Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Степень вторый. Великого князя Ярослава




Степень вторый. Великого князя Ярослава

Свидетельства этой степени должны иметь весьма большую важность, как свидетельства времени, ближайшего к св. князю Владимиру и крещению русской земли. Но Денисов, как и следовало ожидать, не указал от этого времени никаких утвердительных свидетельств в пользу двуперстия. Он привёл лишь два свидетельства от св. мощей почивающих в киевских пещерах угодников – преподобного Ильи Муромца и преподобного Иосифа Многоболезненного. Эти свидетельства действительно важны, как близкие ко времени крещения Руси и потому могущие служить показанием, как тогда христиане полагали на себе крестное знамение26. Но служат они не в пользу двуперстия, а более в пользу троеперстного сложения. Десница преподобного Илии Муромца в Поморских Ответах изображена заднею от длани стороною и хотя показывается якобы двуперстно сложенною, но всё же нельзя видеть, к которым перстам приложен здесь великий перст: к двум ли малым или к двум другим. А в книге «Обличение неправды раскольнической» изображена и другая страна десницы Илии Муромца, и здесь уже ясно показывается, что великий перст приложен к двум верхним перстам, и, следовательно, рука имеет не двуперстное сложение, но троеперстное; и верность этого изображения засвидетельствована подписью блюстителя Антониевских пещер, где почивают мощи преп. Илии. А рука преп. Иосифа Многоболезненного хотя в Поморских Ответах и изображена двуперстно сложенною, но изображение это неправильно, – напротив, в точном её изображении, приложенном к той же книге «Обличение», она имеет такое же троеперстное сложение, как и десница преп. Илии, и изображение это также засвидетельствовано подписью блюстителя пещер преп. Феодосия, где почивают мощи Иосифа Многоболезненного.

Итак, приведённые Денисовым свидетельства от мощей двух печерских угодников показывают, что во времена сих святых, близкие к крещению Руси, у нас было в употреблении не двуперстие, а троеперстие, и это удостоверяется ещё мощами современного им27 в киевских же пещерах почивающего преподобного Спиридона просфирника, у которого десница сложена троеперстно, о чём мы свидетельствовать можем, как самовидцы. Если же из сих свидетельств видно, что с начала крещения русской земли православные русские новокрещённые люди полагали на себе крестное знамение тремя первыми перстами, согласно тому, как тогда полагали в Греции по свидетельству Минологиона, то, значит, для благословения употребляли святители и священники именословное перстосложение, как об этом и свидетельствуют указанные нами в созданных св. Владимиром и сыном его Ярославом киевских церквах изображения Спасителя и святых с именословным перстосложением.

* * *

26

Нужно, впрочем, заметить, что Денисов произвольно отнёс эти свидетельства ко времени великого князя Ярослава Владимировича, говоря вообще: «в та времена преподобная Антоний и Феодосий печерская чудотворца боголюбне подвизашася и с прочими великим подвижники при них и по них». Время, когда подвизался преподобный Иосиф, неизвестно, а преподобный Илия, по указаниям учёных, жил во второй половине 12-го столетия. Неверно также говорит Денисов, что Илия почивает в пещере преп. Феодосия, – мощи его находятся в пещере преп. Антония. Ред.

27

Преп. Спиридон жил в первой половине 12 ст. при игумене печерском Пимене.

 

Степень третий. Княжение великих князей Изяслава, Святослава и Всеволода

Денисов приводит здесь во свидетельство изображения благословящей руки на иконе Елецкой, в Изборнике Святослава, на иконе Антония и Феодосия Печерских и на иконе святителя Николы, что на хорах киевского Софийского собора, но ни одно из них не даёт прямого свидетельства в пользу двуперстия. А именно: на иконе Пресвятой Богородицы Елецкой и на иконе преподобных Антония и Феодосия Печерских, писанной преп. Алипием, у Спасителя десницы изображены и в самых Поморских Ответах так же, как на иконе Пресвятой Богородицы Тихвинской, то есть великий перст положен на второй состав четвёртого, и потому не могут быть доказательством двуперстного сложения, но паче служат свидетельством о перстосложении именословном; а у св. Василия Великого в Изборнике Святославовом десница изображена внешнею страною, и где положен великий перст, не видно, а по положению пятого перста (мизинца), у которого изображена и оконечность, скорее можно предполагать, что великий перст положен на второй же состав четвёртого, как на иконе Пресвятой Богородицы Тихвинской28. Остаётся икона Николая Чудотворца, пред которою обретён утопший младенец, находящаяся в Киеве в Софийском соборе. На ней Денисов указывает две десницы, якобы сложенные двуперстно: у Спасителя и самого святителя Николая, представляя и самые их изображения. Но у Спасителя, как видно и на рисунке Поморских Ответов, благословляющая рука изображена также внешнею страною, и не видно, где положен великий перст, а у святителя Николая благословящая десница на иконе изображена не так, как в Поморских Ответах, – с сложением не двуперстным, а именословным, что мы видели самолично.

Итак, и приведённые в третьей степени свидетельства не подтверждают того, что будто бы при великих князьях Изяславе, Святославе и Всеволоде как для благословения, так и для воображения на себе крестного знамения у нас употреблялось единственно двуперстное сложение; напротив, свидетельствуют более о том, что и тогда употреблялось для благословения именословное сложение, а для моления, следственно, употреблялось сложение троеперстное, какое и видится у почивающих в Киеве печерских угодников, о коих сказано выше.

* * *

28

В Святославовом Изборнике есть два изображения святых, стоящих в храме, – одна в начале рукописи, другое пред началом второй её половины (пред л. 129). Денисов не говорит, которое именно изображение он имеет в виду, но о втором из них учёные и добросовестнейшие описатели Синодальной Библиотеки говорят, что здесь «один из трёх святителей изображён с благословящею рукою, которой перстосложение близко к именословному» (См. Опис. Синод. Библ. Горского и Невоструева, отд. 2-е часть 2, стр. 374). Ред.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...