Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

18. Народная педагогика в нравственном воспитании учащихся в процессе выполнения иллюстраций к сказкам.




18. Народная педагогика в нравственном воспитании учащихся в процессе выполнения иллюстраций к сказкам.

 Одним из контраргументов проникновения в молодёжную среду чуждых нашему обществу ценностей может стать обращение на уроках изобразительного искусства к идеям этнопедагогике. Этому способствует рекомендуемые школьной программой по предмету задания по выполнению иллюстраций к сказкам и другим литературным произведениям.

Мощным средством воспитания духовности являлся фольклор, в котором нашли отражение педагогические идеалы восточных славян (сказки, песни, потешки и т. п. ). Фольклор давал возможность из поколения в поколение передавать те ценности, которые признавались непреходящими, главными в жизни и воспитании. В народных сказках отражались представления славян о добре и зле, бескорыстной любви, смирении, послушании, справедливости и мудрости. Главными героями этих сказок были, как правило, предметы и явления природы. Опыт показывает, нравственное воспитание с помощью сказок, с помощью их эмоционально окрашенных образов может оказывать мощное воспитательное влияние на душу детей. При выборе сказки для выполнения иллюстраций целесообразно руководствоваться и воспитательными целями, и возрастными особенностями детей. Главное условие здесь – а) доступность материала; б) выразительность и эмоциональность художественных образов её героев.

Характерные черты идеала духовной жизни восточных славян формировались тысячелетие на основе уклада православной жизни. Они включали разумность жизненных проявлений. Презрение к неразумным, животным проявлениям низшей части человеческого естества. Глубокая искренность, связь доброго расположения сердца и поступков; жизненная установка на самопожертвование, на служение общим целям, таким, как служение Богу, Отечеству и ближним; эстетическое отношение к миру и стремление к красоте, гармонии во всем. В народных сказках славян отражались их общие мысли о добре и зле, бескорыстной любви, смирении, послушании, справедливости и мудрости и т. д.

Формирование личности, как правило, осуществляется путём опоры на этнокультурную основу, которая ориентирована на идеал, запечатлённый в моральном кодексе народа, построена с учётом глубокого знания народной педагогики.

Воспитание подрастающих поколений на основе знакомства с содержанием сказок, с помощью их эмоционально окрашенных образов, оказывает мощное воспитательное воздействие на душу детей. Ориентация учебно-воспитательных задач урока изобразительного искусства в направлении этнопедагогики помогает школьникам глубже познакомиться с бытом народа, традициями, обычаями, культурой, образом жизни наших предков. Вследствие чего учебные занятия представляют собой процесс, ориентированный на усвоении школьниками добродетели, направленности к добру; воспитание позитивного отношения к окружающему миру, к людям; потребность к сопереживанию; воспитание чувства патриотизма, потребность в самоотверженном служении на благо Отечества, формированию истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина.

Таким образом, одним из направлений формирования личности школьника на уроках изобразительного искусства может быть народная педагогика. Систематическое и целенаправленное освоение школьниками в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы содержания сказок посредством посильного создания художественного образа может стать тем барьером, который будет противостоять проникновению в сознание молодых поколений чуждых нашему народу ценностей, размывающих границы между добром и злом, нравственным и безнравственным.

19. Экологическое воспитание учащихся в процессе эстетического освоения природы.

20. Изобразительное искусство в патриотическом воспитании учащихся.

Патриотическое воспитание школьников на занятиях по ИЗО рассматривается как
целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на формирование у
подрастающего поколения патриотических чувств.
Патриотизм - любовь к отечеству, готовность служить интересам своей родины.
Патриотизм связан с естественной привязанностью человека к родным местам,
национальным традициям, родному языку, заинтересованностью к судьбе страны.
Народно-прикладное искусство в патриотическом воспитании школьников
задачи:
овладение учащимися знаниями об истоках народно-прикладного искусства;
знакомство с видами народно-прикладного искусства и традиционными
художественными промыслами Беларуси;
воспитание интереса к народно-прикладному искусству.
Осмысление школьниками национальной культуры на местном материале.
знакомство с национальными традициями.
Красота природы в патриотическом воспитании школьников. Развитие
способности к восприятию эстетического в природе рассматривается неотделимо от
воспитания таких качеств личности, как доброта, забота, отзывчивость, ответственность,
любовь к родному краю и стране.
непосредственное восприятие природно-прекрасного;
восприятие красоты природы в произведениях литературы;
эстетическая практическая деятельность.
Восприятие и изображение красоты природы должно быть направлено на:
развитие у детей способности переживать природно-прекрасное (эмоциональночувственно откликаться на проявления эстетического в природе, видеть красоту в
обычных предметах и явлениях природы, уметь отождествлять себя с объектами
природы и т. п. );
эстетический анализ предметов природы (учиться устанавливать, в чём их
эстетическая ценность);
Произведения живописи в патриотическом воспитании школьников.
Развитие художественного восприятия осуществляется с решением задач,
направленных на развитие отзывчивости, способности выразить своё отношение к
произведению, расширение объёма знаний и представлений об искусстве, которые в
учебном процессе находятся в тесной взаимосвязи.
Алгоритм работы по восприятию произведений искусства включает определение с
учащимися темы и идеи произведения, анализ художественных средств, с помощью
которых раскрывается тема и идея картины Таким образом, целью патриотического
воспитания в процессе восприятия искусства является наиболее полное культуроёмкое
развитие ребёнка, способного к духовному саморазвитию, самосовершенствованию и
самореализации, внутренняя культура личности, ядром которой выступает духовность, и
внешняя культура.
Патриотическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства
представляет собой специальным образом организованный педагогический процесс,
направленный:
на понимание природы как источника эстетически ценных и жизненно
необходимых объектов и явлений, нуждающихся в защите и сбережении;
воспитание у школьников патриотических чувств, стремления к осмыслению и
сохранению духовных ценностей страны, исторического и культурного наследия народа;
формирование готовности молодых поколений к служению во благо своей Родины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...