Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№ 25. Тест- урок. . № 26. «круглый стол».




№ 25. ТЕСТ- УРОК.

 

    Форма проверочного урока, урока испытания. Тесты могут быть различного назначения: тесты на наблюдательность, на знание текста, разминочные тесты... Тест может быть компонентом урока, а может составлять весь урок. Попытаемся расшифровать тот и другой варианты.

    1. Тест-разминка.

    Чаще всего предлагается перед началом изучения, например, литературного произведения. Главное - составить его умело изанимательно. В этом случае он не только заинтригует, станет побудительным импульсом к дальнейшему чтению. А также вывести на основную идею произведения в целом.

    2. Зачётный тест-урок, где обязательно уже соревнование по командам, предоставление очков, баллов и присуждение главного приза «Знатоку... ».

 

 

№ 26. «КРУГЛЫЙ СТОЛ».

 

    На уроке литературного чтения необходимо вообразить «круглый стол». Так как за круглым столом легче решать все проблемы. Зачем же дело стало?

    Тему, разумеется, лучше выбирать обобщающую, всеобъемлю­щую, способную обнажить все возможности беседующих. Причём важно помнить, что «круглый стол» не обязательно подразумевает спор, дискуссию (хотя и это было бы неплохо). Напротив, приятно просто побеседовать, посмотреть друг другу в глаза, почитать стихи...

    Темы для обсуждения можно выбирать и более сложные, зачётного или экзаменационного характера. Разберём подробно тему, например, такую: «Мир природы в русской поэзии». Пейзажная лирика обычно пропускается в школе, а если разобраться в ней профессионально, то она оказывается совсем не скучной. «Изучая природу в поэзии, мы учимся постигать поэзию в природе», - писал М. Энштейн в книге «Природа, мир, тайник Вселенной». Вслушаемся в шелест осеннего леса, взглянем на вечернее гаснущее небо... Книга природы развернёт перед нами свои страницы, отчасти, уже исписанные знакомыми строками. Страница за страницей можно перелистывать сады и поля, дороги и реки, части суток и времена года - и с каждой нам отзываются знакомые голоса.

    «И голос Пушкина был над листвою слышен.

    И птицы Хлебникова пели у воды... » - писал Н. Заболоцкий.

    Цель такого обсуждения - ввести учеников через стихи в собеседование с самой природой. Куда бы мы ни пошли, нас сопровождает Слово. Таинство светлой ночи, пронизанной мириадами дрожащих небесных огней, обнаружит присутствие Фета; тихая водная гладь, мерцающая закатными лучами, напомнит о Жуковском; закат растёт, охватывает полнеба, наливается кровью - эта багрово-сумрачная страница написана Блоком; в грохоте весенней грозы, в завывании ночного ветра прозвучат слова Тютчева, волны ветра, бегущие по пшеничному полю, или мокрые копны сена под свинцово -серым небом отзовутся строками Некрасова...

    Разумеется, это не только вступление, а тема столь необъятна, что проще для начала её сузить. Например, до такого предела - «Звёздные» русские поэты. Поглядите на звёздное небо - сколько здесь сверкающих имён! Одинокие и недостижимо высокие лермонтовские звёзды. Резко очерченные, неподвижные, путеводные созвездия Бунина. Строго вперяются в глубь души зрячие звёзды Тютчева. Трепещут и переливаются голубыми сполохами звёзды Фета. Срываются с тверди, закруженные метелью звёзды Блока. Застыли, как неумолимый приговор, крупные, ясные, слепо-беспощадные звёзды Мандельштама. Звёздное небо над нашими головами сияет не только космическим светом, но и поэтической славой.

    Итак, круг «звёздных» поэтов очерчен. Осталось толькодать будущим участникам «круглого стола» задания, подобрать и стихи. М. Лермонтов - «ночное светило русской поэзии», внёс в русский поэтический пейзаж вертикальное измерение - устремлённость ввысь. Почти всегда в его стихах присутствует небо как область мечтаний и стремлений героя.

    «Только завидую звёздам прекрасным,

    Только их место занять бы хотел». («Небо и звёзды», 1831)

    Лермонтов - первый среди русских поэтов, одержимых звёздами, их властным мерцающим блеском, их высоким недосягаемым строем и согласием. (Стихи: «Звезда», 1830, «Еврейская мелодия», 1830, поэма «Демон»).

    И. А Бунин. В его лирике звёзды - это прежде всего, таинственные письмена, предшествующие, земные судьбы (Стихи: «Плеяды», 1898, «Ночь», 1901, «Сириус», 1922)

    Ф. Тютчев и А. Фет - певцы ночи, но в отличие от тютчевской фетовская ночь «сияет», трепещет лунным и звёздным сиянием. По ночам и звёздам, по количеству, посвящённых им стихотворениям, Фет не имеет равных врусской поэзии (каждое 6-7-е в его богатом поэтическом наследии); по лунным образам его опережает только Есенин. (Стихи: «Тихая звёздная ночь», «Благовонная ночь, благодат­ная ночь... », «Среди звёзд», «Море и звёзды»).

    Ещё один самый «звёздный» поэт - А. Блок. Но у него звёзды не стоят неподвижно в небе (как у Бунина, О. Ман­дельштама), а срываются с места, смешиваются со снежным прахом («Настигнутый метелью», «Неизбежное»). Так означается всевластие ветра в природе, а звёзды - самое высокое, вечное - несутся одна за другой, закручиваются метелью в «вихри звёздные».

    Такие краткие установки помогут в разработке заданий по этой теме, остальное, уже зависит от глубины и анализа учащихся. «Звёздные» русские поэты - это лишь один аспект огромной темы «Мир природы русской поэзии». Разумеется, поворотов у этой темы множество. Назовём ещё некоторые. Например, «Городской пейзаж в русской поэзии» или просто более конкретно - «Петербург глазами русских поэтов». И проанализировать тему за «круглым столом», начав с Некрасова, основоположника городского пейзажа, впервые передавшего душный запах городского воздуха, природу в месте её гибель­ного сплетения с цивилизацией («Несчастные», «О погоде», ч. 1 и 2, 1859-1865). А дальше - произвольный выбор (Блок, Пастернак, Ахматова и т. д. ). Такой разговор даст возможность проследить, как менялась петербургская тема в зависимости от «бега времени».

    Ещё один поворот: «Поэтические страницы зимы» (Пушкин, Вяземский и другие). Короче говоря, вариантов может возникнуть очень и очень много. Остановимся на том, что, на уроке литературы обязательно должен быть «круглый стол» при прохождении некоторых тем, или хотя бы его вообразить...

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...