Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.7 Мелодическая функция хорового произведения




1. 7 Мелодическая функция хорового произведения

 

При изучении партитуры обратите внимание на мелодическую функцию хорового произведения, которая связана с проведением в одной или нескольких партиях основной музыкальной мысли.

По определению М. И. Глинки, мелодия является душой музыки, и ей как основному средству музыкальной выразительности должно соответствовать индивидуальное толкование, обусловленное образно-эмоциональным строем конкретного хорового сочинения. Например, плавное мелодическое развитие может соответствовать образной сфере покоя или созерцательности. Изломанная, скачкообразная мелодия, как правило, передает состояние беспокойства, взволнованной порывистости, эмоциональной заостренности, взвинченности и т. д.

Шепнём по секрету, что выразительность мелодии определяется не только ее рисунком, но и структурным строением. Так, структурное дробление соответствует развивающему типу музыкального изложения и связано с образами, лишенными статики. Периодичность в большей степени соответствует образно-эмоциональной уравновешенности. Структурное суммирование , как правило, является смысловым объединением элементов музыкальной формы.

Напоминаем, что в хоровой практике используются следующие наиболее типичные виды голосоведения:

прямое, когда голоса движутся в одном направлении и создают условия для неизменного объема звучности;

параллельное, когда голоса движутся, в одном направлении, сохраняя между собой одинаковый интервал, воспринимается чаще всего как единый фонический комплекс, лишенный яркой драматической конкретности;

косвенное, при котором один из голосов остается на месте, обычно связано с изменением общего фактурного и звукового наполнения и объема;

противоположное или встречное, когда голоса движутся в противоположном направлении, часто обозначающее столкновение двух полярных тенденций — спада и подъема, ослабления и усиления энергии, — воспринимается как фактор, свидетельствующий о динамическом и драматургическом развитии музыкальной ткани. В чистом виде на протяжении всей партитуры эти типы движения используются довольно редко.

При соединении голосов с гармонической функцией используются обычно три варианта, связанные с регистрово-тесситурным расположением хоровых партий:

наслоение, прием соединения, в котором порядок расположения голосов по вертикали определяется их естественным высотным соотношением: тенора располагаются над басами, альты — над тенорами, сопрано — над альтами;

перекрещивание характеризуется тем, что при его использовании хоровая партия, более низкая по тесситуре, располагается над вышестоящей (альты — выше сопрано, басы — выше теноров)[29].

Задание:

- обратите вниманиена изложение мелодиив хоровой партитуре (одноголосное при проведение мелодии одной хоровой партией или унисоном нескольких, или многоголосное, когда мелодия проводится комплексами интервалов или аккордов);

- изучите специфические особенности мелодического изложения и ритмической организации мелодии, соответствие её характера техническим и динамическим возможностям регистров, естественность мелодического развертывания голосов, соразмерность в чередовании подъемов и спадов мелодической линии, вид изложения (одноголосный, октавный или многоголосный), регистры, динамику ведущих мелодию голосов, общую направленность развития хоровой звучности, соотношение мелодии с другими функциональными слоями;

- изучите характер голосоведения и наличия divizi в хоровых партиях, ясность и логичность изложения голосов, интонационное выявление их взаимоотношений, уяснение роли и характера взаимодвижения, т. к. характер совместного движения голосов накладывает соответствующий отпечаток на хоровой колорит, выразительно-эмоциональную сторону произведения[30];

- письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.

 

1. 8 Метр, размер, ритм хорового произведения

 

Установить соотношение отдельных звуков между собой и ощутить время нам помогает метр, который делит время на отдельные части - такты и их доли. Таким образом, метр - это канва из клеток-тактов, на которых вышивается разнообразный ритмический рисунок[31].

Взаимоотношение метра и ритма и их сущность удачно определил А. Пазовский: «Метр и ритм реально существуют только в единстве, и только их единство создает предпосылку для музыкально-исполнительского творчества. Но если метр является мерой измерения участков времени, в котором протекает процесс музыкального развития, то организованное соотношение длительностей музыкальных тонов в движении, богатство различных по временной структуре узоров, выразительная игра акцентов — все это является сущностью ритма. Ритм — это рисунок живого движения во времени и одновременно внутренний пульс исполнения, его сердце, при остановке которого прекращается музыкально-исполнительский процесс. Метр — та контрольная долевая сетка, на фоне и в пределах которой развиваются многообразные модуляции ритма»[32].

Задание:

- характеризуя метр, размер, ритм, найдите ответ на вопрос, в какой мере они отражают выразительную суть музыки хорового произведения. Например, связан лиметр и его конкретное выражение (размер) с определенной жанровой направленностью музыки хорового произведения[33];

- если в произведении встречаются характерные ритмические фигуры (синкопы, остинатный[34] или пунктирный ритм), то дайте характеристику их выразительного или изобразительного значения;

- определите основную ритмическую единицу – наиболее часто встречающуюся длительность, которая является основой ритмического движения;

- письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...