Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Факторы психологического благополучия взрослой личности




       Проблема психологического благополучия личности является одной из фундаментальных в философии, медицине, психологии. В каждой науке существует свое понимание и содержательное наполнение данного понятия. Философский смысл проблемы психологического благополучия связан с двумя направлениями этики – гедонизмом и эвдемонизмом. В медицине психологическое благополучие связывается с такими составляющими здоровья, как качество жизни, психическое здоровье. В последние десятилетия проблема психологического благополучия все чаще становится предметом внимания психологов. Это вызвано необходимостью понять, какие механизмы лежат в основе психологического благополучия, каким образом они участвуют в регуляции поведения, как это отражается на отношениях с окружающими и в выборе адекватных жизненных стратегий. Проблема психологического благополучия, таким образом, непосредственно связана с проблемой позитивного развития. Без учета развитийного аспекта становится невозможным процесс оптимизации психологического

благополучия. [27]

    Понятие «субъективное благополучие» ввел Э. Динер, исследователь определяет его как «интегральное психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе. [29]

    Понятие «счастье» имеет множество определений и толкований, однако ни одно из них не отвечает в полной мере на вопрос, что же это такое. Переживание счастья – слишком субъективное и неустойчивое явление, чтобы иметь возможность полноценно и масштабно его исследовать.
   Счастье - субъективно переживаемое состояние единства сущности и существования личности, воспринимаемое в индивидуальной системе отсчета как аксиологически - эмоциональный позитивный максимум.
   Наиболее общее психологическое определение счастья связано с пониманием его как ощущения полноты бытия, радости и удовлетворенности жизнью, лежащих в основе оптимального, здорового и эффективного функционирования-личности.
     Счастье, по сути — междисциплинарный феномен. Существует обширная философская, литературоведческая, культурологическая, социологическая, богословская библиография по счастью. Но, по крайней мере, до 60-х годов XX века эта проблематика была обделена вниманием научной психологии. Ее бурное развитие в контексте психологического знания наметилось лишь в последние десятилетия, прежде всего в работах гуманистической психологии и позитивной психологии.

     С древнейших времен мыслители спорят между собой, что такое счастье, какими способами можно его достичь и что делает людей счастливыми или несчастливыми. В историко-научной перспективе психология развивалась в контексте философского знания, где проблемы счастья нашли свое отражение в противоборстве двух основных этико-психологических концепций счастья — гедонизма и эвдемонизма.
     Наиболее полно идеи эвдемонизма в их первоначальном варианте выражены в учении Эпикура, для которого стремление к удовольствию является основой нравственного поведения, а само удовольствие — высшим благом. Идея счастья - эвдемонии лежит также в основе этической концепции Аристотеля, согласно которому состояние счастья-блаженства как высшего совершенства предполагает стремление человека соответствовать своему предназначению (« даймону» ) или» подлинному Я», которое обретается путем развития всех тех потенций, которые заложены не только в видотипических (родовых) особенностях человека, но уникальным образом представлены в каждом человеческом индивиде.
   Таким образом, зародившись в недрах древнегреческой философии, идеи гедонизма и эвдемонизма определили по существу две основные линии в становлении такой научной дисциплины как психология счастья.
   Идеи гедонизма получили развитие в бихевиоризме, психоанализе и даже дали название отдельного направления современной психологии — гедонистической.

     На переживание благополучия (или неблагополучия) влияют различные стороны бытия человека, в нем слиты многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Непосредственное влияние на удовлетворенность жизнью оказывает на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознано и в обыденном сознании, и в науке. Для характеристики состояния субъективного мира личности в аспекте его благоприятности употребляют различные термины: переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие.
   Благополучие личности складывается из целого ряда составляющих:
социальное благополучие — это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности (в понимании А. Адлера) и т. п. [2, 16, 20]

  Выделяют различные факторы субъективного благополучия: материальный, личностный, социальный, профессиональный, физический и психологический.

 Одним из направлений исследования благополучия, является изучение проблемы самореализации личности. Основоположником этого подхода стала К. Рифф. Она разработала многомерную модель психологического благополучия личности. К. Рифф описывает благополучие как стремление к совершенствованию, которое представляет собой реализацию потенциала человека. Она вводит шесть психологических компонентов субъективного благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.

