Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

120. Санитарно-гигиенические мероприятия при передвижении войск по железной дороге, автомобильным транспортом, в пешем строю.




Самым распространенным способом передвижения подразделений в войсковом и армейском районах является марш на автомобилях, бронетранспортерах или боевых машинах.

Автомобильное подразделение или группа автомобилей, следующих по одному маршруту под единым командованием и выполняющих общую задачу, составляет автомобильную колонну.

Время совершения марша определяется в зависимости от реальной обстановки. Ночные марши обеспечивают большую скрытность и меньшую вероятность боевых потерь, но они вызывают и большую утомляемость личного состава, проводятся более низким темпом, требуют высокой степени выучки водителей, тщательной подготовки машин и дорог.

Среднеустойчивый пробег автомобильной колонны при одном водителе на машине – 150-250 км.

Средняя скорость движения колон на марше может быть днем - 30-40 км/ч, ночью 25-30 км/ч.

Дистанция между машинами – 25-30 м.

Время суток распределяется следующим образом:

движение – 10 -12 часов,

погрузка (выгрузка) – 3-4 часа,

техническое обслуживание – 1-2 часа,

отдых личного состава- 7-8 часов.

Для отдыха личного состава и проверки состояния машин делают малые и большие привалы, а также устраивают дневной (ночной) отдых.

Малые привалы продолжительностью 20-30 минут назначают через каждые 2-3 часа движения для разминки, приема пищи и воды. Первый привал целесообразно устраивать через 1-2 часа после начала движения

В начале второй половины суточного перехода, через 6 часов нахождения в пути, делают большой привал на 2- 4 часа для отдыха, приема горячей пищи и осмотра материальной части техники.

Для перевозки личного состава используют только исправный, чистый, при необходимости продезинфицированный транспорт, оборудованный скамьями и тентом.

При расчете норм посадки исходят из 0, 27 кв. м пола кузова на человека. В современном грузовом автомобиле могут разместиться 21-35 человек.

Во время автомобильных перевозок на организм военнослужащих может оказывать неблагоприятное влияние сочетанное действие ряда факторов окружающей среды, суммарным эффектом которого могут быть преждевременное развитие утомления и снижение боеспособности

                                                                  Вредные факторы

  -Неблагоприятные метеоусловия 

-Выхлопные газы 

-Пыль 

-Шум 

-Вибрация 

-Вынужденное положение тела

Во время автомобильных перевозок на организм военнослужащих может оказывать неблагоприятное влияние сочетанное действие ряда факторов окружающей среды суммарным эффектом которого могут быть преждевременное развитие утомления и снижение боеспособности.

 Неблагоприятные метеоусловия

 Высокая температура, солнечная радиация

Действие фактора: перегревание, тепловые удары, фотоофтальмия, утомляемость, сниженная работоспособность, обезвоживание.

Профилактика: привалы, укрытия в тени, питьевой режим, обливание водой.

Низкая температура, снег, дождь

Действие фактора: охлаждение, отморожение конечностей, простудные заболевания. Профилактика: утепление пола кузова, утепление ног, ступней, выполнение физических упражнений.

                                                      Выхлопные газы

Действие фактора: головные боли, головокружение, шум в ушах, слабость, разбитость, отравления.

Профилактика: дистанция между автомобилями.

                                                                  Пыль

Действие фактора: раздражение слизистых оболочек, заболевания верхних дыхательных путей, конъюнктивит, блефарит, микротравмы глаза.

Профилактика: респираторы, противогазы, защитные очки, дистанция между автомобилями, умывание, купание, чистка одежды.

                                                                  Шум

Действие фактора: головная боль, головокружение, шум в ушах, снижение внимания, остроты слуха, повышение АД, нарушение деятельности ЖКТ и общее утомление. Профилактика: звукоизоляция двигателей, дистанция между автомобилями.

                                                               Вибрация

Действие фактора: головные боли, головокружения, нарушение слуха и зрения, боли и слабость в конечностях.

Профилактика: удобные сидения, амортизаторы, пружины.

