Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.4 Ладотональная структура хорового произведения




1. 4 Ладотональная структура хорового произведения

 

После изучения структурного строения сочинения и его разделов необходимо разобраться в системе выразительных средств и элементов музыки (лад, тональность, фактура, мелодический рисунок, темп, метр, ритм, гармония, полифония, динамика, тембр, регистр, штрихи и т. п. ), с помощью которых воплощается художественный образ произведения.

Задание:

- определите лад и основную тональность хорового произведения;

- обусловьте особенностиладотональной структуры;

- подчеркните тональную устойчивость, либо неустойчивость;

- отметьте отсутствие или наличие отклонений в тональности Д или S[22] (первой или второй степени родства[23]), модуляций, переменного лада, уточните в какой части и в какие тональности;

- определите диапазоны хоровых партий и всего хора, тесситуру изложения хоровых партий: высокая, низкая, средняя (удобная);

- письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.

 

1. 5 Гармонический анализ хорового произведения

 

Гармонический анализхорового произведения призван выявить формообразующую и выразительную функции гармонии. В этом разделе необходимо выяснить формообразующую роль гармонии, определить тональные соотношения и связи различных частей формы, каденции, связанные со структурой словесного текста и чисто музыкальными закономерностями.

Напоминаем, чтокаденция — это гармонический или мелодический оборот, который завершает музыкальное построение — предложение или период. Каденции подразделяются:

♪ по месту в форме на заключительные (стоят в конце периода) и на серединные (стоят в середине периода);

♪ по степени завершенности на полные (заканчиваются на Т), половинные (заканчиваются на D) и прерванные каденции: когда в полной каденции вместо Т ставится какой-либо другой аккорд, чаще всего трезвучие VI ступени.

Полные каденции подразделяются на совершенные (Т на сильной или относительно сильной доле, после D в основном виде, с I ступенью в мелодии) и несовершенные (если не удовлетворяют какому-либо условию). В хоровой музыке встречаются следующие их виды:

автентическая каденция (от греч. Aytentikos - главный, основной) – последование аккордов V ступени (доминанты) и I ступени (тоники), завершающее музыкальное построение или целое произведение. Название происходит от автентичных средневековых ладов, в которых V ступень (доминанта) играла особенно важную роль. Автентическаякаденция может быть полной (D - Т) или половинной (Т - D). В свою очередь полные каденции разделяют на совершенные и несовершенные. В совершенных каденциях в басу дается ход V-I ступени, а в верхнем голосе на I ступени звучит основной тон аккорда. В несовершенных каденциях эти условия не соблюдаются, например, D или T даются в виде секстаккорда, или заключительный тонический аккорд – в мелодическом положении терции или квинты[24];

♪ плагальная каденция (позднелат. plagalis, от греч. plagios - боковой, косвенный) - один из типов каденции, характеризующийся исследованием гармоний S и T (IV-I, II65-I, VII43-I и т. п. ); противопоставляется автентической каденции (D - Т) как главному, основному типу. Различают плагальную каденцию полную (S - Т) и половинную (Т - S). В нормативной плагальной каденции основной тон разрешающей тоники присутствует (или подразумевается) в гармонии S и не является новым звуком при вступлении Т; с этим связан выразительный характер плагальной каденции - смягчённый, как бы косвенного действия (в противоположность автентической каденции, которой свойствен прямой, открытый, острый характер). Нередко плагальная каденция используется после автентической как утверждающее и в то же время смягчающее дополнение («Offertorium» в Реквиеме Моцарта)[25].

Задание:

- определите роль гармонии в создании художественного образа и её стилистическую характерность, рассмотрев участие гармонических средств в кульминациях, использование особых созвучий в определённые моменты развития, соответствующие наиболее значимым словам текста;

- изучите гармоническую функцию хорового произведения, помня, что она включает в себя не только анализ вертикального сложения хоровой ткани, но и характер гармонического развития по горизонтали. К числу ее важнейших компонентов и признаков относятся расположение аккорда (тесное[26], широкое и смешанное, включающее и тесное, и широкое, его плотность, количество голосов и т. д. );

- обратите внимание на интенсивность пульса гармонических смен, гармоническую вертикаль, ее обусловленность линеарным развитием составляющих ее голосов, включая инструментальное сопровождение;

- отметьте либо стремление автора к простоте, ясности и прозрачности гармонического изложения, либо его усложненности, т. к. во многих хоровых произведениях колористическая сторона гармонии является одним из важных средств выразительности, а порой и изобразительности музыки;

- проанализируйте каденции, и сделайте вывод об их значении в музыкальной форме хорового произведения;

- письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...