Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3. Формирование обстановки безопасности и доверия в тренинговой группе.




2. 3. Формирование обстановки безопасности и доверия в тренинговой группе.

 

       Безопасная и доверительная обстановка является средством и условием преодоления травматических переживаний у ребенка. Поэтому формирование атмосферы безопасности становиться первой задачей для ведущих. Она особенно актуальна на начальном этапе групповой работы, но и в дальнейшем, на протяжении всего времени существования группы является объектом внимания. Вместе с тем формирование безопасности в группе затруднено тем, что многие дети, перенесшие насилие теряют доверие к взрослым и сверстникам.

       Безопасная атмосфера складывается из «технических» аспектов организации тренинга (знакомство, совместные игры, нормы и правила, структурированность работы, постоянство места, времени, участников, ведущих ), так и от того насколько ведущие, отслеживают эмоциональное состояние участников, поддерживают детей сами и обеспечивают поддержку со стороны участников, сами открыто могут объяснять свои реакции и действия.


III. ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ.

       Перед включением ребенка в групповую работу необходимо провести несколько индивидуальных консультаций с ребенком и, по возможности, с его родителями. Цель этих консультаций – знакомство, диагностика проблем ребенка, понимание специфики его травматического опыта и реакций на него. Исходя из сложившегося в ходе этой диагностики понимания условий жизни ребенка и его реакций на травматические события, отношения к этому родителей (или других взрослых, заботящихся о ребенке), выстраивается объяснение ребенку и родителям того, что происходит с ребенком, на что направлены занятия и что будет происходить на них.

       Просвещение ребенка и родителя по вопросам психологической травмы и путей ее преодоления - один из самых важных блоков, как с точки зрения мотивирования на посещение занятий, так и с точки зрения преодоления последствий травмы. Просвещение включает в себя общую информацию по вопросам травмы (как часто встречаются такие ситуации, что их вызывает, каковы нормальные эмоциональные и поведенческие реакции у детей и взрослых на событие) и объяснение, что травму и ее последствия можно преодолеть, а так же объяснение логики работы с последствиями травмы.

       Объяснение относительно логики работы с последствиями травмы включает в себя следующие элементы:

  1. Объяснение, что у ребенка есть выраженная симптоматика, обусловленная переживанием травматического опыта.
  2. Объяснение, что научные исследования и практический опыт показывают, что чем раньше начинается работа, тем больше возможностей предотвратить последующие долгосрочные проблемы.
  3. Описание конкретных симптомов/проблем у данного ребенка, связанных с травматическим опытом.
  4.  Объяснение, что непосредственные разговоры о травме важны для разрешения этих трудностей и интеграции опыта в жизнь ребенка оптимальным образом. Этот болезненный разговор о травме будет осуществляться постепенно, максимально поддерживающим образом, с тем, чтобы ребенок мог более мягко пережить дискомфорт, обусловленный этим обсуждением. Более того, эти разговоры начнутся лишь после того, как ребенку помогут приобрести навыки, позволяющие справляться с эмоциональными реакциями.
  5. Если у родителей возникнут какие-либо предложения или вопросы, то специалист всегда будет рад выслушать их и учесть в своей работе.
  6. Существуют различные семейные, религиозные, национально-культурные традиции в способах выражения эмоций реагирования на травматические ситуации. Психолог хотел бы быть в курсе этих традиций семьи и по возможности учитывать их в работе с ребенком.

 

Условия, необходимые для включения ребенка в группу, направленную на помощь детям, пережившим психологическую травму:

  • Прекращение воздействия травмирующего фактора (если ребенка продолжают физически наказывать дома, бессмысленно приглашать его на группу, посвященную преодолению последствий - сначала необходимо обеспечить безопасность ребенку и снизить риск повтора).
  • Отсроченность. Необходимо некоторое время для снижения остроты переживаний, если ребенка остро реагирует на травму – если он растерян, испуган, сильно подавлен, переполнен актуальными эмоциями, то он нуждается в индивидуальной помощи.
  •  Опыт обсуждения травмы – ребенку необходимо иметь опыт обсуждения травмирующих событий и переживаний с психологом в индивидуальном порядке.
  • Предварительные индивидуальные консультации, в ходе которых ребенок имеет возможность познакомиться с ведущими, узнать для чего, почему и что будет происходить на групповых занятиях. Кроме того, желательно, чтобы с ребенком договорились о том, что ему придется что-то рассказать о травме.
  • Идеальным вариантом является сочетание тренинговых занятий с индивидуальным консультированием детей, их родителей или опекунов, направленным на решение актуальных проблем. При возможности работы с родителями эти консультации могут затрагивать следующие темы: повышение родительских навыков (поощрение ребенка, обучение реагированию на трудности в поведении ребенка), помощь родителям в преодолении их собственных переживаний, связанных с психологической травмой и ребенком (чувство вины, возможное амбивалентное отношение к ребенку, амбивалентное отношение к обидчику и т. д. ), понимание проблем ребенка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...