Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как быть не ленивым?




Вопросом о том, как человеку быть неленивым, должны прежде всего задаваться родители, растящие ребенка, а по­том и школьные учителя. Сама растущая и развивающаяся личность начинает осознавать лень как проблему гораздо поз­же, когда сталкивается с противоречием: желание чего-то до­биться в жизни, занять определенное место и отсутствие умения работать, добиваться, трудиться.

Мы выяснили на прошлых страницах, что лень достаточ­но глубоко коренится в недрах человеческого подсознания, что она может носить даже энергетический характер, поэтому одолеть ее — не такое простое дело. Нередко и в школе, и в различных педагогических пособиях речь идет о воспитании силы воли, о том, что импульс к безделию надо преодолевать, заставляя себя делать неинтересную и неприятную работу, на­ходиться в состоянии постоянного самоиспытания: кто кого— я лень или она — меня? Не отвергая полностью роль воле­вых усилий и полезных привычек, я хотела бы обратить вни­мание на другую сторону проблемы: на мотивацию челове­ческих поступков. Конечно, мотивация может быть чисто экономическая (родители дают сыну за пятерку деньги или по­дарки), но она может иметь и другие формы.

Кто-то преодолевает свою лень, чтобы считаться лучшим учеником, кто-то — чтобы понравиться однокласснику или од­нокласснице. Есть дети, которые стараются учиться ради того, чтобы оказывать воздействие на однокашников, иметь у них реальный авторитет. Наконец, учиться с усердием можно и по­тому, что тебе любопытно, ты захвачен самим материалом, он отвечает твоим способностям и склонностям. Вот эта разно­образная мотивация и лежит в основе старания, тщания, вни­мания и трудолюбия, а воля лишь поддерживает мотив и связанную с ним деятельность, как бы подбадривает импульс, не дает ему угаснуть. Таким образом, главным действующим лицом при трудолюбии, главным врагом лени оказывается интерес. Я разделяю мнение на этот счет таких психологов и педагогов, как Д. Карнеги, А. Леви, С. Соловейчик.

Именно интерес в разных его формах заставляет нас с го­ловой окунуться в работу, проявлять дотошность и точность, стремиться к успеху вопреки препятствиям и не пасовать пе­ред трудностями. И в учебе, и в последующей трудовой дея­тельности самыми успешными оказываются те, чей интерес оказался самым стойким. Лучше всего, если содержательный интерес к деятельности сочетается и с интересом экономичес­ким, и со стремлением получить людское признание. Такая полимотивация порождает неисчерпаемое трудолюбие, и для ле­ни, сонного пассивного прозябания, попросту не остается места. Думается, мы в полной мере еще не осознали великую созидательную роль интереса, его мощь, способную пробивать любые стены, даже если эти стены возведены объективными обстоятельствами. Лень — антистрасть, а интерес — страсть, он конструктивен и всегда побеждает силу инерции.

А что же воля? Неужели совсем не нужна? Конечно, нуж­на, но она выполняет служебную роль. Она нужна, когда встречаются утомительные и нудные моменты в деятельнос­ти, когда возникают временные разочарования, когда кажет­ся, что сам интерес слабеет. Интерес и воля в некотором роде составляют органичное целое, воля к достижению цели — од­но из проявлений интереса, его важная грань, не всегда оче­видная стороннему глазу.

Даже скучную, однообразную и не слишком-то заработную работу человек, при желании, может сделать для себя инте­ресной. Такие случаи сознательного превращения неинтерес­ного в интересное описывает Дейл Карнеги в своей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить». Здесь масса возмож­ностей: соревновательность (соревноваться можно и с другими, и с самим собой); поиск собственных черт и качеств, момен­ты престижа; приписывание скучной работе новых смысло­вых характеристик и т. д.

Доминирование интереса в выполнении той или иной ра­боты означает, что эта работа (вообще деятельность) име­ют для человека смысл. Лень же рождается и успешно разра­стается на почве бессмысленности существования, отсутствия значимых ориентиров. Вставать? Стараться? Напрягать­ся? Из кожи вон лезть? А зачем? Тот, кому совсем незачем действительно не встанет и не начнет действовать. Так и ос­танется пребывать неподвижной копной. А уж если заставят силой, непременно найдет тысячу лазеек, чтобы все-таки от­вертеться от тягостного занятия.

Родная сестра лени — скука, потеря интереса к текущей жизни, смысловая пустота. Правда, скука может действовать на человека no-разному. Виктор Франкл считает, например, что скука существует, чтобы мы бежали от бездействия. Дей­ствительно, когда скука не стала общим фоном души, она тол­кает к активности, противостоит лени, человек начинает по­спешно искать те смыслы и тот интерес, которые не явились ему сами, спонтанно, в ходе жизни. Но в случае погружения в скуку, срастания с ней, человек становится, так сказать, идейным лентяем, полагая, что незачем браться ни за какие дела: «За что ни возьмись, все равно скучно».

Борьба человека с собственной ленью, это прежде всего, борьба со скукой, осознанное стремление видеть мир осмыс­ленным, находить смыслы и вносить их в жизнь. Как это сде­лать? Современные психотерапевты, такие как уже упоминав­шиеся выше Д. Карнеги, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Берн, дают на сей счет ряд советов, однако надо понимать, что такое предприятие, как поиск смысла, — глубоко личностная, интим­ная задача каждого, никто не сможет выполнить ее за нас. Ищите ведущие смыслы своей жизни, и вас не посетят ни скука, ни лень!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...