Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проявления ПТСР у детей




Особенности проявления ПТСР у детей

Проявление и развитие ПТСР у детей имеют ряд особенностей по сравнению со взрослыми. Это связано в первую очередь с особенностями детской психики. Дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы. Травматическим фактором, вызывающим ПТСР для детей может явиться не только событие (или наблюдение события), которое угрожает их жизни и здоровью на фоне сильного страха или беспомощности, но и такие травмы, как, например, развод родителей, наблюдение драк между ними, школьная травма и т. д., то есть такие события, которые остро переживаются именно детьми и подростками.

Воспроизведение травматического события у детей может иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживаются тема или аспекты травмы. Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений. Эти игры не приносят эмоционального облегчения.

У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему взрослому человеку это очевидно.

Нарушения в познавательной сфере у детей порой достигают такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Поглощенность осознаваемыми и неосознаваемыми  тревожными переживаниями, вызванными травматическими событиями, приводят к снижению способности продуктивной деятельности. При этом ухудшение успеваемости у ране успешного ребенка дополнительно снижает самооценку.

По данным Н. В. Тарабриной родители как правило  имеют в целом верное представление о состоянии ребенка, но они стремятся преуменьшить негативные аспекты состояния ребенка, особенно в случаях, если сами родители вовлечены в травматическую ситуацию или являются ее виновниками. Понимание и описание родителями травматической ситуации более адекватно для детей 7-10 лет. Родители более старших детей хуже распознают последствия травмы и ее непосредственную связь с переживаниями и  поведением ребенка. Эта тенденция более ярко проявляется в дисгармоничных семьях, в которых родители чаще пытаются преуменьшить или скрыть травматический опыт своего ребенка.

Таким образом, очевидно, что переживание детьми травматических событий может сильно отличаться по длительности, остроте, последствиям. Значительная часть детей, перенесших тяжелые психологические травмы, не показывают явных клинически очерченной симптоматики ПТСР, однако эти травмы оказывают негативное влияние на здоровье, развитие и адаптацию ребенка. Переживание детьми и подростками психологических травм способствует нарушениям общения и сниженной самооценке и может оказывать влияние на все сферы жизни:

· в физическом плане – задержки развития, соматические заболевания, энурез, энкопрез,

· в когнитивном – снижение продуктивности, нарушения памяти, трудности сосредоточения внимания, неправильные представления о травме, себе и окружающих

· в эмоциональном  –  переживание большого количества негативных эмоций, таких как  страх, стыд, вина, гнев и др.. Эти переживания могут быть как постоянными так и  возникать время от времени

· в поведенческом – нарушение социальных норм, агрессия или выраженная неуверенность, уходы из дома, прогулы школы, самоповреждающее поведение, употребление ПАВ и др.

Разрешение этих проблем требует отработки травматического опыта, с одной стороны, и нормализации повседневной жизни ребенка (формирование стабильного, безопасного, поддерживающего окружения и помощи в преодолении актуальных трудностей), с другой стороны.

 

1. 4. Трудности формирования помогающих отношений с детьми, пережившими травму.

 

Как уже упоминалось, у детей и подростков, переживающих психологические травмы, нарушается доверие к окружающему миру: к взрослым и сверстникам.

Дети, живущие в семье и имеющие заботливых, понимающих и теплых родителей, во многом имеют возможность скорректировать искаженное травмой восприятие себя и окружающих за счет поддержки в семье.

Однако большинство детей, попадающих в СРЦ, нередко с рождения - еще до получения острого травматического опыта - живут в психотравмирующих условиях, обусловленных насилием и пренебрежением нуждами со стороны родителей или опекунов. Такие условия жизни непосредственно влияют на формирование привязанности («первичной привязанности»), что сказывается сначала на отношениях с самыми близкими людьми (родителями, опекунами), потом с окружающими (сверстники, воспитатели, учителя, другие взрослые). Дети, подвергнувшиеся насилию в семье, а также дети, с которыми родители обращались непоследовательно, то проявляя заботу, то забывая о них, могут общаться с окружающими, проявляя одновременно зависимость и агрессивность. При этом ребенок может долго не воспринимать позитивное отношение к себе со стороны других людей как искреннее. Дополнительный острый травматический опыт (переживание травмы) усиливает эту особенность, являясь как бы подтверждением этой модели («я плохой», «мир опасный и непредсказуемый», «от меня ничего не зависит»).

Именно изменение эмоционального опыта за счет появления в жизни ребенка принципиально других отношений — доброжелательных, позитивных, принимающих — дает возможность коррекции исходной негативной модели отношений. На практике это означает, что если взрослому (например, психологу, социальному педагогу, социальному работнику) удается сформировать такие отношения с ребенком, преодолев его отвержение и недоверие, то это может привести к тому, что у ребенка изменится отношение к себе и другим людям. Условием действенности таких отношений являются их устойчивость и достаточная продолжительность.

Помощь в преодолении последствий психологической травмы включает в себя необходимость обращения к травматическим событиям, нередко к повторному их переживанию. Это приводит к повышению тревожности, агрессивности, к нежеланию обсуждать происшедшее. В норме на психологические занятия детей приводят родители, которые (после соответствующей подготовки) понимают для чего нужны занятия, на что они направлены, что на них происходит и почему состояние детей может временно ухудшаться по ходу индивидуальных консультаций и групповых занятий. При этом даже заботливые родители нуждаются в регулярном «обновлении» этого понимания и в помощи со стороны специалиста относительно своих страхов и переживаний за ребенка. Дети, попадающие в СРЦ, как правило, такой поддержки со стороны родителей не имеют, что приводит к повышению их тревожности и негативизму, и, соответственно, к снижению мотивации к посещению занятий при проработке травматического опыта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...