                               Вынужденное положение тела положение тела

Действие фактора: застой крови в венах нижних конечностей, уменьшение объема легких, утомляемость.

Профилактика: удобные сидения, привалы

                                           Организация водоснабжения

Источники воды, используемые при передвижении, проверяются и охраняются.

В ходе разведки маршрута передвижения медицинская служба проводит санитарноэпидемическую оценку маршрута, мест остановок и привалов, а также источников воды и населенных пунктов, через которые следует автоколонна; определяет места для развертывания полевых пунктов водоснабжения и пунктов продовольственного питания.

                                                    Организация питания

Перед выступлением за 1-1, 5 часа выдается необильная горячая пища. При перевозках по военным автомобильным дорогам питание может осуществляться на военнопродовольственных пунктах, используется индивидуальный рацион питания (ИРП-1), а также личный состав готовит пищу из консервов и концентратов.

Санитарно - гигиенические мероприятия при передвижении войск по железной дороге

Передвижение войск железнодорожным транспортом – организованное перемещение войск в целях выхода к установленному времени в назначенный район или на указанный рубеж в полной готовности к выполнению боевой задачи.

Мероприятия по медицинскому контролю железнодорожных перевозок, проводимые начальником медицинской службы подразделяются на 3 группы:

 1. подготовительного периода

 2. периода следования

 3. периода выгрузки.

За организацию и осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в эшелоне отвечают:

• начальник эшелона и его заместители;

• заместитель по тылу (снабжению);

• врач (фельдшер) эшелона;

• командиры подразделений;

• начальник команды службы РХБЗ;

• старшие по вагонам.

Задача войсковой медицинской службы и представителей санитарно – эпидемиологических учреждений и подразделений состоит в том, чтобы путем постоянного наблюдения за личным составом и условиями перевозок выявлять обстоятельства, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье и боеспособность солдат и офицеров, и принимать меры для их устранения.

1. Мероприятия подготовительного периода

При передвижении войск железнодорожными путями формируются воинские эшелоны. В эшелонах предусматриваются вагоны для личного состава, изолятор, кухня, вагон для продовольствия (летомизотермический вагон). Вагоны, подготов - ленные в санитарном отношении, очищенные от мусора, вымытые горячей водой и продезинфицированные, обеспеченные съемным воинским оборудованием, предоставляет железная дорога.

В случае необходимости производят дозиметрический контроль и дезактивацию. Подготовленные вагоны проверяются комиссией и пломбируются. В состав комиссии по приемке воинского эшелона в обязательном порядке входит представитель органов санитарно-эпидемиологического надзора МО РФ либо врач части, для которой снаряжается данный эшелон.

Врач (фельдшер) эшелона в период подготовки к перевозке обязан:

• уяснить радиационную, химическую и эпидемическую обстановку в районе погрузки и на маршруте следования;

• проверить проведены ли помывка со сменой белья и медицинский осмотр личного состава; • проверить доброкачественность продовольствия, получаемого на путь следования;

• организовать проведение медицинского осмотра и внеочередного бактериологического обследования лиц поварского состава и провести беседы с личным составом.

Средства, необходимые для проведения санитарно – профилактических мероприятий, он получает от начальника медицинской службы воинской части.

Перед погрузкой в эшелон весь личный состав проходит помывку в бане, при необходимости проводят дезинфекцию, дезинсекцию (импрегнацию) белья, обмундирования и личных вещей.

2. Мероприятия в период следования эшелона по железной дороге

В пути врач (фельдшер):

• ежедневно обходит вагоны, проверяя их санитарное состояние и контролируя соблюдение правил личной гигиены;

 • проверяет условия хранения и доброкачественность пищевых продуктов, выдаваемых на довольствие;

• ведет медицинский контроль за приготовлением и раздачей пищи, снабжением кипяченой водой;

• руководит санитарной обработкой личного состава (санитарные обработки в пути следования проводят через 7-8 суток в станционных санпропускниках, банно-прачечных поездах и гарнизонных банях);

• совместно со службой РХБЗ проводит бактериологическую разведку, организует забор проб и передачу их на анализ в санитарноконтрольные пункты;

• проводит гигиеническое воспитание личного состава по правилам безопасного поведения при передвижении в эшелоне.

