Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№ 2. Урок - гипотеза. № 3. Урок - прогноз. № 4. Урок - фантазия. . №5. Юбилейный урок.




№ 2. УРОК - ГИПОТЕЗА.

 

Урок по формуле: «Что было бы, если... ».

У немецкого романтика Новалиса есть фраза: «Гипоте­за подобна сети: забрось её - рано или поздно что-нибудь да выловишь... ».

Что было бы, если... из русского языка исчезли бы все знаки препинания?

Что было бы, если... на всей планете внезапно пропали бы деньги?

Таких ситуаций на любую тему можно смоделировать великое множество. Гипотеза даёт простор фантазии, свободу выбора, мысли.

Джанни Родари, замечательный итальянский сказочник в своей чудесной книге «Грамматика фантазии» приводит гипотетическую ситуацию под названием «Если дедушка вдруг обернётся котом». Это грустная история об одном старичке, на которого никто не обращал внимания. И тогда он решает уйти жить к кошкам. Сказано - сделано. И вот, подлезши под железный брус, дедушка становится роскош­ным котом. Но, намыкавшись бродяжьей жизнью, он реша­ется в новом своём обличье вернуться домой. Ему оказы­вают самый радушный приём, уступают самое лучшее кресло, холят, лелеют, поят молоком. Пока он был дедушкой, он был никто. Став котом, оказался в центре внимания. Так что же ему делать? Оставаться котом или снова ста­новится дедушкой? Вот такую нравственную задачку для младшеклассников таит гипотеза, возможность предположе­ния. Интересно, как разрешат её дети? А вдруг задумаются, что теперь уже их собственное невнимание к бабушкам, дедушкам приведёт к аналогичной ситуации?

Ещё один вариант гипотетического урока - по формуле «А что было потом? » (любимый детский вопрос). А действи­тельно, что? Так можно продолжить жизнь литературных персонажей, придумывая их дальнейшие приключения, поступки, переносить их из привычного контекста в необычный... И появится возможность дописать свою страницу, эпилог, поставить вместо точки задумчивое многоточие... и выйти за рамки, унестись в заоблачные дали, где всё, по-твоему...

 

 

№ 3. УРОК - ПРОГНОЗ.

Подобный урок - разновидность гипотезы, но особенность его в том, что в отличие от гипотезы (в которой всё возможно), прогноз, более прагматичный, более логичный. Это то, что ожидается. То, что вероятно, а может быть, и очевидно (в гипотезе может иметь место и неожиданное, невозможное, невероятное). Как метеопрогноз: то ли сбудется, то ли нет? Так и здесь.

Урок возможности, вероятности. Например, прогноз пи­сательской манеры. О чём будут петь песни и как? Школа будущего. А будет ли учитель? Или его заменит компьютер? А будет ли любовь? И так далее... И провести урок лите­ратурного чтения будущего, какой он будет, интересно?

 

 

№ 4. УРОК - ФАНТАЗИЯ.

 

Урок, которому методика не писана.

Урок-экспромт. Урок чувств и ощущений. Эскиз. Видение. Сновидение. Откровение. Урок-зарисовка.

    Фантазия под музыку и без.

    На тему и без.

    Вслух и про себя.

О себе и о других. О жизни и смерти, о любви и ненависти

    О зиме и лете.

    О том, о сём...

    Ещё одна разновидность фантазийного урока - импрови­зация. Она может быть коллективной: даётся тема или первая фраза, а затем, каждому представляется возможность, продолжить. Предсказать, чем окончится урок, абсолютно нельзя. В этом его загадочность, потаенная прелесть. Импровизация может быть и индивидуальной, когда тема обрастает вариациями, как снежный ком, но вариации суть творения кого-то одного. В отличие от коллективной, где каждый должен продолжать другого, здесь всё наоборот: можно не только не продолжать, но и противоречить, идти обратным путём.

 

№5. ЮБИЛЕЙНЫЙ УРОК.

 

    Справлять юбилеи мы очень любим. Осталось только перенести их на школьную почву и сделать урок - юбилей. Во-первых, он может быть решён в пародийном ключе по отношению к нашим недавним юбилейным традициям.

