Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как помочь тревожному ребенку. Повышение самооценки




Как помочь тревожному ребенку

 

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определен­ными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревож­ными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкрет­ных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направ­лений.

Повышение самооценки

Конечно же, повысить самооценку ребенка за корот­кое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по име­ни, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала дол­жна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети почаще участво­вали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе... », которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанни­ка узнали окружающие, в группе детского сада или в клас­се можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конк­ретного ребенка.

Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми.

Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей (например, на стенде «Мы се­годня»): «Сегодня, 21 января 1999 года, Сережа в течение 20 минут проводил опыт с водой и снегом». Такое сообще­ние даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребенку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в группе за день.

В раздевалке, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветик-семицветик» (или «Цветок достиже­ний»), вырезанный из цветного картона. В центре цветка – фотография ребенка. А на лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребенка, которыми он гордится.

В младших группах информацию в лепестки вписы­вают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветиков-семицветиков можно поручить детям. Это послу­жит стимулом для обучения письму. К тому же эта форма работы способствует установлению контактов между деть­ми, так как те из них, которые еще не умеют читать или писать, часто обращаются за помощью к товарищам. Родите­ли, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребенок в течение дня, каковы его успехи.

Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста.

Таким образом, использование наглядной формы ра­боты (оформление стендов, информационных «Цветиков-се­мицветиков» и т. п. ) помогает решить сразу несколько пе­дагогических задач, одна из которых — повышение уровня самооценки детей, особенно тех, у кого высокая тревожность.

 

 

Обучение детей умению управлять своим поведением.

 

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действитель­ности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к со­вместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и пере­живаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осоз­нать, что у многих сверстников существуют проблемы, сход­ные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревож­ных детях, этот прием категорически недопустим. Кро­ме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достиже­ния одних детей с достижениями других. Иногда трав­мирующим фактором может стать проведение даже та­кого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результа­тами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рису­нок последним».

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уров­ня ваших глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наи­более волнующих его ситуациях можно и нужно в повсед­невной работе с ним.

С целью профилактики тревожности можно исполь­зовать наглядную информацию. В детском саду или в школе на стенде можно разместить, например, памятку, в основу рекомендаций которой легли советы Е. В. Новиковой и Б. И. Кочубей (1998).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...