Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№ 27. «ВАША ВЕРСИЯ».. № 29. «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»




№ 27. «ВАША ВЕРСИЯ».

 

    Существует одноимённая радиопередача, суть которой в следующем. Идёт спектакль, в котором называется место, события, происходившие там, некоторые имена, но не называется имя главного героя. Его-то и надо отгадать. Кто он? Ваша версия. В связи с этим и появляется идея проводить, таким образом, зачётные уроки по литературному чтению. Вариантов подобных уроков может быть несколько.

    Во-первых, речь может идти о каком-либо литературном событии, которое необходимо угадать по воспроизведённым фрагментам. Допустим, зачитываются эпизоды из стихов Музафара Алимбаева, по которым необходимо узнать и событие, и автора. Может получиться своеобразное попурри из стихов, в котором как на ладони вся жизнь поэта. Учащимся останется только угадать, узнать событие, лицо, связанное с этим событием. Если появится желание, задачу можно усложнить: из поэтического наследия многих авторов составить обобщённое описание какого-либо события, которое также нужно разгадать (например, мифологическое).

Во-вторых, можно предложить высказывать свои версии насчёт какого-либо литературного персонажа по портретным деталям, поступкам. Перечислить поступки героя известного произведения, не называя его. Кто он, герой? Что за произведение?

В-третьих, можно попробовать по абстрактному пересказу сюжета литературного произведения догадаться, о каком произведении идёт речь.

    Такая игра позволяет легко выходить на обобщения, которые иногда, так трудно даются.

 

28. УРОК БЕЗ ОСТАНОВКИ.

 

    Урок без остановки. Даёт максимальную сосредоточенность, внимание и блестящее знание материала, ибо происходит без каких-либо потерь времени. Главное условие - не оста­навливаться, даже если ученик не знает ответа. Это урок в заданном ритме, с секундомером в руке (вариант подобного урока - урок-скороговорка). Такой приём можно использовать при опросе, на зачётных уроках, а также во время подготовки к сочинению.

    Зачётные уроки в такой форме очень эффективны, так как позволяют опросить абсолютно всех и не по разу. Если ученик не знает ответа на данный вопрос, он должен заявить об этом словами «дальше» (как в теле - игре «Счастливый случай»). Тема дробится на мелкие вопросы и, следовательно, каждому на ответ не более минуты. Разумеется, оценки не ставятся; учитель делает на доске (табло) какие-либо отметки против фамилий отвечающих (плюсы, минусы, крестики, нолики и др. ). А потом подводятся итоги: зачёт или нет.

    Такой же методикой уместно пользоваться при подготовке к сочинению. Даётся тема, в русле которой развивается коллективная импровизация. Учитель напоминает, ученики продолжают. В конце урока тема тезисно набрасывается в тетрадь, причём каждый выбирает из этой импровизации только то, что соответствует его видению данной темы.

    Теперь о зачётных уроках, которые также уместно проводить по принципу без остановки. Например, поэтический зачёт. И получится урок, на котором запрещено говорить «презрен­ной прозой» и учителю, и ученикам. Разумеется, организация такого урока потребует «высшего пилотажа», но зато какой будет эффект! Пройден, например, раздел «Родник земли родной... » (2 класс). Прекрасно - зачёт! У каждого в арсенале должно быть не менее 5-ти стихотворений. Зачёт получает тот, кто ни разу не пропустил свой ход. А тот, кто не произнесёт ни строчки, разумеется, зачёта не получит.

    Каким образом учредить порядок? Конечно, игровым! Рулетка, волчок, кубики с цифрами, лотошные бочонки - всё сгодится. Можно, разумеется, при отсутствии всех перечисленных атрибутов читать и по порядку, по принципу «ручейка». Такой урок способствует не только развитию поэтического вкуса, но и памяти.

    При желании можно просто поиграть в поэтический «ручеёк». Здесь же уже тема не играет никакой роли. Учитель начинает, читает строчку, двустишие, четверости­шие. Последнее слово становится темой для следующего участника. Минута на размышление. Кто не укладывается - выбывает из игры. Выигрывает тот, кто продержится до конца. Победившему присуждают титул «Героя поэтического турнира» и томик стихов из призового фонда класса, кото­рый, безусловно, необходим в такого рода играх. Таким образом, можно проводить и зачёты по другим предметам, темам. Главное - не останавливаться и не дожидаться, пока ученик «созреет».

 

 

№ 29. «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? »

    Форма популярной теле - игры чрезвычайно привлекательна для обобщающих и другого рода уроков, так как содержит в себе азарт, возможность показать себя, эруди­цию, наблюдательность, остроумие, сообразительность и прочие достоинства игроков. Ход игры общеизвестен. И основе - деление на «знатоков» и «зрителей». Последние задают вопросы, а первые на них отвечают, вернее, нахо­дят ответ, ибо игра сопряжена с творческим поиском. Такая форма уместна практически на любом уроке, будь то математика, русский язык. Но, пожалуй, самое благо­датное поле для этой игры - на уроке литературы. Игра в «Что? Где? Когда? » заставляет не просто прочитать текст заданного произведения, но и найти мельчайшие детали, интересные повороты.

    Игра может быть выстроена двояко: либо вопросы задаёт учитель, тогда команда «знатоков» будет одна; либо учащиеся делятся на две команды, одна из которых задаёт вопросы, другая - отвечает, а потом они меняются местами. Преимущества есть и в первом и во втором вариантах. Первый даёт возможность соревноваться в быст­роте реакции, эрудиции между командами, но зато основ­ная нагрузка ложится на учителя. Второй вариант, может быть, менее зажигателен, но зато предполагает тщательную подготовку вопросов самими учащимися.

    От качества вопросов зависит процесс игры, её азарт. Каковы критерии отбора вопросов? Прежде всего, они не должны быть мелочными (типа: «Что случилось с геро­ем тогда-то» или «Сколько лет тому-то? ») иначе, игра не стоит свеч. Вопросы должны пробуждать наблюдательность, сообразительность, умение анализировать ситуацию, остро­умие, наконец. И самое главное - они обязаны «работать» на основную идею урока, а не быть хаотичными. Допус­тим, если тема обозначена, как психологизм характера и ситуаций, то и вопросы должны быть с психологическим подтекстом. А сколько интересных вопросов можно при­готовить для игры! Сколько интересных сведений почерп­нут ребята из текста, который сначала был чужим, непо­нятным, а стал близким, многогранным, открывающим свои тайны посвящённым. Во всяком случае, подобная игра полезна во всех отношениях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...