Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое насилие. Домашнее насилие.. Пренебрежение нуждами ребенка.




Психологическое насилие.

Недоброжелательная обстановка в семье, запугивание, оскорбления, насмешки, враждебность, неоправданные завышенные ожидания и требования, обман и манипулирование ребенком  могут приводить к постоянному переживанию ребенком своей неуспешности, неспособности, ненужности и несчастливости. Такое обращение относят  к психологическому насилию, мишенью которого становиться самооценка ребенка.

Психологическое насилие приводит к потере доверия, разрушает отношения привязанности между взрослыми и ребенком и негативно влияет на формирование самоконцепции ребенка.

Психологическое насилие практически всегда сопровождает физическое и сексуальное насилие, однако и само по себе оно может приводить к не менее драматичным последствиям. Дети, переживающие психологическое насилие, достаточно часто чувствуют себя несчастными. Они могут иметь эмоциональные нарушения (страх, тревогу, подавленность); их поведение может быть как чрезмерно нормативным, ориентированным на похвалу, так и протестным (оппозиционным по отношению к родителям или другим взрослым), они могут быть очень агрессивными или робкими, часто неуспешными в школе. Ребенок может реагировать на хроническое переживание психологического насилия различными соматическими расстройствами: беспричинные подъемы температуры, боли в животе, головные боли и т. п. — это характерные симптомы у детей, переживающих эмоциональное неблагополучие. В серьезных случаях, по мнению Д. Глейзер,  последствием эмоционального насилия может являться посттравматическое стрессовое расстройство.

Многие дети, попадающие в социально-реабилитационные центры имеют высокий риск психологического насилия в школе, поскольку, с одной стороны, они не имеют достаточной поддержки в семье и поэтому повышено уязвимы, и, с другой стороны, часто плохо выглядят, не подготовлены, не умеют себя вести, собирают на себя большое количество негативных реакций, в том числе чрезвычайно травмирующих самооценку ребенка. При этом, если серьезные психологические последствия у детей как реакция на подобное обращение дома, как правило, возникают на фоне длительного неправильного обращения, то в школе дети могут получить психологическую травму даже от одного случая оскорбления или унижения.

Именно серьезность последствий такого обращения с ребенком и сходство их с последствиями, возникающими в результате других видов насилия, позволяют рассматривать описанное выше отношение к ребенку как насилие.

 

Домашнее насилие.

Под домашним насилием понимают «любые случаи угрожающего поведения, насилия или оскорблений (психологического, физического, сексуального, финансового или эмоционального характера) между двумя совершеннолетними лицами которые являются или являлись в прошлом интимными партнёрами или членами семьи вне зависимости от пола или сексуальной ориентации". В контексте психологического травмирования детей речь, прежде всего, идет о том, что ребенок становится свидетелем или участником ситуации домашнего насилия (например, отец избивает или наносит раны мать на глазах у детей).

Для ребенка домашнее насилие является одной из самых болезненных травм, иногда переживаемых более тяжело, чем непосредственное физическое насилие в адрес самого ребенка. Наблюдая инциденты домашнего насилия (или включаясь в них, например, когда один из родителей начинает защищаться или обращаться к ребенку в ходе острого конфликта с другим родителем) ребенок переживает острый страх, часто не только за себя, но и за обоих родителей, может чувствовать себя виноватым, отверженным, почти всегда теряет ощущение базовой безопасности и стабильности, остается в одиночестве.

 

Пренебрежение нуждами ребенка.

 

Само по себе пренебрежение нуждами ребенка (неудовлетворение базовых потребностей, непостоянство заботы, жизнь с родителями, злоупотребляющими алкоголем), редко воспринимается ребенком (и окружающими) как психологическая травма. Однако, как показывает практика, дети, живущие в таких условиях чаще чем другие сталкиваются с различными травматическими событиями. В силу увеличения риска несчастных случаев в таких семьях, дети чаще сталкиваются с пожарами и другими несчастными случаями, со смертью сиблингов или родителей, чаще становятся свидетелями драк между взрослыми или их сексуальных отношений и т. п. Живя в дефицитарных условиях, такие дети часто даже очень травматические события  могут переживать без внешних проявлений посттравматического стресса, так как изначально относятся к миру как к опасному и агрессивному, они почти никогда вовремя не получают поддержки.

Как правило, именно  эти дети являются основными клиентами социально - реабилитационных центров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...