Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

41. Символический интеракционизм как направление в социологии ХХ века. Основные представители и методологические посылки.




41. Символический интеракционизм как направление в социологии ХХ века. Основные представители и методологические посылки.

Символические интеракционизм — теоретико-методологическое направление в социологии, представители которого в центр своих исследований ставят анализ социальны взаимодействий людей, поимущественно в их символическом содержании.

 

Его главной особенностью является анализ социальных взаимодействий между людьми на основе того символического содержания, которое они вкладывают в свои конкретные действия. (вытекает из определения)

Название образовано из дух терминов:

• «Интеракция» (от англ. Interaction) — взаимодействие

• «Символический» (от сущ. Символ / Знак)

Что вместе обозначает коммуникацию между людьми посредством символов.

В научный оборот данное словосочетание ввел в 1937г. Герберт Блумер

 

Символический интеракционизм в известной степени противостоит структурному функционализму.

o Если представители последнего шли от структуры социального процесса к поведению людей,

o то сторонники символического интеракционизма идут от действующей личности к социальной структуре.

 

Отправной пункт анализа — социальный процесс — процесс взаимодействия индивидов в группе и в обществе.

Ключевой тезис — «личность человека всегда социальна», то есть «не может формироваться вне общества».

Исходит не из принципа воздействия системы объектовых отношений на формирование личности, а выводись из анализа процесса межличностной коммуникации, в которой существенную роль играют символы. Общество играет «рамочную» роль.

 

Р. Коллинз считает, что Символический Интеракционизм - один из аспектов в интерпретативную традицию.

«Символический интеракционизм» — самостоятельное направление социологии, однако, границы направления довольно размыты.

Символический интеракционизм характеризуется преимущественно эмпирическим вектором. Его важная особенность состоит в изучении конкретных коммуникативных форм символического взаимодействия между людьми, средств связи между ними, в первую очередь языка.

Критерии выделения направления:

o Собственные теоретические источники

o Оригинальный понятийный аппарат

o Наличие собственной проблематики исследований

Теоретическая база — концепции Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида, то есть виднейших американских теоретиков. Несмотря на то, что они жили в одно и то же время, Ч. Кули скорее предшественник данного направления, а Дж. Г. Мид - основатель.

Основные идеи Кули:

o Приоритет социального

o Коммуникация как важнейший фактор социальной жизни

o Природа социального или зеркального «Я»

Основные положения прагматизма, лежащие в основе Интеракционизма:

1. Среда, особенно социальная, включает в себя другие активные организмы, и человек, становится человеком в процессе взаимодействия с этой активной средой;

2. Общество можно понять через анализ взаимодействия и взаимовлияния индивидов.

Идеи бихевиоризма (с которыми полемизировали):

1. Бихевиористы интересовались только наблюдаемым поведением индивидов и фокусировались на стимулах, которые вызывают рассматриваемые реакции, или поведение;

2. Символические интеракционисты, признавая важность наблюдаемого поведения, считали, что все же существуют скрытые аспекты поведения;

3. Бихевиористы рассматривали человека как «животный организм», бездумно реагирующий на стимулы внешней среды;

4. Символические интеракционисты стали рассматривать индивида как активного участника взаимодействия, который сам выбирает, оценивает и регулирует свое поведение посредством символической коммуникации;

5. Ключевой момент для символических интеракционистов — наличие у людей умственных способностей, позволяющих им использовать между стимулом и реакций язык, для того чтобы решить, как реагировать.

 

Методологические принципы символического интеракционизма

1. Люди, в отличие от животных, наделены способностью к мышлению.

2. Способность людей мыслить формируется социальным взаимодействием.

3. В социальном взаимодействии люди усваивают значения и символы, позволяющие им осуществлять специфическую особенность человека мыслить.

4. Значения и символы позволяют людям осуществлять характерные для человека действия и взаимодействия.

5. Люди способны модифицировать или изменять значения и символы, используемые ими в действии и взаимодействии, на основе своей интерпретации ситуации.

6. Люди способны осуществлять эти модификации и изменения, отчасти благодаря способности взаимодействовать. Это позволяет им исследовать возможные направления действия, оценивать свои сравнительные преимущества и издержки, и затем выбирать один из путей.

7. Смешанные примеры действия и взаимодействия образуют группы и сообщества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...