Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Михаил Врубель. Демон поверженный. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Демон сидящий. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Михаил Врубель.

Демон поверженный. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаил Врубель.

Демон сидящий. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Увлечение Врубеля образом Демона началось с кон­курса на тему «Дьявол», объявленного редакцией жур­нала «Золотое руно». Мастер упорно искал пластиче­ское выражение идеи гордого вызова миру, порыва личности к свободе. Демон преследовал его, манил неуловимостью облика, заставляя возвращаться опять и опять, избирать всё новые и новые техники для сво­его воплощения.

вые услышал молодую певицу На­дежду Ивановну Забелу, которая впо­следствии стала его женой. Надежда Забела вдохновила художника на создание многих сказочных и порт­ретных образов в живописи, графи­ке, майолике. Её черты Врубель запе­чатлел в «Царевне-лебеди» (1900 г. ), по сути сценическом портрете певи­цы; она воплотилась в «Маргариту» (1896 г. ); её огромные глаза просту­пают сквозь сине-лиловый хаос ли­ний и пятен «Сирени» (1900 г. ).

К экзотическим темам, истори­ческим мотивам, фольклору, ми­фологии, образам Средневековья Врубель обращался и тогда, когда оформлял интерьеры: он выполнил панно «Суд Париса» (1893 г. ) для ча­стного особняка; композиции «Фа­уст», «Маргарита» и «Мефистофель» (1896 г. ) для кабинета в доме А. В. Морозова в Москве. В 1896 г. на Нижегородской ярмарке были вы­ставлены два панно Врубеля: «Микула Селянинович», на тему русских былин, и «Принцесса Грёза», по мотивам пьесы французского поэта

Михаил Врубель.

Царевна-лебедь. 1900 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Маргарита, Мефистофель, Фауст — герои трагедии И. В. Гёте «Фауст» и одноимённой оперы Ш. Гуно.

Михаил Врубель.

Микула Селянинович. 1896 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаил Врубель.

Принцесса Грёза. 1896 г.

Гостиница «Метрополь», Москва.

и драматурга Эдмона Ростана (затем копия этого панно украсила фасад московской гостиницы «Метро­поль»).

Врубель нередко писал портреты знакомых и друзей: без малейших затруднений мастер передавал порт­ретное сходство, раскрывал сущ­ность характера человека.

В 1902 г. Врубель тяжело заболел, остаток жизни ему суждено было провести в психиатрических боль­ницах. С тех пор почти всё, что рисовал художник, он уничтожал. Врубель делал карандашом порт­реты врачей, угрюмых санитаров, изображал настольные игры боль-

Михаил Врубель.

Пан. 1899 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Картина написана под впечатлением рас­сказа французского писателя Анатоля Франса «Святой Сатир». Художник со­здал странный, зыбкий мир с кривыми берёз­ками, тусклым светом луны, мир, подвержен­ный таинственным превращениям, где герой античных ле­генд напоминает рус­ского лешего. Глаза Пана словно два ма­леньких озера; они грустно устремлены на зрителя.

Михаил Врубель. Портрет С. И. Мамонтова. 1897 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Михаил Врубель.

К ночи. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ных, вид из окна больницы. Ночами, при свете лампы, рисовал углы ком­наты, диван, графин, стакан воды, смятую постель, брошенную на спинку кровати одежду. Мастер ра­ботал, пока не отказало зрение. В 1906 г. художник создал послед­нюю работу — «Портрет Брюсова».

ВИКТОР БОРИСОВ-МУСАТОВ

(1870—1905)

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове. Когда ему было одиннадцать лет, он по­ступил в реальное училище с естест­венно-научным и математическим уклоном. Преподаватель рисования обратил внимание на способно­сти мальчика и убедил родителей отправить его в Москву. В 1890 г. Борисов-Мусатов поступил в Мос­ковское училище живописи, ваяния и зодчества, а ещё через год — в Академию художеств.

Чтобы продолжить образование, Борисов-Мусатов в 1895 г. отправил­ся в Париж, где провёл три года. Он часто посещал музеи, знакомился с искусством европейских мастеров. Художник стремился совершенство­вать свой стиль, сочетая принципы импрессионизма и собственные на­блюдения над натурой.

Приезжая на лето в родной Сара­тов, Борисов-Мусатов много рабо­тал на пленэре (вне мастерской, на природе). В своих этюдах он пытал­ся запечатлеть игру воздуха и цве­та. Сюжет, события не особенно интересовали художника. В 1897 г. он написал этюд «Агава». На перед­нем плане, вплотную к краю, изо­бражён цветочный горшок с мяси­стым, сочным растением. Цвета звучно перемешаны, пространство залито солнечным светом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...