Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.9 Темп как средство музыкальной выразительности




1. 9 Темп как средство музыкальной выразительности

хорового произведения

Для каждого музыкального произведения существует определенная темповая зона, в пределах которой содержание сочинения и характер музыки раскрываются наилучшим образом. Темп — это определенная сфера образов, эмоций, жанров, неразрывно связанная с целостным восприятием музыки, ее характером и лишь небольшая часть из них указывает на скорость исполнения.

Рихард Вагнер в известной статье «О дирижировании» писал: «Если объединить все факторы, от которых зависит правильное исполнение музыкального произведения, то они (в конечном счете) сведутся к правильному темпу; выбор и определение последнего сразу же показывает нам, верно ли понято дирижером данное произведение»[35].

Ту же мысль подчеркивал В. Стасов. «Известно, — писал он, — что в музыкальном исполнении от изменения движения совершенно меняется смысл и физиономия сочинения до такой степени, что самую знакомую вещь услышишь точно что-то чужое, незнакомое! »[36].

Шепнём по секрету, что в случае отсутствия указаний метронома, трактовка быстрого и медленного темпов и их оттенков должна соответствовать гармонии, ладу, мелодике, форме, фактуре произведения, а также традициям и нормам стиля, свойственным определенной эпохе. При этом большинство терминов также могут обозначать характер музыкального звучания: медленные темпы говорят о спокойствии, неторопливости, торжественности, величественности, философском раздумье и т. д.; средние - о сдержанности, сосредоточенности, размеренности; быстрые - о пылкости, порывистости, легкости, живости, взволнованности и т. д., т. е. представление о темпе является в основном качественным, а не количественным.

Напоминаем, что главные темповые обозначения составляют пять основных групп: обозначения медленных темпов, средних темпов и быстрых темпов, также существуют умеренно медленные темпы и умеренно быстрые темпы[37]. К первой группе очень медленных темпов (по М. М. от 40 до 54-56) относятся:

largo – широко

adagio – медленно

lento – медленно

grave – тяжело (медленно).

Ко второй группе обозначения медленных темпов (по М. М. от 56 до 86-88) относятся:

adagio – медленно, спокойно (промежуточное между медленным и умеренным)

andante – шагом, не скоро, медленно

andantino – более скоро, чем andante

commodo – спокойно, удобно

tranquillo – спокойно, безмятежно.

К третьей группе умеренно-скорых темпов (по М. М. от 88 до 130-132) относятся:

moderato – умеренно

allegretto – несколько оживленно (промежуточное между умеренным и скорым движением).

allegro moderato – умеренно оживленно

allegro ma non troppo – оживленно, но не очень.

Четвертая группа темповых обозначений (по М. М. от 132 до 144) – различные разновидности allegro (с соответствующими добавочными обозначениями):

allegro con brio – живо

allegro con moto – подвижно

allegro agitato – быстро, беспокойно

allegro appassionato – быстро, взволнованно

allegro maestoso – скоро, величественно.

Шепнем по секрету, что различные приставки (con moto, con brio и т. п. ) указывают на характер темпа. И, наконец, к пятой группе обозначений очень быстрых темпов (по М. М. от 144 до 208) относятся:

allegro assai – очень живо

allegro vivo – весьма оживленно

vivace (vivo) – очень скоро

presto – очень быстро (буквально 3-я космическая скорость ☺ ).

Существует огромное количество понятий и терминов, которые отражают эмоциональный тон, художественное настроение в исполнении части, фрагмента или произведения в целом. Такие слова стоят рядом с обозначениями темпа или в другом месте по ходу развития музыки[38]. Наиболее часто употребляемые термины, встречающиеся в хоровой классической и современной литературе:

agitato – беспокойно, страстно

amoroso – нежно

animato – воодушевленно

appassionato – страстно

brillante – блестяще

calando – ослабевая

delicatamento – нежно

dolente – скорбно, печально

espessivo – выразительно с экспрессией

calmato, con calma – спокойно

cantabile – певуче

capriccioso – капризно

commodo – удобно, спокойно

grandioso – грандиозно, величаво

maestoso – торжественно

marcato – с ударением

alla marchia – наподобие марша

martelato – с сильным отрывистым ударением

 morendo – замирая

con moto – подвижно, с душевным волнением

fenebre – со скорбью, печально f

uocoso – пылко

glissando – плавно, легко, скользя

parlando – говорком

patetico – патетично, с пафосом

pesante – веско, тяжело

risoluto – решительно

semplice – просто

spinato – плавно

spiritoso – с воодушевлением

tranquillo – спокойно.

