Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Павел Кузнецов. Мираж в степи. 1912 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Мартирос Сарьян. Улица. Полдень. Константинополь. 1910 г.




Павел Кузнецов.

Мираж в степи. 1912 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Мартирос Сарьян.

Улица. Полдень. Константинополь. 1910 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Мартирос Сарьян.

Финиковая пальма. 1911 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В работах Николая Николаевича Сапунова (1880—1912) перепле­таются элементы символизма и примитивизма. Его полотно «Ка­русель» (1908 г. ), казалось бы, ти­пичная примитивистская «ярма­рочная картинка». Однако лёгкие короткие мазки, сложные соеди­нения чистых (т. е. не смешанных на палитре) красок заставляют вспомнить утончённую манеру французских мастеров. И это пре­вращает балаганную сценку в сим­волистское «видение».

Немалое значение для Сапунова имели образы ушедших эпох, что сближает его с петербургскими ма­стерами «Мира искусства». Такова картина «Бал» (1910 г. ), воскрешаю­щая в памяти сцену провинциаль­ного бала пушкинских времён.

Гораздо сильнее ностальгические настроения чувствуются в творчестве Сергея Юрьевича Судейкина (1882 —1946). Действие картин художника, в частности работы «В парке» (1907 г. ), разворачивается, как правило, в английских парках, среди густой листвы и теряющихся в ней лёгких беседок. Уединяющие­ся в лодках и в аллеях парка влюб­лённые пары словно растворяются в нежной воздушной дымке, их кро­шечные фигурки становятся орга­ничной частью природы. Рассеян­ный сумрачный свет придаёт этим «сценам времён сентиментализма» ощущение мечтательности и острой тоски по несбыточному.

Выставка «Голубая роза» не при­вела к созданию прочного художе­ственного объединения московских символистов. Но её название позд­нее превратилось в метафору, опре­деляющую основные черты их сти­ля: камерность, тягу к отражению

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Русский музей императора Алек­сандра III основан правительством в 1895 г. Он должен был увековечить память об умершем в 1894 г. царе и в то же время дать «ясное поня­тие о художественном и культурном состоянии России».

Государственная казна приобре­ла для будущего музея Михайлов­ский дворец — шедевр русского ам­пира, созданный в 1819—1825 гг. зодчим Карлом Ивановичем Росси при участии скульпторов Василия Ивановича Демут-Малиновского и Степана Степановича Пименова. В 1896—1897 гг. архитектор Васи­лий Фёдорович Свиньин (1865— 1939) переоборудовал великокняже­ские апартаменты в музейные залы.

Из Царского Села сюда привез­ли сто картин, находившихся в лич­ной коллекции Александра III, в том числе работы В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова. Из Зимнего двор­ца поступили «Покорение Сибири Ермаком» В. И. Сурикова, полотна В. Д. Поленова, К. А. Савицкого, из Эрмитажа — «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова, «Девятый вал» И. К. Айвазовского, «Запорож­цы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репина, произведения скульптуры. Санкт-Петербургская академия художеств передала му­зею лучшие работы своих выпуск­ников, коллекцию Музея христиан­ских древностей и композицию из мрамора «Анна Иоанновна с арап­чонком» Б. К. Растрелли. Девяносто две картины подарил князь А. Б. Ло­банов-Ростовский, свыше четырёх­сот рисунков и акварелей — княги­ня М. К. Тенишева. Художник Н. А. Ярошенко передал свои графи­ческие работы. Русский музей был открыт 7 марта 1898 г.

К 191 7 г. фонды музея увеличи­лись примерно вдвое — в основном за счёт пожертвований коллекцио­неров. При нём было создано хра­нилище русской церковной старины и иконописи — прообраз будущего Отдела древнерусского искусства; основаны Этнографический и Историко-бытовой отделы. (Впоследст­вии Этнографический отдел был преобразован в Российский этно­графический музей, а на основе Историко-бытового отдела создан Отдел истории русской культуры Эрмитажа. ) В 1914—1916 гг. архи­тектор Леонтий Николаевич Бенуа (1856—1928) пристроил к зданию ещё один выставочный корпус.

В советское время Русский музей пополнили памятники искусства, принадлежавшие царской фамилии,

Академии художеств, графам Шува­ловым, Строгановым, Шереметевым. Из Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского мона­стырей поступили замечательные памятники древнерусских мастеров. Особенно обогатилась скульптурная коллекция: в неё вошли произведе­ния Ф. И. Шубина, Э. М. Фальконе, И. П. Мартоса, П. П. Трубецкого. Некоторые статуи из бронзы (в част­ности, бюст А. В. Суворова работы В. И. Демут-Малиновского) переда­ли работники одного из литейных предприятий города, обнаружив их среди предназначенного для пере­плавки металла. Из Третьяковской галереи музей получил уменьшенный вариант картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» и ряд кар­тин передвижников. В музее также находится около четырёхсот полотен А. И. Куинджи, уникальное наследие скульптора А. С. Голубкиной, худож­ников А. П. Остроумовой-Лебедевой и П. Н. Филонова.

Ныне Государственный Русский музей хранит более трёхсот шест­надцати тысяч экспонатов. В фон­дах музея находятся архивы боль­шинства творческих организаций и многих видных художников Рос­сии. В 1991—1992 гг. ему были пе­реданы здания Михайловского (Ин­женерного) замка, Мраморного и Строгановского дворцов.

тончайших ощущений, богатство и гибкость цветовой палитры, чуткое внимание к передаче света. Жи­вопись этих художников создала

особый мир мечтаний и видений, пронизанный мягкой, но хрупкой радостью, а порой столь же мягкой ностальгической грустью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...