Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Константин Коровин. Рыбы, вино и фрукты. 1916 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.




Константин Коровин. Рыбы, вино и фрукты. 1916 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ВАЛЕНТИН СЕРОВ

(1865—1911)

Искусство Валентина Александрови­ча Серова трудно отнести к какому-нибудь одному художественному направлению. В нём слышны отго­лоски многих живописных тради­ций: от реализма до импрессиониз­ма и модерна. Сам же художник ещё в юности довольно просто и яс­но сформулировал одну из своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать толь­ко отрадное».

Серов родился в семье музыкан­тов. Его отец — знаменитый компо­зитор Александр Николаевич Се­ров, мать — пианистка. Дарование будущего живописца обнаружилось рано: на рисунки девятилетнего мальчика обратил внимание Илья Репин, ставший его учителем и дру­гом. Он посоветовал Серову посту­пить в Академию художеств. Правда, академию Серов не закончил.

Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 г. в Абрамце­ве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет до­чери С. И. Мамонтова Веры. Худож­ник так рассказывал о нём: «Всё, чего я добивался, это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной закончен­ности... ». Серов много работал вне мастерской, на открытом воздухе. В портрете М. Я. Симонович — «Девушка, освещённая солнцем» (1888 г. ) — он стремился передать игру света и тени. И вновь — та же свежесть красок, то же ощущение полноты жизни и упоение юностью. В этих произведениях чувствуется увлечение импрессионизмом. Ху­дожник всегда с любовью вспоми­нал о них, считал лучшими в своём творчестве.

Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей — в кон­торах и кабинетах, друзей-жи­вописцев — в мастерских, детей -на прогулке или за чтением. Очень многие мечтали иметь портрет ки­сти «знаменитого Серова», но, по словам дочери художника, «боя­лись его всевидящего ока». Каза­лось, от этого внимательного, под­час беспощадного взгляда ничто не ускользало. Своей живописью мас­тер «делал характеристику», как лю­бил говорить он сам.

Что ни портрет у Серова, то но­вая композиция, новый психологи­ческий образ. Светскую модницу С. М. Боткину (1899 г. ) он изобразил «расфуфыренной», на нелепом, без­вкусном диване. Изысканностью живописной манеры запоминает­ся портрет З. Н. Юсуповой (1900—1902 гг. ). Знатная дама в роскошном шёлковом платье спокойно распо­ложилась в элегантной гостиной, возле неё примостился белый шпиц. Столь же выразительна живопись и

Валентин Серов.

Девочка с персиками. 1887 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Валентин Серов.

Портрет З. Н. Юсуповой. 1 900—1 902 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Валентин Серов.

Портрет княгини О. К. Орловой. 1911 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,

в портрете великого князя Павла Александровича (1897 г. ). Но как скучны, неподвижны фигура и гла­за модели в сравнении с живым взглядом коня, ставшего поистине «героем» произведения. Портрет ве­ликого князя получил главный приз на парижской Всемирной выставке 1900 г.

Известная московская меценатка Г. Л. Гиршман (1907 г. ) запечатлена в необычной для портрета позе. Она стоит у зеркала вполоборота к зрителю, одной рукой манерно снимает меховую накидку, другой изящ­но опирается на туалетный столик. Наряд героини преднамеренно «прост» —- благородное сочетание чёрного и белого. В её жесте, выра­жении лица нет ничего вызывающе­го, вульгарного, однако мимолётные штрихи обнаруживают ироничное отношение художника к роли, которую выбрала для себя Гиршман. Вы­сочайшего мастерства достиг Серов в портрете княгини О. К. Орловой (1911 г. ). Её фигура написана в резком изломе, изящен поворот голо­вы. Перед зрителем классический парадный портрет знатной дамы. Но и здесь за внешним блеском скрывается острая ирония автора, почти насмешка.

Больше всего Серов любил изо­бражать художников, писателей, драматических и оперных арти­стов. Портрет великой русской актрисы Марии Николаевны Ермо­ловой (1905 г. ) самый значительный и известный среди них. Её осанка царственна и горда, уже немолодое лицо одухотворённо, торжественно. Архитектор Фёдор Шехтель, увидев портрет, воскликнул: «Это памятник Ермоловой! С этого холста она про­должает жечь сердца! ».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...