Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

16.Организация и проведение уроков по восприятию эстетического в действительности, в том числе и в природе.




16. Организация и проведение уроков по восприятию эстетического в действительности, в том числе и в природе.

Уроки на темы природы проводят преимущественно в условиях класса, в процессе
выполнения учебных задач обращают внимание школьников, как правило, на
формирование практических навыков изобразительной деятельности.
Несомненно, что непосредственное общение детей с природой оказывает на них
большое воздействие, особенно пробуждает интерес к познавательной и игровой
деятельности.
Важно развивать органы внешних чувств детей. Читать стихи или прозу,
изображающую красоту природы. В беседе с детьми о красоте природы важно обращать
внимание и на те детали, которые, на первый взгляд, мало интересны для них.
Использование в процессе эстетического освоения школьниками природы
литературного материала, как показывает опыт, (особенно это касается выполнения
иллюстраций к сказкам), который воздействует на ребенка своими образами,
эмоциональным строем, языком, способствует формированию представлений не только о
красоте, но и о добре и зле, справедливости, вызывает духовные переживания.
Итак, прогрессивные педагоги рассматривали развитие у подрастающего
поколения способности к восприимчивости красоты природы как организуемую
педагогически управляемую деятельность, и в её структуре выделяли: 1)
непосредственное восприятие природно-прекрасного; 2) восприятие красоты природы в
произведениях литературы; 3) эстетическую практическую деятельность. Очевидно, что,
призывая эстетически осваивать не только красивые, но и малоинтересные для детей
предметы и явления природы, они вплотную подошли к пониманию выразительности
природы, необходимости развивать у школьников эстетическую восприимчивость к
разнообразным её ценностям.
Практика показывает, восприятие школьниками природно-прекрасного в
реальности и в искусстве, а также эстетическая практическая деятельность на темы
природы должны быть направлены на: а) развитие у них способности переживать
природно-прекрасное; б) эстетический анализ предметов и явлений природы; в)
применение полученных эстетических впечатлений в практической художественной и
других видах деятельности. Предлагаемая нами модель эстетического освоения
школьниками природы предусматривает осуществление эстетической деятельности
учащихся в виде педагогически обоснованных этапов:
1) переживание красоты и выразительности природы на основе
активизирования эмоционально-волевых сторон личности, предполагающее включение
детей в непосредственно-чувственный контакт с природой, в процессе которого
школьники учатся воспринимать эстетический образ природы (первый этап);
2) элементарное эстетическое познание с преобладанием логическимыслительных процессов, предусматривающее активизацию развития в эстетической
практической деятельности младших школьников анализаторов, воспринимающих
природно-прекрасное, накопление учащимися 1 – 5-х классов широких эстетических
представлений о природе, красоте и выразительности форм, пропорций, конструкции,
цвете, пространства, объёма её предметов и явлений (второй этап).
3) формирование опыта общения с природой, в том числе и с человеком как
частью природы, на основе законов Истины, Добра и Красоты.
Таким образом, эстетическое освоение природы школьниками направлено на
восприятие – переживание – элементарное познание и осмысление её красоты и
выразительности в эстетической практической деятельности, формирование отношения к
природе.

17. Организация восприятия произведений искусства на школьном уроке и на выставке картин (в художественном музее, картинной галерее и т. п. ). Основные темы по восприятию искусства и их роль в воспитании учащихся.

Выделяют три группы факторов, влияющих на процесс восприятия картин. Это – 1) внешние условия: а) настроенность, б) подготовленность, в) установка зрителя; 2) разъяснение зрителю картины, в частности, разъяснение её идеи и средств выражения; 3) для полноценного восприятия необходимо так показать картину, чтобы в ней действовал и: а) колорит, и б) почерк мастера, и в) мелкие детали, чтобы не доминировала в процессе восприятия только г) сюжетная сторона. В противном случае зритель приучается видеть в картине всего лишь информационный аспект. В условиях общеобразовательной школы не следует пренебрегать информационным аспектом в процессе восприятия школьниками произведений искусства. В процессе восприятия произведений живописи предстоит понять замысел художника, какими средствами и приёмами он добивался его выполнения. Выполняя эту задачу, необходимо использовать впечатления школьников от встречи с искусством, настроение, отношение к произведению, имеющийся у них художественный опыт, вкус, знания основ изобразительного искусства. В этой работе важно показать учащимся, что в картине нет ничего лишнего, всё подчинено замыслу, всё держится на основе единства содержания и формы.

В процессе восприятия школьниками картины необходимо помочь им раскрыть идейный замысел, тему, сюжет, композицию, цветовое решение. Мы начинаем анализ произведения с того, что работа над картиной (композицией) начинается с замысла, возникающего на основе миропонимания художника, жизненных наблюдений, переживаний. Анализируя картину важно обратить внимание школьников на способы нанесения краски на холст. Этот способ связан с восприятием цвета и с его воздействием на зрителя. Цвет на картине меняется в зависимости от характера мазка: рыхлого, плотного или прозрачного.

Художник определяет формат (вертикальный, горизонтальный, округлый и т. п. ), размер полотна, расположение основных элементов точку зрения, уровень горизонта, цветовой строй картины, выделяет главное в ней.

Рассказ в картине – это не просто показ определённого действия, но и портретная характеристика героев произведения, и «описание» ландшафта, интерьера, различных предметов, связанных с происходящим в картине и участвующих в раскрытии замысла художника. Немаловажную роль в раскрытии художественного образа, в том числе и в портретном жанре, помимо построения композиции, выбора формата, освещения, колорита играют детали.

Таким образом, эффективность художественного воспитания в формировании духовной культуры школьников во многом определяется дидактическими, культурологическими и воспитательными задачами учебно-воспитательного процесса. Их выполнение предполагает учёт следующих условий: 1) накопление учащимися знаний в области ИЗО; 2) формирование практических художественных навыков в области изо-ной деятельности; 3) развитие эмоциональной отзывчивости, ассоциаций, воображения, фантазии, образного мышления школьников; 4) развитие способности выразить своё отношение к произведению искусства; 5) постижение языка искусства; 6) расширение объёма знаний и представлений об искусстве; 7) понимание роли искусства в жизни людей. Учебный процесс в общеобразовательной школе рассматривается не просто как приобщение детей к искусству, но и как нацеленный на воспитание более глубоких личностных образований – убеждений, поведения и деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...