Всех выявленных в ходе осмотра эшелона больных помещают в изолятор и госпитализируют на ближайшей остановке в больницы МЗ РФ либо в гарнизонный госпиталь, о чем врач (фельдшер) эшелона через начальника эшелона докладывает по команде.

Если в воинском эшелоне 2% личного состава заболевают однородными или 5% - разнородными инфекционными болезнями, а также при выявлении хотя бы одного больного особо опасными инфекциями (чумой, холерой и др. ), воинский эшелон по указанию командования военного округа направляется в обсервационный пункт

При выявлении хотя бы одного случая заболевания сыпным тифом или при подозрении на заболевание больного изолируют, личный состав вагона на ближайшей узловой станции подвергают полной санитарной обработке, а вагон подлежит дезинфекции или замене.

                                                      Водоснабжение войск

 В пути следования снабжение эшелона холодной и горячей водой осуществляет администрация железной дороги из расчета не менее 6 – 10 л/сутки на 1 человека.

В эшелоне должен быть запас питьевой воды – в котлах, бачках для питьевой воды и флягах.

                                                           Питание войск

 Горячую пищу готовят не реже 2 раз в сутки. Если в эшелоне нет кухонь, то питание производится не реже 1 раза в сутки на военно – продовольственных пунктах, где военнослужащие могут получать до 50% суточной нормы продовольствия. Остальное положенное по норме довольствие выдается сухим пайком. Дневную норму хлеба и сахара целесообразно выдавать по частям вместе с горячей пищей.

На военно – продовольственных пунктах пища должна быть приготовлена не ранее чем за 30 – 40минут до прибытия эшелона. Горячую пищу личный состав может получать в свои котелки. В этом случае должна быть обеспечена возможность мытья горячей водой индивидуальной посуды – котелков, кружек и ложек.

В случае передвижения эшелона через зону заражения ОВ и РВ принимаются меры противохимической и радиационной зашиты: окна и двери вагонов закрывают, в случае необходимости используют средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.

3. Мероприятия в период выгрузки

 По прибытии эшелона на место назначения производится санитарная обработка и медицинский осмотр всего личного состава, а также изоляция подозрительных на инфекционные заболевания людей.

Перевозка на тяжелых автопоездах является новым способом передвижения войск. Этим способом перевозятся на большегрузных прицепах, или трайлерах, те подразделения, которые имеют на вооружении тяжелую бронетанковую, инженерную и другую технику с малым запасом хода и низкой скоростью движения

По мере повышения технической оснащенности войск перевозка на тяжелых автопоездах находит все более широкое применение, особенно при перемещении войск на значительном удалении от линии боевого соприкосновения сторон.

    Санитарно- гигиенические мероприятия при передвижении войск в пешем строю

Передвижение войск — организованное перемещение их маршем, перевозка с использованием различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного) или перемещение комбинированным способом в целях выхода к установленному времени в назначенный район или на указанный рубеж в полной готовности к выполнению боевой задачи.

Марш-является основным способом передвижения. Он представляет собой передвижение войск в колоннах своим ходом — на штатной технике (танках, БМП, БТР, автомобилях) или в пешем порядке (зимой — на лыжах) по дорогам и колонным путям. Танки и другая гусеничная техника, машины с малым запасом хода и низкими скоростями движения могут перевозиться на тяжелых автопоездах, включаемых в состав колонн. Марш применяется в тех случаях, когда для передвижения войск невозможно или нецелесообразно использовать какой-либо вид транспорта.

Виды марша:

В зависимости от режима передвижения, расстояния перехода и степени напряжения:

 ▪ марш обычный;

▪ марш форсированный;

▪ марш-бросок.

