Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сергей Конёнков. Дядя Григорий. Фрагмент. 1916 г. Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов. Александр Матвеев. Задумчивость. 1906 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




Сергей Конёнков.

Дядя Григорий. Фрагмент. 1916 г. Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов.

АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ (1878—1960)

Александр Терентьевич Матвеев родился в Сарато­ве. По совету своего земляка и близкого друга ху­дожника Виктора Борисова-Мусатова он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодче­ства. Вначале Матвеев был страстным почитателем Павла Трубецкого, но постепенно отошёл от им­прессионистической манеры учителя и стал искать собственный путь в искусстве. В 1901 г., не закон­чив училище, Матвеев пошёл работать мастером-лепщиком на керамический завод.

К монументально-декоративной скульптуре Матвеев впервые обратился в 1905 г.: он разрабо­тал проект фонтана для только что отстроенного здания гостиницы «Метрополь» в Москве. Модель была представлена на выставке Московского това­рищества художников и привлекла внимание спе­циалистов.

В 1906 г. скульптор отправился в Париж, где провёл год, изучая творчество французских масте­ров. По возвращении он занимался оформлением садово-паркового ансамбля в крымском имении Я. Е. Жуковского близ Кучук-Коя. Ранние работы мастера — «Успокоение» (1904 г. ), «Задумчи­вость» (1906 г. ) — органично вписались в парко­вую среду.

Произведения Матвеева основаны на строгости, чёткости и сдержанности форм. Он стремился к простоте и ясности, к экономии пластических средств, продолжая лучшие классические традиции. Скульптор, как правило, не подчёркивал летали, изображая и лица, и фигуры обобщённо, например в композиции «Спящие мальчики» (1907 г. ).

В 1907 г. мастер принял участие в выставке «Го­лубая роза». Здесь он показал скульптуру «Пробуж­дающийся». Фигура мальчика, изогнувшего спину, выражала внутренний драматизм перехода из од­ного состояния в другое — от сна к бодрствованию (работа не сохранилась).

Свои замыслы Матвеев осуществлял в основном в камне. Обрабатывая поверхность, он добивался особенной её шероховатости, что позволяло луч­ше воспринимать природную структуру конкретной разновидности камня.

Вершиной творчества Матвеева можно считать надгробие Борисова-Мусатова в Тарусе (1910— 1912 гг. ), изображающее мальчика, уснувшего на каменном ложе. В работе, выполненной из грубого зернистого гранита, художник сохранил почти этюдную свежесть и непосредственность. Это про­изведение столь же оптимистично, сколь трагично.

Александр Матвеев. Задумчивость. 1906 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Александр Матвеев. Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова. 1910—1912 гг. Таруса.

РУССКИЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

На рубеже XIX и XX столетий в Рос­сии жили меценаты, чьи заслуги перед национальной культурой неоценимы. Это прежде всего моск­вичи, представители крупных торго­вых и промышленных династий — С. И. Щукин и И. А. Морозов.

Сергей Иванович Щукин (1854— 1936) получил высшее образование в коммерческой академии в Герма­нии и в 1890 г. возглавил семейное предприятие — Торговый дом «Иван Щукин с сыновьями». Этого талант­ливого и энергичного предпринима­теля партнёры прозвали «дикобра­зом» за упрямство в торговых сделках. После женитьбы Щукин по­селился в Большом Знаменском переулке, в особняке, известном в Москве как бывший дворец князей Трубецких. В доме Щукиных желан­ными гостями всегда были художни­ки, музыканты, актёры.

Начало своей знаменитой кол­лекции Щукин положил в 90-х гг. XIX в., когда заинтересовался со­временной западной живописью. Он часто бывал в Париже и в один из приездов приобрёл работу фран­цузского импрессиониста Клода Моне «Сирень на солнце». Первая картина Моне, оказавшаяся в Рос­сии, произвела огромное впечат­ление на ценителей-профессиона­лов — московских живописцев. Однако широкая публика не только в России, но и на родине импресси­онизма, во Франции, ещё не пони­мала, а иногда не желала понимать такую живопись. Щукин, обладая тонким чутьём, смог предугадать, какую роль сыграют импрессиони­сты в истории искусства.

Вскоре в коллекции русского мецената появились полотна, ныне ставшие классикой: «Портрет Жан­ны Самари» и «Девушки в чёрном» Огюста Ренуара, «Стог сена» и «Бульвар Капуцинок» Клода Моне, картины Камиля Писсарро, Эдгара Дега. С 1903—1904 гг. Щукин начал собирать работы Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, которые привлек­ли коллекционера своей необычно­стью. Сам он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психоло­гический шок, — покупай её».

С творчеством Анри Матисса Щукин впервые познакомился в 1905 г. на выставке в Париже и с тех пор оставался неизменным по­купателем его полотен. В 1910 г. Матисс выполнил два живописных панно для особняка Щукина — «Музыка» и «Танец», а в 1911 г. ху­дожник приезжал в Москву.

В 1908 г. Щукин составил заве­щание, по которому вся его бо­гатейшая коллекция переходила в собственность города. В 1918 г. было решено превратить особняк в Большом Знаменском переулке в музей современного искусства. А бывшему хозяину разрешили по­селиться в домике привратника. До отъезда из России в 1919 г. он водил экскурсии по музею.

Сегодня шедевры, собранные С. И. Щукиным, составляют гордость крупнейших российских музеев — Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Иван Абрамович Морозов (1871—1921) закончил Цюрихский политехникум (Швейцария) и, вер­нувшись в Россию, вступил в управ­ление семейной фирмой — Това­риществом Тверской мануфактуры бумажных изделий. Его старший брат Михаил Абрамович Морозов (1870—1903), преуспевающий про­мышленник, собрал большую кол­лекцию картин русских художни­ков: Исаака Левитана, Василия Сурикова, Валентина Серова, Кон­стантина Коровина, Виктора Вас­нецова. Увлекался он и западно­европейским искусством. После его смерти в 1903 г. Иван Морозов продолжил дело брата. Постепен­но собрание начало пополняться произведениями французских им­прессионистов. Сильное влияние на Морозова оказал Сергей Щукин.

Их интересы в области искусства совпадали, но они были не сопер­никами, а друзьями. Коллекция одного как бы дополняла коллек­цию другого.

Морозов очень основательно и вдумчиво подходил к составлению своего собрания. Он любил Пьера Боннара, и в его коллекцию вошло больше тридцати произведений этого живописца. Морису Дени Морозов заказал серию декора­тивных работ для украшения кон­цертного зала в своём московском особняке на улице Пречистенке. После того как Щукин познакомил Морозова с Матиссом, коллекцию украсили три пейзажа, привезён­ные художником из путешествия по Африке. Вскоре Морозова заинте­ресовали яркие полотна Гогена, написанные на Таити («Пейзаж с павлином», «Женщина, держащая плод», «Чудесный источник»). Позднее в доме на Пречистенке появились и картины Ван Гога («Пейзаж в Овере после дождя», «Красные виноградники в Арле», «Прогулка заключённых»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...