Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы по первой главе.. 2.1 Организация эмпирического исследования




Выводы по первой главе.

       Современная жизнь выстраивает значительное количество препятствий на пути самореализации и самоактуализации человека, что приводит к напряжению его адаптационных возможностей, появлению эмоционального неблагополучия, тревожности, изменению функционального состояния. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и Л. И. Божович, касающиеся роли «переживания» в психическом развитии ребенка, можно этот же подход применить в отношении личностного развития в зрелом возрасте. Переживание ситуации неудовлетворения потребности в профессиональной деятельности сопровождается ростом тревожности и как состояния, и как устойчивого личностного образования. [7, 4]

       Копинг - поведение предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления жизненных проблем. Это форма поведения, направленная на приспособление к различным обстоятельствам. Теоретически конструируемая психологическая структура, в которой разворачивается процесс саморегуляции личности, оказывается снабженной чрезвычайно важным функциональным компонентом − звеном контроля, самооценивания текущих результатов активности

Личности. [5]

         Существуют психологические условия, имеющие общий характер и способствующие или препятствий позитивному развитию личности и психологическому благополучию на различных этапах онтогенеза. К их числу относят эмоциональное благополучие, индивидуально-типологические и личностные особенности, механизмы психологических защит.

     Эти общие условия имеют возрастно-специфическую конкретизацию.

Учет совокупности как общих, так и возрастно-специфических условий создает предпосылки для со действия психологическому благополучию и позитивному развитию личности в подростковом, юношеском и зрелом возрастах. [7]

     Личность является интегратором всей психической активности индивида. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим " Я". " Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. К своему " Я" человек в большей мере относит внутреннее психическое содержание. В каком-то очень широком смысле все, что человек переживает, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. [18]

      Субъективное благополучие (чувство удовлетворенности жизнью) необходимо интерпретировать как обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности. Оно является важной составной частью доминирующего психического состояния(эмоциональными, активационными, тонусными).

        Полнота удовлетворения потребностей лишь опосредованно влияет на удовлетворенность жизнью. Более других удовлетворены своей жизнью люди, довольные своими супружескими отношениями и здоровьем. Не обнаружено связи удовлетворенности жизнью с удовлетворенностью общением, ожиданием в будущем хороших (или плохих) событий, с возрастом, полом, семейным положением, уровнем образования, социальным положением, качеством жилья.

          Беспокойство о здоровье и причины внутренней дисгармонии (трудности самовыражения, заботы о смысле жизни, раскаяние по поводу прошлых решений) вносят наибольший вклад в снижение настроения и формирование устойчивых состояний дискомфорта. [14]

Глава 2. Эмпирическое исследование психологического благополучия и стратегий совладающего поведения у женщин молодого возраста.

2. 1 Организация эмпирического исследования

      Цель исследования – сравнение стратегий совладающего поведения молодых женщин с разным уровнем психологического благополучия.

     Объект исследования – копинг - стратегии личности.

     Предметом выступают стратегии совладающего поведения у женщин молодого возраста.

     Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимосвязь уровня психологического благополучия и копинг - стратегий у молодых женщин.

       Молодые женщины с высоким уровнем психологического благополучия используют более эффективные копинг - стратегии для совладания со стрессом (планирование решения проблемы, положительная переоценка), в то время как личности с низким уровнем психологического благополучия склонны прибегать к менее эффективным стратегиям (дистанцирование, бегство/избегание).

        Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез выделяются следующие задачи исследования:

     1. Сформировать выборку для проведения эмпирического исследования.

     2. Выбрать методы и методики, соответствующие выдвинутой цели исследования.

     3. Осуществить эмпирическое исследование совладающего поведения женщин и их психологического благополучия

     4. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов

     5. Сделать выводы о связи совладающего поведения молодого возраста и психологического благополучия

        Общая выборка составила 30 испытуемых. (Женщины молодого возраста 25-40 лет, имеющие несовершеннолетних детей. )

    Основные методы и методики исследования:

         1) Опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф ( далее - ШПБ) - теоретически обоснованный инструмент, который предназначен для измерения выраженности основных составляющих психологического благополучия. В настоящее время многомерная модель К. Рифф принимается многими исследователями, а разработанная ею методика измерения психологического благополучия активно используется в исследовательской практике многих стран. В рамках эвдемонистического подхода на основе более ранних исследований М. Ягоды, К. Рифф разработала многомерную модель психологического благополучия. Она включает шесть основных составляющих психологического благополучия: наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия. В соответствии с данной моделью разработан инструментарий для проведения исследований, который получил широкое распространение за рубежом под названием «Шкалы психологического благополучия К. Рифф» («Ryff's Psycholo gical Well Being Scale»). Методика «Шкалы психологического благополучия» состоит из шести шкал, каждая из которых состоит из 14 утверждений. Утверждения отдельных шкал перемешаны (путем последовательного выбора по одному утверждению из каждой шкалы и составления единого непрерывного инструмента самоотчёта).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...