Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы психологического консультирования.




КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.аль-Фараби

Факультет философии и политологии

Образовательная программа по специальности «5В010300 – Педагогика и психология»

«Психолого-педагогическое консультирование»

3 курс, р/о, семестр (осенний), количество кредитов 3,

тип дисциплины (обязательный)

 

Темы лекций

Лекция 1. «Психолого-педагогическое консультирование: теоретические основы, цели и задачи, структурные компоненты».

Лекция 2. «Методологические основы психолого-педагогического о консультирования»

Лекция 3 «Теория личности как методологическая основа психолого-педагогического консультирования».

Лекция 4 «Личность психолога-консультанта в психолого-педагогическом консультировании».

Лекция 5 «Профессиональные аспекты личности педагога - психолога-консультанта».

Лекция 6 «Теории личности как основа психолого-педагогического консультирования».

Лекция 7 «Этические принципы психолого-педагогического консультирования».

Лекция 8 «Подходы в психолого-педагогическом консультировании».

Лекция 9 «Структура психолого-педагогического консультирования».

Лекция 10«Беседа в психолого-педагогическом консультировании».

Лекция11 «Модели психолого-педагогического консультирования».

Лекция 12 «Консультативный контакт».

Лекция 13 «Изменения в психолого-педагогическом консультировании».

Лекция 14 «Понятие группового психолого-педагогического консультирования».

Лекция 15 «Телефонное консультирование».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Касен Г.А. Социально-психологическое консультирование в школе, 2011.
  2. Хрестоматия по психологическому консультированию. Сапарова И.А. 2004.
  3. Айви А., Айви М.Б., Саймек-Даунинг Л. Консультирования и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. М., 2010.
  4. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и опыт: Учебное пособие для студентов высших пед заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010.
  5. Кочунас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. – М.: академический проект; ОППЛ, 2003.
  6. Мастерство психологического консультирования./ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2007.
  7. Красило А.И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии: Учеб. пособие / А.И. Красило. – М. Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007.
  8. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер,2000.

Дополнительная:

 

  1. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию, 2002.
  2. Рудестам Н. Групповая психотерапия. М.,1999.
  3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2009..
  4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия,2009..
  5. Вахромов Е. Консультирование в теории и в школе // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2001. - № 2.
  6. Хрестоматия по психологическому консультированию. Сапарова И.А. 2004.
  7. Families of the Slums: An Exploration of their Structure and Treatment / Salvador Minuchin, Braulio Montalvo, Bernard G. Guerney. - New York - London: Basic books, 2007.
  8. Johnson Carl F. Detriangulation and Conflict Management in Parent - Adolescent Relationships: a Model // Contemporary Family Therapy. An International Journal. V 15, N2, April, 2013.

Лектор:

Ф.И.О. преподавателя, ученая степень, звание, должность: Мадалиева З.Б, доктор психол.наук, профессор. Телефоны (рабочий, домашний, мобильный): 275-25-49, 8 7772254113, e-mail: [email protected], каб.: 506

 

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

Лекция 1 «Психолого-педагогическое консультирование: теоретические основы, цели и задачи, структурные компоненты».

План

  1. Понятие психолого-педагогического консультирования
  2. Формы и цели психолого-педагогического консультирования
  3. Содержание психолого-педагогического консультирования
  4. Основные теоретические направления психологического изучения личности
  5. Цели и задачи психолого-педагогического консультирования

6. Принципы психолого-педагогического консультирования

1. Психолого-педагогического консультирование – это область практической психологии и педагогики, в которой посредством различных процедур решаются проблемы психически здорового человека, связанные с такими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование личности, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске решения проблемной ситуации.

Понятие психологического консультирования зародилась в 1940-1950-е годы в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Гласной предпосылкой возникновения психологического консультирования какотдельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудность в повседневной жизни.

2. Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или гарцопвого взаимодействия профессионального консультанта с клиентом в позиции «личность –личность».

Цель этого взаимодействия помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящий с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Психолого-педагогическое консультирование – это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работы – оказание помощи в решении большого спектра психологический проблем, основными из которых являются трудности личностного и межличностного характера

3. понятие психологического консультирования содержит в себе следующие основные положения

ü помощь клиенту в выборе и действиях по собственному усмотрению;

ü возможность обучения новому, более адаптивному и адекватному типу поведения;

ü влияние на развитие личности клиента;

ü развитие у клиента ответственности испособности принимать адекватные ситуация решения, а также создание благоприятных условий для возникновения у клиента этих качесв личности;

ü ориентация на положения клиент-центрированный терапии создателем которой является американский психотерапевт Карл Роджерс. Главные из них:

· безусловная ценность каждой личности и безусловное ее уважение;

· способность личности быть ответственной за себя.

· право каждой личности на свои собственные ценности и принятие своих собственных решений.