Многие известные дирижеры указывали на важность точного определения основного темпа: «Наши дирижеры, – сетует Вагнер, – не знают правильных темпов, потому что они ничего не понимают в пении». «Если в двух словах исчерпать все требования к дирижеру, то это будет: правильный темп», – формулирует он далее. «…Лишь на темпе дирижер показывает себя или способным, или неспособным»; «…ничто так не может повредить исполнению, как произвольная нюансировка темпа…». И, наконец: «…нигде я не встречал еще правильные модификации темпа…»[39].

Маленький секрет от авторов - при уточнении выбора основного темпа необходимо обратить внимание на следующие условия:

ритмическая организация мелодии - так пунктированные ноты, мелкие нотные дробления (группы мелких нот, образующих тот или иной мелизм или соединение нескольких мелизмов) требуют замедления темпа[40]. Мера быстрого темпа определяется полноценностью исполнения самых мелких длительностей иобусловливается задачей сохранения единства формы;

регистровые особенности - так, произведения, в которых используются главным образом низкие регистры, требуют обычно более медленного движения для отчетливости эффекта[41].

На самом деле темпы в музыке могут быть разнообразными, но они обязательно должны оправдываться как особенностями произведения, так и замыслом композитора. Если текст произведения дан в переводе (желательно, хорошем, а то ведь всяко бывает[42]), то для его выразительности часто необходим творчески осмысленный подход к выбору темпа - следует уточнить темповые указания по сравнению с оригиналом[43]). В этом случае дирижер выступает как соавтор композитора, что само по себе очень увлекательно. Хотя авторам этого пособия ближе исполнение произведений на языке оригинала.

Напоминаем, что агогические изменения темпа помечаются в нотном тексте итальянскими терминами. Наиболее употребительны в применении термины, которые либо ослабляют, либо усиливают основные обозначения:

piu – более

meno – менее

mosso – оживленно

assai – очень

acellerando (acel. ) – ускоряя

stringendo (strin. ) – стремясь

ritardando (rit. ) – замедляя

rallentando (rall. ) – замедляя

calando – успокаиваясь

poco – мало

poco a poco − мало-помалу, постепенно

pachissimo – чуть-чуть, едва.

Эти слова в сочетании с другими терминами усиливают или уменьшают действие основного обозначения, например:

piu vivo – более живо

piu allegro – более быстро

meno allegro – менее быстро

piu mosso – более оживленно

meno mosso – менее оживленно

largo assai – очень медленно

allegro assai – очень быстро

poco a poco acellerando − мало-помалу ускоряя

poco a poco ritenuto – мало-помалу замедляя

poco a poco crescendo − постепенно усиливая

poco a poco diminuendo – постепенно затихая

Tempo primo (a tempo) – первый темп (возвращение к первоначальному темпу). В музыкальной хоровой литературе встречается довольно свободное, неопределенное обозначение темпа: tempo quisto – истинный, надлежащий темп, как установление темпа, наиболее соответствующего данной музыке;

- rubato (рубaто) - свободное в ритмическом отношении музыкальное исполнение; одно из характерных свойств rubato – сочетание метрической точности с подчеркнутой ритмической свободой внутри долей и тактов, которое регулируется своеобразным законом компенсации — небольшие ускорения внутри одной фразы и в ряде фраз ведут к эквивалентным замедлениям, и наоборот. Особым случаем rubato и одним из существенных средств выразительности является полная остановка движения музыки в каком-либо месте произведения – фермата (в завершении всего произведения или его части; для показа резкой грани между частями; как начальный пункт, из которого вырастает, разворачивается последующее все более быстрое движение[44], для удержания мгновения наивысшей динамической напряженности (кульминации)[45]; на паузе для активизации внимания на словах и образах, либо подчеркнуть психологическую зависимость высказанной мысли от мысли последующей.

Задание:

- определите темп хорового произведения, найдя авторское указание;

- изучите вопросы взаимодействия темпа с другими средствами выразительности;

- аргументируйте роль темпа в воплощении смысла музыки;

- укажите влияние темпа как формообразующей функции,

- проанализируйте появление авторских;

- определите изобразительные возможности и роль агогических нюансов в музыкально-образном развитии произведения;

- письменно зафиксируйте полученное знание и сделайте вывод по разделу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...