РФ;

б) принципы, установленные в бюджетном праве;

2) по сфере действия:

а) распространяющие на все институты бюджетного права (общие принципы);

б) институциональные принципы – распространяются на отдельные институты бюджетного права (на межбюджетные отношения, принцип бюджетной системы, принципы бюджетного процесса).

К принципам, вытекающим из Конституции РФ относятся:  

1) принцип федерализма – означает гарантированность самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов субъектов РФ как необходимой финансовой основы их компетентности, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами и целями Российской Федерации, финансовую базу для реализации которых обеспечивает федеральный бюджет;  

2) принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении права муниципальных образований на местный бюджет и полномочий органов местного самоуправления по его самостоятельному формированию и исполнению в целях решения задач местного значения в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов.

Бюджетное правоотношение – это вид общественных отношений, в которых посредством специальных методов реализуются установленная или санкционированная государственной волей система финансово-правовых норм в конкретные отношения относительно взаимодействия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетной деятельности.

Бюджетное правоотношение – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов, осуществляемые в порядке, установленном БК РФ.

Особенности бюджетных правоотношений:

1) они возникают в связи образованием, распределением и использованием централизованных государственных и муниципальных денежных фондов общего (публичного) значения, находящихся в собственности соответствующего территориального образования;

2) права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования;

3) в бюджетных правоотношениях непосредственно участвуют в качестве их субъектов государство, государственные или муниципальные образования, а также органы государственной власти или местного самоуправления, представляющие их интересы или интересы соответствующих органов в сфере бюджета;

4) бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть материальными и процессуальными.

Источники бюджетного права – это внешние формы его выражения, то есть правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.

Виды источников:

1) федеральный уровень:

а) Конституция РФ;

б) международное законодательство;

в) Бюджетный Кодекс Российской Федерации;

г) федеральные законы, принятые в соответствии с БК РФ;

д) указы Президента РФ;

е) постановления Правительства РФ;

 

Структура бюджетного правоотношения включает:

1) объект – это то, на что направлено поведение их участников. Это денежные средства, которые аккумулируются в бюджете государства, распределяются, а потом используются;

2) субъект – носители бюджетных прав и обязанностей в сфере образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов;

3) содержание.

Составом субъектов бюджетного права охватываются следующие субъекты: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные образования, органы государственной власти и органы местного самоуправления и иные субъекты.

К ведению Российской Федерации относится:

а) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;

б) разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами бюджетной системы разных уровней;

в) установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета, утверждения, исполнения и контроля над исполнением федерального бюджета, составление отчетности об исполнении и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

г) утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;

д) установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Полномочия субъектов РФ (ст. 8 БК РФ).

Полномочия органов местного самоуправления в области бюджетных правоотношений (ст. 9 БК РФ).

В систему органов обладающими бюджетными полномочиями входят финансовые органы, органы денежно кредитного регулирования, органы  

Президент РФ ежегодно направляет Федеральному Собранию РФ бюджетное послание, в котором определяется бюджетная политика на очередной финансовый год и плановый период (2 года).

Законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления – рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления составляют проект бюджета, вносят его на утверждение законодательному органу, осуществляют исполнение бюджета и представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательному органу.

Министерство финансов Российской Федерации составляет проект федерального бюджета и направляет его в Правительство РФ, составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета, принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, а также осуществляет иные полномочия установленные БК РФ.

Центральный Банк Российской Федерации совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе РФ основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Органы государственного (муниципального) контроля (Счетная Палата РФ, Россфиннадзор, Федеральное Казначейство РФ).

Главный распорядитель бюджетных средств (см. Бюджетный Кодекс РФ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...