    Всё делается по традиции. Создаётся юбилейная комиссия, распределяются задания: кому-то - составление поздрави­тельных адресов от различных организаций, кому-то - приглашения, доклад о жизненном пути, тексты тостов и поздравлений, ещё не забыть позаботиться и о наградах долгожителю и о льготах и т. д. А потом все вместе составля­ют характеристику героя в лучших застойных традициях. Получается забавный урок, в котором звучат вполне социальные нотки. Сыплются поздравления от различных надуманных организаций, типа Рыбтрест, Рыбпром, Рыбнад­зор, Консервкооптоварищество, вручаются награды - знак «Золотые жабры» (а может, именные? ), орден «Зелёной тины», звание «Ветерана-подводника» и т. д. Звучит характеристика, в которой - юбиляр «заслуженный, скромный в быту, морально устойчивый, ведёт честный образ жизни, чрез­вычайно премудрый, имеет большой жизненный опыт». Звучат тосты, здравицы. Оглашается чётко продуманная система льгот этакому герою-долгожителю. Вот такие милые шалости можно совершать ни на йоту, не отступая от первоисточника. Такое задание оживит обстановку в классе, даст возможность по-иному взглянуть на сказки, рассказы и т. д.

    Во-вторых, можно проводить юбилейные уроки в букваль­ном смысле этого слова. Отметить, допустим, 25 или 50 урок литературного чтения! Как отметить? Чем ознамено­вать? Кого пригласить? Может поэта, писателя, просто интересного человека, а может, священника? А может быть, зажечь свечи и поговорить о литературе? Или просто почитать? Или издать к юбилею рукописный журнал, в котором будут собственные сочинения, мысли, монологи диалоги. . . А юбилеи писателей? Почему бы, не отметить? И сделать литературный праздник: с научным докладом, литературными прениями, вовлечь всех в праздник, который завершить карнавальным шествием литературных масок... И отдать под праздник не урок и не два, а целый день! А почему забыты турниры за лидерство на поэтическом Парнасе?! Пусть всё это будет: и праздник книги, и празд­ник читателя, и научная конференция, и литературный ринг, куда будут вызываться не только ученики, но и педагоги, и просто праздник, который так необходим в вечной «суете сует... ».

 

 

6. ЗВУКОВОЙ УРОК.

 

    Слышать надо учиться, ибо, слушая, мы познаём мир. А мир состоит из звуков. Из звуков может состоять и урок. Такой урок уместен, например, при изучении фонетики. Необходимо только озвучить звуки, придать им характер, «лицо». Как? Вариантов множество. Можно использовать упражнения на звукоподражание, но не примитивные (типа, как квакает лягушка), а более художественные, творческие.

    - Какими звуками изобразить голос ветра? Дождя? Вьюги? Моря?

    - Какому животному (предмету, явлению) соответствует каждый звук?

      (щ), (ш) - змея или кошка шипят

    (с) - свист хлыста

    (з), (ж) - жужжание мух, жуков ит. д.

    Задание можно иусложнить: придумать звукоподражатель­ную фразу. Наподобие фразы из басни Сумарокова, под­ражающей тому же кваканью лягушек:

    «О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить! » Или поиграть в игру «Озвучиваем фильм», попробовать себя в роли звукорежиссера. Но озвучивать не слова, а делать звуковой фон к чему-нибудь (литературному произ­ведению ).

Урок литературы в этом смысле - благодатная почва. Здесь можно заняться звукозаписью (инструментовкой, фонетическим составом фразы) стиха. Найти в поэзии ещё и «звукосмысл» (или «смыслозвук»). Это может оказаться очень увлекательным занятием для учащихся, а главное даст им возможность приблизиться к великому таинству поэзии.

    Иногда на уроках литературы можно практиковать звуковые характеристики. Допустим, какого-нибудь персона­жа. Хотя бы на уровне фамилии. Называется какая-нибудь черта человека (болтун, хохотун, молчун ит. д. ). Какая может быть у него фамилия? Но характерность необходимо пока­зать только на звуковом уровне.

    В качестве звуковых разминок можно использовать ско­роговорки - кладезь звуков иотзвуков.

    И ещё одно задание, написать звуковое мини-сочинение: о грохоте и тишине. И чтобы тема прослеживалась и на звуковом уровне.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...