Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Райские уголки земли. 4. Язык природы. 6. Буй – голова




3. Райские уголки земли

 

Наконец, узкие пути расступались широкими водными просторами и синими лесными горизонтами. Там наши предки бережно обживали райские уголки земли. Они сооружали в землянках укромные жилища, промышляя охотой и сбором лесного урожая. Жили они так в ладу с матерью-Природой много веков.

Так и жили бы, наверное, и по сей день.

Но наступили времена Великого переселения народов. Тогда с южной стороны пришли на больших лодках иноземные завоеватели. Они начали вытеснять наши племена, одни из которых сразу ушли вниз по течению Большой реки, а другие – обратно, уходя вверх по впадающим речным притокам, прячась в глубине тайги.

Пробираясь по замысловатым руслам речек, речушек и ручейков на приволье ещё никем не тронутых земель, оседали наши предки в неприметных заводях и широких излучинах, у дальних истоков и озёр, укрытых в холмистых долах и складках неохватной ни взором, ни разумом бесконечной лесной стороны.

 

 


4. Язык природы

 

Когда долго идёшь по дороге, вместе с тобою идут мысли... С ними незаметно проходит и путь, как с хорошим попутчиком, с которым только разговорился, а он уже остаётся в первой деревне.

А ты идёшь дальше.

Далеко по дороге кто-то идёт навстречу. Обычно я издали пытаюсь узнать идущего по походке… Но оказалось, молодой человек мне не знаком. Приближаясь, вижу, что он тоже внимательно вглядывается в меня и за несколько шагов по давнему марийскому обычаю с улыбкой приветствует:

Ка́ ет мо?.. [1]

Кае́ м [2], – радостно отвечаю ему, и душа наполняется какой-то необъяснимой силой, раскрывающейся в этих простых родных словах, объединяя нас с далёкими предками!

Если прислушаться к марийской речи, можно услышать в ней мелодии ветра и всплески речной волны, шелест листьев и " говор" лесных обитателей… Марийцы говорят на одном языке с Природой.

Они и сейчас чем-то неуловимо выделяются в современном многонациональном обществе – не только некоторой, казалось бы, наивной доверчивостью, но и чутким вниманием, особой природной слаженностью в движениях и словах.

 

– Кае́ т мо?..

– Кае́ м, – радостно отвечаю ему.

 

 


5. Орья

 

Занятый течением мысли я и не заметил, как дорога открыла далеко передо мной широкую, всхолмлённую долину, ослепительно сверкающую серебристым снегом…

Отсюда начинается моё детство.

По всему горизонту словно Кто-то гигантской рукой своею по-сгрудил края протяжённого лесистого воротника, будто заслоняясь от ветра… Склоны полей в волнистых полах сказочного тулупа заиграли на солнце радужными искорками белого пушистого меха. По далёким впадинам меж складок холмов, косогоров и ложбинок – заиндевелые ивы и тополя искусно украсили извилистую кайму оврага. Там под толстым снеговым одеялом, прячется речка. А в её долгом изгибе, как в большом кармане, лежит скромной вышитой рукавичкой моя родная тёплая деревенька.

У неё, такое же, как и у речки, не совсем обычное для расхожего слуха, но свойственное марийской речи, говорливо-мягкое название – Орья́ .

 


6. Буй – голова

 

Старые люди говорят, что деревня Орья названа по имени вождя племени наших далёких предков... Если посмотреть на карту здешней местности, то можно увидеть, как во времена освоения земель люди называли своими именами реки и селения: Орья, Ошья, Буй, Кама, Черемиска.. .

А прислушаться к названиям рек, берущих начало ещё со склонов Уральской возвышенности –  Пильва, Колва, Яйва, Косьва, Усьва, Сылва…, –явно услышишь в них далёкий финно-угорский диалект, и понимаешь – откуда берут свои корни наши родственные народы.

 

Тогда многочисленные племена обживали свои первые реки, по которым постепенно вышли и на самую большую в этой земле реку, которую так и прозвали: " Большая вода".

На древнем уральском наречии это прозвание звучит удивлённо-широко: " Ка-ма" .

 

Реки в те времена были намного полноводнее и шире, чем теперь. Кама своим раздольем, словно морем, разделяла землю на едва видимые друг другу берега и поэтому наши предки, путешествуя по Большой воде, обычно держались на лодочках " своей" стороны.

 

Наши предки, путешествуя по Большой воде, обычно держались " своей" стороны.

 

Одно небольшое марийское племя, сплавляясь по своему левобережью Камы в поисках " райского" места, остановилось у широко разлитого ветвистого устья неизвестной впадающей реки. Тихая заводь манила множеством таинственных протоков, заросших камышом и кипевших от обилия рыбы – будто говорила им: «Отдохните от могучего течения на берегах моей спокойной и богатой воды…». И как бы вторя ей, рыжие стволы сосен и берёз в лучах закатного солнца склонили свои вершины с гнёздами птиц, приглашая утомлённых путников под свой покров.

Марийцы-охотники чутко приникли к голосу Природы… и, услышав одобрительный рык медведя – хозяина тайги, расположились на ночлег у гостеприимного устья. А на утро внимание первых людей привлекли клубящиеся по воде золотистые струйки тумана, устремлённые к расплавленному в речной протоке восходящему Солнцу... Люди увидели, что щедрая Вода здесь истекает от восхода Солнца. Для марийцев это был знак соединения двух стихий, где река разумно управляет окружающей природой, словно голова – жизнью человека.

Основав на этом месте большую стоянку, марийцы стали уважительно обращаться к своей реке – " Голова" , что на языке мари звучит коротко и величественно – " Вуй".

Особенностью произношения в этом слове у марийцев является звук первой согласной – он более сложен и состоит из вибрации недосомкнутых губ, образуя что-то среднее между " В" и " Б". Отсюда и более позднее современное русское – " Буй".

 

Но есть у названия этой реки и другая история – военная…

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...