Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утраты и разрушение значимых эмоциональных связей.




Утраты и разрушение значимых эмоциональных связей.

 

Ребенок чрезвычайно зависит от своих родителей. Именно поэтому смерть или потеря его могут восприниматься ребенком как катастрофа. То, как переживает ребенок смерть родителей,  зависит от ряда причин:

       Возраста ребенка. Исследования показали, что дети проходят через ряд стадий понимания смерти. Например, дошкольники, как правило, видят смерть как обратимую, временную и безличную. Наблюдения за героями мультфильмов в телевизионных сверхъестественных возвращениях после того, как они уничтожены, приводит к усилению этих представлений.

В возрасте между 5 и 9 годами многие дети начинают осознавать, что смерть это конец и что все живущие умирают. Но они еще не воспринимают смерть как личную. Они затаивают надежду, что как-нибудь они и их родители смогут избежать ее благодаря собственной изобретательности. На этой стадии у детей проявляется тенденция к олицетворению смерти. Они могут ассоциировать смерть со скелетом или с ангелом смерти. У некоторых детей бывают кошмары, связанные с этими образами.

В период с 9 - 10 и до подросткового возраста дети начинают точнее понимать, что смерть необратима, что все живущие умирают и что они тоже когда-то умрут. Некоторые начинают работать над развитием философского взгляда на жизнь и смерть. Подростки часто заняты поиском смысла жизни. Некоторые подростки реагируют на страх смерти тем, что рискуют жизнью. В противостоянии смерти они стараются преодолеть свои страхи, утверждая свой " контроль" над смертью.

Длительность и тяжесть переживания потери ребенком или подростком зависит от ряда обстоятельств:

От отношений с умершим. Чем более близкие и зависимые отношения были с умершим, тем тяжелее переживается потеря. При наличии конфликтов и ссор увеличивается чувство вины и раскаяния.

От обстоятельства потери. Особенно трудно детьми переживаются неожиданные утраты, а также смерть близких на глазах у ребенка (например, в автокатастрофе). Осложняет переживание горя также отсутствие возможности попрощаться с умершим (например, пропажа без вести).

От реакции окружающих на смерть. Если ситуация, связанная со смертью одного из родителей, умалчивается или скрывается, то такое отношение может усилить реакцию ребенка на смерть, в таких случаях ребенок может чувствовать себе особенно одиноким, и понимать, что он ничего не должен обсуждать со взрослыми..

От наличия замещающего родителя, способного компенсировать утрату тепла и заботы.

Если при переживании утраты ребенок попадает в социально-реабилитационный центр, то переживание одиночества, несчастливости, тревоги может усилиться.

 

Ситуации, связанные с угрозой для жизни.

Детям, которые попадают в социально-реабилитационные центры, часто приходится сталкиваться с самыми различными ситуациями, несущими угрозу их жизни. Например, пожары, нападения со стороны взрослых в алкогольном опьянении, оставление их в незнакомой опасной обстановке и т. д. Таких событий в жизни детей, попадающих в социально - реабилитационные центры значительно больше, чем у их сверстников из благополучных семей. Исходя из того, что из большинства этих ситуаций им трудно найти выход в связи с недостаточностью жизненного опыта, такие ситуации могут формировать неуверенность в себе, чувство вины («это происходит именно со мной»), тревогу.

 

 

1. 3. Особенности детского реагирования на травму, посттравматическое стрессовое расстройство у детей.

 

Детские реакции на травму опосредуются возрастом и уровнем развития ребенка. При кратковременных травмах, чем меньше ребенок, тем больше его реакция на травму зависит от того, как реагируют на травматическое событие его родители. Если родители хорошо справляются с ситуацией, то у большинства маленьких детей не развиваются длительные симптомы травмы. При травмах, которые начинаются в маленьком возрасте и продолжаются на протяжении длительного времени, развитие ребенка может искажаться. Таким образом, возраст может быть как утяжеляющим, так и защитным фактором. Некоторые травмы, например, сексуальное насилие, особенно тяжело переживаются подростками.

Реакции на одно и то же травматическое событие даже у детей одного возраста могут быть различными: один ребенок может оказаться подавленным и испуганным, другой – начать агрессивно себя вести, третий сосредоточиться на заботе о других. Во многом эти реакции определяются тем, как ребенок или подросток понимает, что произошло и какие последствия это имеет для него лично, насколько он чувствует поддержку со стороны, как он относится к себе, характерологических особенностей ребенка и его привычных форм реагирования на трудности.

Травматические события влияют на все сферы функционирования ребенка: на его представление о мире и о себе, эмоциональность и поведение.

Особенности детского и подросткового мышления в значительной степени влияют на переживание детьми травматических событий. В силу возрастного эгоцентризма дети склонны приписывать происходящие вокруг них события себе или своему влиянию. Эта особенность детского мышления приводит к тому, что дети часто себя чувствуют виноватыми в ситуациях, на которые они не могли влиять (насилие, смерть родителей, развод родителей) и т. п. Недостаточность социального опыта приводит к тому, что дети создают мифы, нереалистические объяснения тому, что произошло и своей роли в этих событиях, чтобы вернуть чувство предсказуемости и контроля над своей жизнью. Помимо непосредственного обвинения себя в случившемся (не так был одет, не был бы изнасилован, не подумал бы про брата плохо – с ним бы ничего не произошло, учился бы лучше – родители не ссорились и т. п. ), дети могут решить, что все что произошло, обусловлено тем, что они «плохие», « ущербные», чтобы оправдать, то, что несчастье случилось именно с ними, а не другими.  Таким образом, дети стремятся сохранить предсказуемость и справедливость устройства мира, принимают вину на себя.

