Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№7. Музыкальный урок. . № 9. Урок ошибок.




№7. МУЗЫКАЛЬНЫЙ УРОК.

 

       Один из возможных вариантов звукового урока, только теперь в центре - музыкальные звуки. Может выглядеть трояко.

    1. Урок под музыку. Дело в том, что иногда музыка способствует лучшему восприятию материала, особенно на уроках литературы, при изучении поэзии. Как не почитать «под музыку Вивальди». Музыка может органично вплестись в ткань урока и стать необходимой составной его частью.

    2. Музыкальные задания.

    К примеру, следующие.

    - Какими музыкальными средствами можно донести основную идею произведения?

    -Подобрать музыкальное сопровождение к определённому фрагменту литературного произведения.

    Подобные задания дадут возможность не только проявить свои музыкальные, скорее, музыковедческие, способности, но и степень проникновения в текст, его настроения, мелодику.

    3. Урок в форме музыкального произведения. Этот вариант, разумеется, самый сложный, и, прежде всего для учителя. Но, в конце концов, есть же учителя с музыкальным образо­ванием! А для учащихся - ещё одно знакомство с искус­ством. Все жанры хороши, следует только соблюдать чистоту жанра.

    Урок - симфония или полифония - многоголосный урок.

    Этюд - урок (разминочный, в центре которого несколько тем, развивающий определённую технику).

    Урок - соната (две контрастные темы получают развитие и сливаются в финале).

    Урок - прелюдия (носит импровизационный характер).

    Можно делать уроки - пиано (камерные, лирические) и форте (когда необходимо говорить на громкой ноте, с пафосом). Минорный и мажорный уроки. Урок - канон (имитационный).

    Конечно, не забывать и соответствующей терминологии: пассаж, тональность, такт, ритм, мелодия, аккорд, гамма и др. А перед началом урока настройка на нужную тональность и увертюра (вступление). Урок, требующий техники «высшего пилотажа» в исполнении. Но может произвести впечатление и ненавязчиво дать музыкальный «ликбез».

 

 

8. ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ УРОК.

 

    Говорят, о вкусах не спорят. Но воспитывать их можно, даже нужно. Поэтому появилась идея «вкусного урока», или гастрономического. Что это такое? С чем его едят? Для начала «попробуйте» одно замечательное стихотворение француза Раймона Рено «Искусство поэзии»:

Возьмите слово за основу

И на огонь поставьте снова.

Возьмите мудрости щепоть,

Наивности большой ломоть,

Немного звёзд, немного перца,

Кусок трепещущего сердца

И на конфорке мастерства

Прокипятите раз, и два,

И много-много раз всё это.

Теперь пишите. Но сперва,

Родитесь всё-таки поэтом».

    Перед нами - рецепт «как стать поэтом». Но «кулинарная» направленность здесь великолепно обыграна, ибо нельзя «приготовить» вдохновение, нельзя «выпечь» талант, им надо просто родиться.

    Итак, гастрономия как форма урока, на котором надо что-то «приготовить». Например, салат из сказок. Как? Очень просто. Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-Пальчика с братьями, приключения их переплетаются и устремляются по новому руслу; Буратино очутился в домике семи гномов и стал восьмым питомцем Белоснежки; Золушка вышла замуж за Синюю Бороду и т. п. Дело в том, что у гибрида есть своё очарование. А если «приготовить» винегрет из сказок?

    Урок - ассорти.

    Капустник (урок начинается, как пирог).

    Урок с изюминкой.

    Урок - развесистая клюква. (Ох! Сколько здесь можно нагородить! ).

    Литературно-кулинарные блюда. Кто приготовит (или при­думает) фирменное?

    Этим можно заниматься и на уроках русского языка. Спрашивать не просто правила, а, допустим, рецепт приго­товления распространённого предложения и т. д.

    Такой урок может оказаться необычно притягательным своей новизной и к тому же потребует блестящего знания (попробуйте приготовить салат из сказок, не зная их содер­жания). Так что отведайте!

 

 

№ 9. УРОК ОШИБОК.

 

    Фразу «на ошибках учимся» мы понимаем скорее, сим­волически, нежели буквально. А что, если, в самом деле, учиться на... ошибках!? Ведь и ошибка может быть творческой, а иногда даже симпатичной. К примеру, свои хрустальные туфельки Золушка получила благодаря ошибке в написании слова. Но какая чудесная ошибка, да и туфельки из хрусталя ей подошли куда больше, меховых. Так и урок можно (хотя бы иногда! ) построить на ошибочных положе­ниях, из ляпсусов и прочих неожиданностей. Ученики, разумеется, должны их обнаружить и исправить. Как это можно сделать? Как угодно: с юмором или на полном серьёзе - зависит, скорее, от индивидуальности учителя. Это могут быть ошибки в выведении правила, расчётов, ошибки в изложении сюжета произведения, ошибки в деталях и т. д.

