Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Степень шестый. Княжение великого князя Всеволода Владимирского




Степень шестый. Княжение великого князя Всеволода Владимирского

Здесь приводит Денисов одно свидетельство о двуперстии – от икон Пресв. Богородицы Мирожской во Пскове. Но он оставил без внимания или намеренно пропустил другие относящиеся к этому времени свидетельства, ясно показывающие, что тогда было в употреблении для благословения именословное сложение. Так, именно к сему времени относится прославленная чудесами в Нове-городе икона Знамения Пресв. Богородицы, на которой у Предвечного Младенца благословляющая десница изображена с именословным перстосложением. Около того же времени последовало построение близ Новагорода церкви Спаса на Нередицах: здесь на южной стене под хорами находится современное построению церкви фресковое изображение Спасителя с именословным изображением благословящей руки (См. «Древ. памят. русского письма X-XIV веков» Срезневского. СПб., 1863 г., стр. 219–220 и в прилож. таблицу). А что всего главнее – сам великий князь Всеволод построил во Владимире придворную церковь св. Димитрия Селунского, именуемый Дмитриевский собор, который сохранился доселе в своём первобытном виде: здесь в числе рельефных каменных изображений, несомненно современных построению собора, есть в куполе изображение святого с именословным перстосложением (см. Опис. Дмитр. собора, М., 1849 г. ).

 

Степень седьмый. Княжение великих князей Георгия, иже убиен от Батыя, и брата его Ярослава

Здесь во свидетельство о двуперстии приведена икона св. Николая, именуемая Зарайская. Но на иконе сей, как показано и в Поморских Ответах, сложение перстов у святителя Николы такое же, как у Спасителя на Тихвинской иконе Богоматери, то есть не соответствующее употребляемому старообрядцами двуперстному сложению.

К сему же времени относится примечательный памятник древности, хранящийся в новгородском Софийском соборе, – воздвизальный крест Антония, архиепископа новгородского, возведённого в сей сан в 1211 году, имеющий по сторонам следующую чеканную надпись: «Господи помози рабу своиему Антону архиепископу Новгородскому давшему крест Святой Софии». На этом кресте находятся чеканные изображения свв. Апостолов Петра и Павла: у обоих десницы с именословным перстосложением благословляющей руки (см. Древности Рос. госуд. отд. 1, № 25).

 

Степень восьмый. Княжение великого князя Александра Невского

В сей степени Денисов не представил ни одного свидетельства о двуперстии, а ограничился общим замечанием, что и сей «свято процветший князь Александр прародительским святоотеческим благочестием цветяше».

А между тем известна икона Знамения Пресв. Богородицы, которою, по преданию, благословила великого князя Александра Невского крёстная мать его, когда он шёл на войну против шведов, всегда стоявшая потом при мощах св. князя Александра и доселе находящаяся во Владимирском Рождественском монастыре: на сей иконе, несомненно принадлежавшей Великому князю Александру Невскому, Предвечный Младенец изображён благословляющим именословно (Точную копию сей иконы Знамения можно видеть в Москве в Художественно-Промышленном музее).

Говоря о владимирских князьях, следует упомянуть о находящихся в Суздале в созданном сими князьями соборном храме Успения Корсунских вратах (западные и южные, а третьи, северные, находятся в Московском Успенском соборе). На этих вратах, которые, по мнению учёных, справедливо должны быть называемы Корсунскими, на многих изображённых здесь иконах у святых благословляющие руки имеют перстосложение именословное32.

* * *

32

Подробный перечень сих изображений см. в книжице «Свидетельства о древности перстосложения именословного и троеперстного» (по изд. 1884 г., стр. 70–72), а точную модель самых врат можно видеть в Московском Художественно-Промышленном музее.

 

Степень девятый. Княжение великого князя Даниила Александровича

Здесь приведены Денисовым четыре свидетельства о двуперстии от икон: Свинской, Феодотиевской, Муромской и Курской. Но из них сам Денисов в приложенных снимках указал двуперстное сложение только на иконе Свинской; а на трёх прочих перстосложение такое же, как на Тихвинской иконе, то есть не соответствующее употребляемому старообрядцами.

А между тем к сему времени следует отнести прославление иконы Благовещения Пресв. Богородицы, именуемой Устюжскою, пред которой молился в Устюге блаженный Прокопий (сконч. 1285 г. ) об избавлении города от разрушения каменным градом, каковое чудо и совершилось по молитвам угодника Божия. Икона сия теперь находится в Москве в иконостасе Успенского собора на южной стороне: здесь у Архангела Гавриила десница имеет перстосложение явственно именословное.

 

Степень десятый. Княжение великого князя Иоанна Даниловича на Москве

Денисов приводит здесь свидетельства о двуперстии от трёх икон: Богородичной и Софии Премудрости Божия, писанных св. Петром митрополитом московским, и новгородской иконы Пресв. Богородицы, именуемой Рядишенской. Но на первой из сих икон, писанных святителем Петром, изображена благословляющая рука у Спасителя не двуперстно сложенною, как несправедливо утверждает Денисов, а именословно, посему и разглагольствия Денисова о том, что якобы икона сия «трубы велегласнейше засвидетельствует» содержавшееся тогда и греческою, и российскою церковию двуперстие, не имеют основания. На двух же последних иконах, как видно и из приложенных Денисовым рисунков, благословящие руки изображены на двуперстно сложенными, а так же, как на Тихвинской иконе Богоматери.

А притом от времени великого князя Иоанна Данииловича и митрополита Петра есть памятники, несомненно свидетельствующие об употреблявшемся тогда именословном перстосложении.

В московском Благовещенском соборе в иконостасе на южной стороне есть икона Спасителя, сидящего на престоле, с следующею на ризе летописью: «В лето миробытия 6845, от рождества Христова 1337-е, сия чудотворная Спасителева икона написана при державе великого князя Иоанна Даниловича Калиты рукою многогрешнаго Михаила, поднесена бысть святому владыце Моисею, бывшему прежде архимандриту Юрьева монастыря, что в Новегороде, таже в 6834-е лето от св. Петра митрополита московского великому Новуграду во епископа рукоположенному». На иконе сей Спаситель написан благословляющим именословно.

В библиотеке Московской Синодальной Типографии есть две пергаменные рукописи 14-го века, Сборник и Пролог: на изображениях, помещённых в этих рукописях, есть благословляющие руки с именословным перстосложением (См. подробнее в кн. «Свид. о древности перстосл. именосл. и троеперстн. » стр. 46–47).

В ризнице вологодского Свято-Духова монастыря хранится сребропозлащённая артосная панагия 14-го же века, и на ней с наружной стороны вычеканены Серафим и три святителя, а с внутренней на одной половине – Святая Троица, на другой – икона Знамения Пресв. Богородицы: у двух святителей и на иконе Троицы у двух ангелов, а на иконе Знамения у Христа Спасителя благословящие десниц имеют явственное именословное перстосложение (см. Извест. Имп. Археолог. Общ. 1859 г. т. II, табл. I и II).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...