Примером когнитивного искажения может быть обвинение ребенком после смерти близкого как себя, так и умершего родителя («если бы любил, не умер бы»).

Дети, с которыми длительное время жестоко обращаются в семье, особенно склонны формировать такие искаженные представления о своей вине и ущербности в результате травмирующих событий. Оказание помощи таким детям и преодоление неадекватного чувства вины может вызывать значительное сопротивление у ребенка и увеличивать тревогу, т. к. противоречит самоконцепции и нарушает стабильность (например, обвинять не себя, значит обвинять родителей. ).  

Другие когнитивные искажения,  особенно часто встречающиеся при переживании ребенком насилия, затрагивают отношение к другим людям. Дети могут генерализировать и переносить отношение к насильнику на всех людей. Установка «никому нельзя доверять» приводит к нарушению  контактов  как со сверстниками и другими взрослыми, так и с близкими (например, с родителем, который не имеет отношения к насилию), и с психологом.

Помимо этого дети могут реагировать на травму пытаясь переиграть и скомпенсировать свой негативный опыт. Для этого они могут вступать в небезопасные или даже очевидно опасные отношения с неподходящими сверстниками и взрослыми и получать повторные травмы, подкрепляющие  неадекватную концепцию («все произошло из-за того, что я плохой»).

Помимо когнитивных нарушений, у детей, перенесших психологические травмы, могут возникать стойкие или преходящие эмоциональные расстройства. Страх, зачастую преувеличенный, стыд, гнев, сниженное настроение, которые  могут выражаться как в форме непосредственной реакции на события, так и в символической форме.  Кроме того может нарушаться способность в регуляции своих эмоций, приводящая к повышенной возбудимость, внезапной плаксивости, частым сменам настроения, неумению преодолевать плохое настроение и др.

Страх является как биологической, так и выученной реакцией на угрожающую ситуацию. Страх у детей часто генерализуется, предметы и вещи, которые до травмы казались безопасными, после нее становятся опасными, т. к. напоминают ребенку о травматическом событии (страх идти в школу по улице, по которой ребенок ходил без взрослых много раз, после того, как на него напали).

У ребенка могут возникать наплывы страховых воспоминаний. Дети могут испытывать страхи постоянно, периодически в течения дня, иногда внезапные, могут видеть страховые сны по ночам. У маленьких детей эти страхи не всегда связаны с травматическим событием, но проявляться в страхах других вещей реальных или придуманных. Страхи могут возникать непосредственно после события, но могут быть отставленными и возникать под влиянием не очень значимых событий (например, при смене школы).

Помимо появления конкретных страхов у детей часто повышается уровень общей тревожности, обусловленной внезапным, неожиданным и непредсказуемым характером травмирующего события. Эта тревога является реакцией на ощущение общей небезопасности и уязвимости (ребенок, который не отпускает мать ни на минуту от себя, после того, как на его глазах умер отец).

После травмы у детей могут возникать депрессивные проявления, подавленность, сниженное настроение, которые представляют собой реакцию на внезапную потерю доверия к другим людям и к миру в целом, или отражать физические последствия травматических событий (например, потерю подвижности). Сниженная самооценка, как реакция на травму, непосредственно оказывает влияние на настроение и может приводить к дезадаптивному поведению (подростки, подвергшиеся сексуальному насилию, могут начать вступать в беспорядочные половые связи).

Злость или гнев могут возникать у ребенка как реакция на ощущение несправедливости, на то, что травмирующее событие произошло именно с ним, несмотря на то, что он не делал ничего особенно плохого.

Поведение ребенка после травмы может значительно измениться. Наиболее характерные реакции – избегание, агрессивное поведение, саморазрушающее поведение (включая сюда употребление наркотиков), сексуализация поведения после сексуального насилия.

Детям часто свойственны реакции избегания (мальчик, который находился в теракте в Беслане, доходил до поворота к школе и возвращался домой, девочка, подвергшаяся сексуальному насилию, перестала без взрослых выходить из дома и т. д. ). Такие реакции избегания могут в значительной мере ограничивать жизнь ребенка и создавать большие проблемы для взрослых.

Резкое изменение в поведении иногда является признаком того, что ребенок переживает психологическую травму (Например, девушка - подросток попала на прием к психологу по поводу драк с мальчиками. Родители сообщили, что такое поведение появилось после лета, до этого у девочки было много друзей, в том числе и мальчиков. На приеме рассказала, что летом подверглась сексуальному насилию, ненавидит всех, особенно мужчин).

Злость и гнев, которые испытывают многие травмированные дети, нередко выражается в протестном, агрессивном или деструктивном поведении. Употребление алкоголя или наркотиков иногда является стратегией, направленной на смягчение травмирующих воспоминаний и переживаний негативного образа себя. Самоповреждения (порезы, ожоги, суицидальные действия) нередко находятся в непосредственной связи с детскими травмами.

Последствием проживания в хронических психотравмирующих условиях, связанных с жестоким обращением или домашним насилием, может явиться усвоение ребенком этих дезадаптивных форм поведения, поскольку они могут казаться выигрышными (насильник контролирует жизнь семьи, финансы и т. д., )

В некоторых случаях реакция на травму может оказаться чрезвычайно выраженной и протекать в форме посттравматического стрессового расстройства (сокращенно - ПТСР).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...