[19, 30, 28]

 

1. 3. Возрастные задачи развития в ранней взрослости и их гендерная специфика.

   Личности мужчин и женщин с точки зрения психологии характеризуются теми качествами, которые приобретаются и реализуются в процессе общения, социального взаимодействия в контексте общественных и межличностных отношений. Изучение психологических отличий мужчины и женщины интересно не только человеку как таковому, но и всему обществу в целом. Влияние полового признака на развитие человека довольно велико, и изучение взаимодействия данного свойства с другими личностными составляющими позволяет лучше понять соотношение биологических и социальных факторов в развитии человека [6]

   «Зрелость» и ее критерии исследовались Б. Г. Ананьевым, он рассматривал зрелость на уровнях индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности. А. А. Реан предлагает рассматривать зрелость интеллектуальную, эмоциональную и личностную. И в той и другой парадигме существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». А. А. Реан выделяет четыре компонента или критерия личностной зрелости, являющиеся базовыми, фундаментальными, структурообразующими: ответственность, терпимость, саморазвитие, и, интегративный компонент, который охватывает все предыдущие и присутствует в каждом из них - позитивное мышление, позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

    Период зрелости является периодом максимального расцвета личности, высшим моментом проявления духовных сил в процессе самоактуализации личности. Но различия в поведении человека определяют не только биологические, но и социальные характеристики, которые очень тесно переплетены между собой. Для прояснения биологических и социальных аспектов мужского и женского поведения американский психолог Р. Столлер в конце 1960 года предложил понятийно разделить сексуальность по двум аспектам: биологическому - термин «пол»; социальному - термин «гендер».

    На период зрелости приходится несколько кризисов в которых происходят личностные сдвиги, как у мужчин, так и у женщин, ведь процесс познания мира, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. А для каждого этапа развития, характерен свой возрастной кризис.

      Впервые термин «возрастной кризис» был введен Л. С. Выготским, который определял как целостное изменение личности, возникающее при смене стабильных периодов в жизни человека. По Выготскому, возрастной кризис связан с возникновением новообразований, которые сначала разрушают одну социальную ситуацию, а затем приводят к возникновению другой, адекватной новому психологическому образу человека. Этот механизм смены социальных отношений и есть психологическое содержание кризиса. Поэтому важно, каким будет переживание кризиса, приведет ли оно к депрессии и застою, или станет созиданием - это будет зависеть от самого человека, от его собственной самооценки. [11]

    Уже с раннего возраста человек начинает осознавать себя с определенным полом. В связи с этим у него возникает субъективное «чувство и пола» и получают развитие определенные характеристики личности - маскулинные или фемининные. При этом мужчина может обладать феминными чертами, а женщина - маскулинными, а также возможны своеобразные сочетания тех и других черт. В гендерной психологии это относится к гендерной идентичности. В свою очередь гендерная идентичность отображает не только определение пола, но и соответствующие формы поведения и формирование личностных характеристик. В связи с этим у человека возникает целостное представление о себе. [3]

          Гендерные стереотипы разделяются на три группы:

1. Стереотипы, связанные с нормативными представлениями соматических, психических, поведенческих свойствах, характерные для мужчин и женщин.                 

 Это как например, стереотипное представление о том, что мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны мыслить логически, хорошо управляют своими эмоциями. А вот женщины пассивны, зависимы, сверх эмоциональны, не уверены в себе, заботливы и нежны. Все это представляет особую конструкцию психологических черт, моделей поведения, навыков, видов деятельности, которая подразумевает разделение на мужскую и женскую сферы деятельности.

2. Стереотипы, касающиеся содержания мужского и женского труда. Так например, считается, что мужская сфера деятельности - это организаторская, инструментальная, творческая. Женской сферой - это исполнительская и обслуживающая. Следует особо отметить, что гендерное разделение труда сохраняет прочные позиции во всем мире. Так каждая отрасль характеризуется доминированием либо женщин, либо мужчин. Равное участие представителей обоих полов достаточно редкое явление.

3. Стереотипы, связанные с распределением семейных и профессиональных ролей. На протяжении уже многих веков принято, что мужские роли - это профессиональные, а женские - семейные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...