От зависимости климатогеографических условий:

▪ марш в горной местности;

▪ марш в пустынной, полупустынной, степной местности;

▪ марш в лесисто-болотистой местности и др.;

▪ марш в северных районах.

Марш может совершаться:

 ▪ к фронту;

▪ вдоль фронта;

▪ от фронта в тыл.

По условиям проведения:

▪ марш в предвидении вступления в бой;

▪ марш вне угрозы столкновения с противником.

Обычный марш: протяженность суточного перехода равна в среднем 25-30 км, скорость движения — 4-5 км/ч, на лыжах — 5-7 км/ч.

Форсированный марш: суточный переход равен 40-45 км.

Марш-бросок: войска передвигаются, чередуя ускоренный шаг с бегом. Средняя скорость при марш-броске составляет около 8-9 км/ч, а преодолеваемое расстояние — 5-15км. Марш-бросок может быть или самостоятельной формой передвижения, если подразделение находится вблизи линии фронта, или им заканчиваются другие виды марша.

                                          Характеристика марша

▪ тяжёлый физический труд (энергозатраты 4000 ккал и более за сутки);

▪ изменение функции ССС: учащение пульса (до 160 в минуту), минутного объёма крови;

▪ изменение функции ЦНС;

▪ изменение функции органов дыхания: увеличение частоты дыхания (до 30-40 в минуту) и лёгочной вентиляции (с 7-8 л в покое до 50 л в час);

▪ изменение функции органов пищеварения;

▪ увеличение теплопродукции, нарушение теплообмена (потеря воды достигает 5-6 л, минеральных солей – до 25 г в сутки).

Содержание профилактических мероприятий определяется степенью маршевой тренированности военнослужащих.

Маршевая тренировка является составной частью боевой подготовки войск.

Цель её — выработка у военнослужащих выносливости к интенсивным физическим нагрузкам и действию неблагоприятных факторов окружающей среды при совершении марша.

Первый малый привал на 10-15 минут делают через час движения, в дальнейшем – на 20-30 минут через каждые 2-3 часа движения.

 Во второй половине суточного перехода устраивают большой привал продолжительностью 2-4 часа, а после нескольких дней передвижения – отдых в течение дня.

                                                     Режим питания

За 40-60 мин до выступления выдается плотный мясной завтрак. При выступлении раньше 4-5 ч утра завтрак устраивают на первом или втором малом привале. На большом привале после кратковременного отдыха выдается второй завтрак в виде второго блюда и чая либо консервов (колбасы) с хлебом и чаем. Обед назначается после окончания марша или на месте ночевки. Питание производится на продовольственном пункте питания.

Готовясь к маршу, каждый солдат должен заранее осмотреть, исправить и подогнать свою обувь, выстирать и хорошо просушить носки или портянки, вымыть ноги, постричь ногти и правильно намотать портянки. Обувь должна быть не слишком просторной и не тесной. От тесной или просторной обуви бывают потертости. Во время похода нужно двигаться размеренным шагом, в установленном темпе, чтобы меньше расходовать силы. Дышать на ходу следует глубоко и через нос.

Медицинский работник проводит беседы о рациональном питьевом режиме и отдыхе на привалах.

                                                            Ночной марш

 ▪ ночной марш более утомителен, чем марш в дневное время;

 ▪ изменяется привычный режим труда и отдыха, повышается эмоциональное напряжение;

 ▪ повышается нагрузка на центральную нервную систему и в особенности на зрительный анализатор;

▪ скорость движения снижается примерно на одну треть;

▪ большие привалы не назначаются.

Особенности профилактических мероприятий

▪ предоставление личному составу 7-8 часов для отдыха перед маршем;

▪ выявление солдат с дефектами зрения.

                                                   Марш в горной местности

 ▪ сопряжен с подъемами и спусками, движением по узким тропам, каменистым осыпям и снегу;

 ▪ возрастает угроза для жизни и состояния здоровья в связи с возможностью камнепадов, обвалов, снежных лавин;

▪ осложняется недостатком кислорода, перепадами температур воздуха в течении суток, туманами, холодными ветрами, интенсивной солнечной радиацией;

▪ высокие энергозатраты;

▪ снижение секреции ЖКТ;

▪ трудности приготовления пищи, удлинение сроков варки овощей и мяса.