- Жила-была Жёлтая Шапочка...

- Да не Жёлтая, а Красная!

- Ах, да, Красная. Позвал Красную Шапочку папа  и говорит...

- Да не папа, а мама!

    И так далее. Эта игра в перевирании сюжета сказки на поверку оказывается куда серьёзней. Она помогает избавиться от «хрестоматийного глянца», штампа, навязчивых идей и т. д. А почему бы в классе не создать «Книгу ошибок» (наподобие «Книги рекордов Гиннеса), куда заносить рекордсменов по ошибкам, чествовать их, награждать переходным знаменем, вручать именные медали и т. д. Столь заметные почести наверняка дадут соответствующий результат: кому захочется, чтобы его фамилия и имя были занесены в такую книгу! Да и работу над ошибками надо вести нетрадиционно. Ведь на ошибках ещё можно учиться, фантазировать! Орфографические ошибки могут стать поводом для множества забавных и поучительных историй, не лишённых и идейной подоплёки. Попробуйте исследовать описки, очитки, ошибки, просто ляпсусы, может быть, они окажутся чем-то иным самостоятельным творчеством, с помощью которого можно выявить скрытые истины. И переменить отношение к ошибкам с негативного на творческое. Например, можно показать, что даёт в таком богатом языке, как русский, перемена (замена) хотя бы одной буквы в слове. Вместо слова «стол» получим «стул», «щёлку» - «чёлку», слово «цапля» в «каплю».

    Упражнение на замену буквы:

Гайка - майка - чайка - зайка - шайка и т. д.

Дом - ром - сом - ком - лом...

Масть - пасть...

Пост - рост - тост...

    Одна пунктуационная ошибка может повлечь ещё более серьёзные результаты. Помните, в мультфильме «В стране невыученных уроков» жизнь героя зависела от одной запятой. «Казнить нельзя помиловать». Придумайте и заселите воображаемую Страну Ошибок, в которой будут все ошибки учащихся класса, пускай разбираются в смысле этой путаницы. Пускай помучаются! Возможно, перемены в отношении к правописанию не за горами!

 

 

10. УРОК - ПЕРЕВЁРТЫШ.

 

    Перевёртыш - один из фольклорных жанров, пародия, небылица, в которой поётся «про серебряны калоши, пилой собираются копать картофель». Затея такого урока показалась небезынтересной.

    Во-первых, это может быть урок - наоборот, в котором учитель и ученики меняются местами. В каком-то амери­канском фильме из-за неполадки в машине времени взаимный обмен произошёл у отца с сыном. В итоге - отцу пришлось высиживать на уроках, слушать нотации учителей, а сыну  разбираться с делами, руководимой его отцом, фирмы. Закончилось это происшествие замечатель­но: по возвращении на «круги своя» между ними воцарилось полное взаимопонимание и уважение. И никаких конфлик­тов. Думается, что и в школьной ситуации такой эксперимент даст положительные плоды: позволит ученикам вкусить учительский хлеб.

    Во-вторых, в полном соответствии с жанром перевёртыша и урок-небылица, урок-байка, урок-пародия.

Можно, для примера, вывернуть «наизнанку» сказочные темы: Красная Шапочка злая, волк добрый. . .

    Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у сводных сестёр жениха. . .

    Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов. . .

    Это не издёвка над классикой, а наоборот, стремление найти новые краски, неожиданные повороты, намётка контуров нового рисунка.

    Пусть огорошивание, но огорошивание творческое.

    В таком подходе к исходному материалу можно нащупать не только пародию, но и точку отсчета для вольного рассказа (как в случае с выворачиванием сказки «наизнанку»), вольной трактовки, ибо никто не знает, что там, за горизонтом... В этом случае урок получается с парадоксальным оттенком. Акробатический урок, урок стояния на голове вверх ногами, урок, когда белое – чёрное и наоборот. Такой урок может быть просто оригинальным, что само по себе тоже неплохо, а может перерасти в нечто большое, способное дать возможность посмотреть на избитый материал новыми глазами, переоценить, переосмыслить.

    И так далее. А сколько таких «перевёртышей» может появиться ещё? Каждая парадоксальная ситуация пробуждает к анализу произведения, к отстаиванию своей точки зрения, будь она хоть самая-самая парадоксальная...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...