4. в психолого-педагогическом консультировании на сегодняшний день существует множества напрвлений каждое из которых определяет свои собственные цели и задачи в работе с клиентом, основывая их на своих теоретивческих постулатах. Выделаются следующие теоретические направления в изучении личности:

ü психоаналитическое, цели которого:

· перевод в сознание того материала, который посредством различных защитный механизмов был вытеснен в область бессознательного;

· воспроизведение раннего детского опыта и анализ вытесненных конфликтов и переживаний;

· р еконструкция базисной личности;

ü алд лерианское, выдвигающие следующие цели:

· определение и трансформация жизненных целей клиента;

· формирование социально значимых целей;

· коррекция мотивационной сферы, устранение болезненного чувства неполноценности и чувства превосходства через формирование у клиента чувства равенства с окружающими людьми;

ü бихевиоральное (терапия поведения), ставящее такие цели, как:

· исправление неадекватного повеления;

· формирование эффективных паттернов через научение;

ü рационально-эмоциональная терапия А.Эллиса, выдвигающая следующие цели:

· нивелирование неадекватного жизненного подхода клиента, направленного на саморазрушение, и формирование рационального и более толерантного подхода;

· обучение клиента применению научного метода в решении повседневных жизненных проблем поведенческого и эмоционального характера;

ü клиент-центрированная терапия К.Роджерса, имеющая следующие цели:

· создание в пространстве консультирования такого благоприятного климата, в котором клиент будет способен на исследование себя, совей личности, а также тех проблем и внутренних конфликтов, которые препятствуют его личностному росту;

· развитие у клиента умения быть открытым для нового опыта;

· развитие таких позитивных качеств личности клиента, способствующих его личностному росту, как чувство уверенности в себе и спонтанность;

ü экзистенциальная терапия ставит следующие цели консультирования:

· помощь в осознании клиентом своих возможностей и своей свободы;

· изучение и устранение тех личностных факторов, которые могут стать помехой для клиента на пути у сознанию и использованию им своей свободы;

· выработка у клиента чувства собственной ответственности за происходящее в его жизни события и ха его жизнь в целом.

5. задачи в психологической консультировании:

ü эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниям клиента;

ü расширение сознания и повышение психологической компетентности;

ü изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осуществления;

ü повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, развитие нвыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

ü развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспечивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и совей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

ü развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

ü повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

ü развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно принимать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оценивать черты и качества своей личности;

ü развитие умения творчески осваивать действительность;

ü Развитие межличностных и коммуникативных способностей клиента, обучение более гибкому и адаптивному построению межличностных отношений.

Принципы психологического консультирования.

1. Основыне принципы психологического консультирования:

ü безоценочность и доброжелательность;

ü ориентация на систему ценностей клиента;

ü осторожность с советами;

ü анонимность;

ü разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

ü активная позиция клиента.

2. безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечила бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам. Остается открытым вопрос отношения консультанта к асоциальным поступкам его клиента (грабеж, нанесение телесных повреждений другому лицу, суицид, употребление наркотиков и т.п.), которые тот намеривается совершить. В данном случае консультант, во-первых, должен следовать этическим нормам консультирования и, во-вторых, дожжен помнить о том, что ему необходимо не оценивать, а обсуждать такого рода поступки с клиентом, анализируя механизмы и скрытые причины таких намерений.

Доброжелательность консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает только элементарное следование общепринятым нормам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т.п.), но и использование консультантом специальных профессиональных навыков:

ü умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы;

ü оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку;

3. ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не ожжен привносить в консультативное поле и навязывать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента. Воздействие и коррекция системы норм и ценностей клиента возможны лишь в том случае, если сам клиент осознает их надежность и неадекватность и стремиться к их изменению, а также, если у клиента не сформированы жизненные идеалы и нормы. И даже в том случае консультант не вправе навязывать клиенту свои установки, а должен лишь помочь найти именно те идеалы, которые близки самому клиенту.

4. принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемыи не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умения. К тому же в случае неудачи клиента в выполнении данного консультантом совета последней рискует быть отвергнутым как профессионал, так как его совет «не помог» клиенту. Консультант должен уметь отслеживать свои внутренние мотивации на желание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их.

5. анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), недолжна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант недолжен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то посверлить данному конкретному клиенту. к такого рода информации могут ыть отнесены, например:

ü персональные данные клиента;

ü его адрес;

ü диагнозы, поставленные другими специалистами или самим консультантом;

ü специфика проблем и жалоб этого клиента;

ü его личностные особенности и т.п.

исключением изэтого правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какое-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочия и обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждого из участников консультационного процесса.

6. Разграничение личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, в также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные и т.п.). также консультанту не рекомендуется консультировать своих родственников, друзей и знакомых, так как в противном случае существует опасность быть необъективным в понимании проблемы «клиента», из-за того что у консультанта может быть свой взгляд на существующую проблему, то есть он уже не может сохранить некритичную позицию по отношению к клиенту.

7. Принцип активности позиции клиента базируется на подходе психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях «личность – личность». Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант. Активность клиента в данном случае означает:

ü заинтересованность в беседе;

ü желание понять и проанализировать полученную информацию;

ü постоянную рефлексию своих чувств, эмоционального и физического сотояния;

ü стремление клиента к осознанию своих внутриличностных проблем и конфликтов и т.п.

поощрение активной позиции клиента в пространстве консультирования имеет следующие терапевтические основания:

ü помогает консультанту в процессе сессии лучше понять и прочувствовать проблему клиента;

ü создает для консультанта обратную связь от клиента относительно своих интервенций, интерпретаций и правильности принимаемых им действий вообще;

ü способствует формированию у клиента активно жизненной позиции, а также способности лучше понимать и осознавать себя.

ü

.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...