Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.6 Фактура хорового произведения




 

В этом разделе рассмотрим конкретную художественную организацию хорового многоголосия, которая реализуется в фактуре произведения.

Напоминаем, чтофактура (лат. factura — обработка, от facio — делаю) — совокупность средств музыкального изложения, образующая технический склад музыкального произведения, его музыкальную ткань. Поэтому иногда вместо термина «фактура» употребляются как синонимы значения: склад хорового письма, изложение, подразумевающие компоненты произведения, развертывающиеся по вертикали. Элементами фактуры являются мелодия, бас, аккорды, фигурация, отдельные голоса, орнаментика, выдержанные звуки и др. Фактура обусловлена содержанием произведения, композиционными принципами (напр., гомофония, полифония), выразительными и техническими. Возможностями инструментов и голосов. Основные формы фактуры –монодический (одноголосный), полифонический, подголосочный, аккордовый, гомофонический; чаще всего применяются смешанные виды.

В трудах по хороведению понятие «фактура» трактуется порой расширительно, с учетом всех средств хорового изложения. При этом фактура хорового произведения определяется спецификой хоровых партий (диапазоном, тесситурой), возможностями их сочетаний, голосоведением. Ее характеристика включает следующее:

общий тип фактуры (гармонический, полифонический и т. д. );

состав хора (смешанный, однородный и т. д. ), число голосов, их ансамбль, значение в нем хоровых партий, наличие солистов, сопровождения;

приемы изложения – общехоровое или отдельными группами, партиями, передача мелодии из одной партии в другую, постепенное включение (или выключение) партий, сопоставление или обособление хоровых групп, дублирование (унисон, удвоения), перекрещивание, наложение, окружение, контрапункт, аккомпанирующие голоса, выдержанные звуки и т. д.

Фактура может быть более или менее сложной и удобной для исполнения, отчего зависит и способ изучения произведения.

Примерно вот о фактуре как-то так. Но это если сложно. А если попроще, то в хоровой литературе обычно доминируют три вида фактуры:

♪ гармоническая;

♪ полифоническая;

♪ смешанная.

Остальные виды фактуры, по словам знающих хоровиков, во многом относятся к категории «химия»...

Всю совокупность известных в хоровой практике типов фактуры, в зависимости от того, какой склад хорового письма лежит в основе музыкальной ткани, теоретики сводят к следующим разновидностям:

мелодико-монодический (одноголосный) склад — соединение голосов с одной и той же мелодией в унисон или в октаву;

мелодико-подголосочный склад — изложение, в котором главная мелодия проводится в одном из голосов, остальные голоса (подголоски) представляют собой варианты основного мелодического голоса. Эта фактура свойственна ряду народно-песенных культур (русской народной песне);

мелодико-гармонический склад - соединение одного из голосов, выполняющих мелодическую функцию, с гармонической функцией остальных при одинаковом ритмическом рисунке обоих элементов фактуры;

гомофонный склад - разно-функциональное соединение голосов, где мелодию ведет главный голос, а остальные голоса играют роль гармонического сопровождения с отличающимся от мелодии ритмом;

♪ гармонический (аккордовый) склад - изложение, при котором все голоса выполняют не мелодическую, а подчеркнуто гармоническую функцию;

смешанный склад - соединение голосов с тремя различными функциями (мелодической, гармонической и контрапунктической)[27];

полифонический склад - многоголосное изложение, основанное на равноправии и относительной мелодической самостоятельности голосов, выполняющих разные мелодические функции; обычно связан с широким расположением голосов, дабы дать больший простор для мелодического развертывания. Коренная особенность полифонической фактуры - текучесть, слитность, возникающая от рассредоточенности цезур в разных голосах, их равноправие и относительная самостоятельность. Отсутствие общих остановок, кадансов, синхронных вступлений голосов вызывает эффект непрерывности движения, сквозного развития. Этот тип фактуры имеет свои разновидности:

контрапункт, сутью которого является одновременное сочетание контрастных голосов (его также называют контрастной полифонией), наиболее часто встречается в музыке в двух вариантах:

1) мелодия оттеняется голосом сопутствующего характера, контрастно подчеркивающим важные свойства сопровождаемой им мелодии;

2) контрапунктирующий голос не уступает главной мелодии по интонационно-образной выразительности и содержательности и тематически вполне самостоятелен. В обоих видах одновременное звучание двух или нескольких мелодических линий придает музыке особую многоплановость, полноту и насыщенность;

имитационная полифония, основанная на повторении в различных голосах одной и той же мелодии или отдельных ее звеньев. Изложение музыкальной мысли первым голосом называется темой, повторение ее в другом голосе — имитацией. Выразительность имитационной полифонии — в эффекте нарастания или, напротив, успокоения, основанном на постепенном включении или выключении голосов с одной и той же темой и ассоциирующимся, как и всякая повторность, с нагнетанием или спадом;

подголосочная полифония, органично сочетающая в фактуре основную мелодию и ее различные варианты (подголоски) в одновременном звучании сложилась и бытует главным образом в жанре русской народной песни, а потому и ассоциируется прежде всего с этими истоками. Выразительность данного вида полифонии — во множественном и в то же время едином в своей основе образе, выражаемом с помощью ряда самостоятельных ответвлений от главного голоса. Эти ответвления (подголоски) могут быть верхними, нижними, поддерживающими, орнаментирующими, а иногда и противоположными основному голосу. Но что обязательно — все они представляют собой более или менее индивидуализированные варианты основной мелодии.

фуга (от лат. fuga - бег), которая строится по следующему конструктивному принципу: в первой части (экспозиции) голос проводит тему в главной тональности; второй голос «ответ» - в тональности доминанты; третий - снова в главной и т. д. Ответ, точно повторяющий тему, называется реальным; повторяющий ее в изменении - тональным. Мелодия, сопровождающая второе и последующие проведения темы в виде контрапункта, называется противосложением. Во второй части фуги - разработке - тема проводится в разных тональностях, в заключительной части - репризе - снова в главной тональности. Нередко после репризы следует заключение - кода. Между основными частями фуги, а также проведениями темы внутри части располагаются интермедии. Обычно они построены на мотивах и интонациях, взятых из темы или из противосложений, порой в виде секвенций. К концу фуги одно из проведений излагается в виде стретты (от итал. stretta - сжатие) - вступающих через более короткий промежуток времени и как бы наслаивающихся друг на друга канонических имитаций темы. Иногда в стретте участвуют только два голоса, иногда- все по очереди вступающие голоса фуги[28].

Задание:

- изучите фактуру изложения хорового произведения;

- отметьте наличие или отсутствие элементов полифонии;

- письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...