Особенности профилактических мероприятий

▪ оптимальная масса экипировки (1/3 массы тела или 24-36 кг);

▪ постоянные тренировки;

▪ соблюдение режима труда и отдыха при восхождении;

▪ суточное расстояние перехода ограничивается до 10-15 км/сут.;

▪ использование защитных очков с затенёнными стёклами;

▪ увеличение потребления углеводов, питание концентратами и консервами, применение специй, полужидких блюд;

▪ медицинский осмотр личного состава для выявления ослабленных и больных.

Рекомендуемые скорости движения в горной местности для предупреждения быстрого и преждевременного утомления:

▪ при крутизне подъема от 5 до 15 градусов – скорость движения не должна превышать 3-4 км/ч;

▪ при крутизне подъема до 25 градусов следует ускорить шаг ходьбы, а скорость движения снизить до 1, 2-2 км/ч с темпом ходьбы 60-70 шагов в минуту;

▪ на склонах крутизной 25-30 градусов скорость движения не должна превышать 1-1, 5 км/ч при темпе ходьбы 30-40 шагов в минуту;

▪ на ледниках скорость движения не более 1 км/ч.

Передвижение при низкой температуре:

▪ низкая температура воздуха, холодные ветра, метели и снегопады;

▪ плохая проходимость дорог, бездорожье;

▪ затруднения в организации отдыха;

▪ высокие энергозатраты (у лыжников до 5000 ккал).

Скорость передвижения пешим порядком при глубине снежного покрова 0, 3-0, 5 м составляет 2 км\ч; при глубине более 0, 75 м – 0, 5 км\ч.

Тренированные лыжники проходят в сутки 80-100 км; среднеподготовленные – не более 40-50 км.

При отсутствии необходимой подготовки к зимнему маршруту быстро развивается утомление.

Особенности профилактических мероприятий:

▪ использование тёплой одежды и обуви;

▪ дистанция короче, темп ниже (не допускается перегревание организма);

▪ смена головных подразделений производится через 20-30 минут, при передвижении на лыжах – через 1 час;

▪ привалы назначают на 5-10 минут, при сильных морозах ограничиваются периодическим снижением темпа движения. Не разрешается садиться или ложиться на снег;

▪ организация обогревательных пунктов;

▪ обеспечение горячей пищей;

▪ контроль за появлением признаков отморожения.  

                                                      Марш в пустыне

▪ труднопроходимые песчаные барханы и дюны, каменистые участки местности;

▪ трудность ориентирования и маскировки;

▪ резкие суточные колебания температуры воздуха, песчаные бури;

▪ интенсивная солнечная радиация;

▪ острый недостаток источников воды, топлива и строительных материалов;

▪ неблагополучное санитарно-эпидемическое состояние многих районов.

                                  Особенности профилактических мероприятий

▪ создание запасов чистой питьевой воды, неограниченное водопотребление;

▪ использование для передвижения прохладного времени суток;

▪ увеличение числа привалов и продолжительности больших привалов;

▪ достаточный отдых перед выступлением и на больших привалах, устройство привалов в тенистых местах, у водоёмов;

▪ смещённый режим питания (1завтрак-30%, 2 завтрак – 15%, обед-25%. ужин – 30%);

▪ использование очков с затенёнными стёклами;

▪ использование механических и химических средств защиты от насекомых и клещей.

                                                            Марш в лесу

▪ закрытый характер местности;

▪ большое количество заболоченных участков; ограниченное количество дорог;

▪ возможность длительного застоя отравляющих веществ;

▪ возникновения лесных пожаров при применении противником ядерного оружия и зажигательных средств;

▪ образования лесных завалов. Это снижает возможности маневра передвигающихся войск, затрудняет управление и ориентирование, ограничивает наблюдение, усложняет действия войск.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...