Третий этап: предложение + финальные переговоры
Вы многие месяцы обхаживаете крупного заказчика, проводите множество встреч с его ключевыми сотрудниками, обсуждаете и уточняете все детали предложения. Наконец Вы готовите окончательное предложение с ценами, отсылаете его заказчику по электронной почте – и тишина. На Ваше предложение – никакой реакции. Вы пытаетесь связаться с Клиентом сами. По телефону с Вами общаются неохотно, встречаться не хотят. Что происходит с Вашим предложением, непонятно. Через некоторое время Вы узнаете, что контракт достался конкурентам. Какая грустная история! И как часто происходят такие истории! Причем винить в том, что контракт потерян, Вам остается лишь себя. А чего Вы ожидали? Как только Клиент получает от Вас предложение с ценами, Вы ему больше не нужны. Он кинет Ваше предложение в папку с предложениями от других таких же простофиль, как Вы. Скорее всего, после этого для Вашего предложения все будет кончено. А контракт получит Ваш конкурент, который лично привезет свое предложение Клиенту и на месте обо всем с ним договорится. Представьте себе еще одну привычную картину. Вы ведете переговоры с руководителем среднего звена. Обсудили финансовые условия, уточнили все нюансы, после чего он говорит: «Теперь я представлю Ваше предложение на рассмотрение руководству». Через неделю он сообщает, что Ваше предложение не прошло: «Я‑ то был за, но трое других – против, а директор прислушивается к их мнению». А чего Вы ожидали? Вы опять загробили свое предложение своими же руками. Эти трое ключевых лиц Вас в глаза не видели. Личные отношения Вы с ними не выстроили, и доверия к Вам у них нет. Предложение с ними не согласовано. Их точка зрения на то, что нужно Компании, в предложении не учтена. Более того, их точка зрения может быть прямо противоположна Вашему предложению. Да и непонятно, ради каких личных интересов они должны его поддержать. Скорее всего, Ваше предложение им совершенно неинтересно, вот они и выкинули его в мусорную корзину.
Опять же неизвестно, как представлял Ваше предложение сотрудник, с которым Вы его обсуждали. Наверняка Вы представили бы свое предложение значительно лучше. Например, мог ли этот сотрудник достойно ответить на каверзные вопросы, которые задавали другие участники совещания? Никаких шансов! Практически любое предложение обречено на провал, если его представлять Клиенту таким образом. Как наиболее эффективно представить предложение Клиенту, чтобы вероятность успеха была максимальной? ♦ Предложение нужно согласовать со всеми ключевыми лицами заранее. ♦ Необходимо собрать весь круг влиятельных и решающих лиц со стороны заказчика вместе, чтобы согласовать нюансы предложения и финансовые условия со всеми одновременно. И они точно могли бы принять Ваше предложение прямо там, на месте. ♦ Представлять свое предложение должны Вы сами, а не кто– то из сотрудников заказчика. Впрочем, их поддержка Вам не повредит. Но Вы должны лично участвовать в этой ключевой фазе переговоров от начала до конца. ♦ У Вас должно быть в запасе достаточно времени, чтобы довести переговоры до принятия решения и на месте «дожать» сделку. ♦ И уж тут «дожимайте»! Сразу же сделайте максимум возможного, чтобы зафиксировать достигнутую договоренность. Выпишите счет, подпишите договор или хотя бы договор о намерениях, наконец, возьмите первый транш наличными на месте, если ситуация позволяет и у Вас хватит решимости. В общем, сделайте все, что в Ваших силах. Тогда, как бы ни обернулась ситуация, сожалеть будет не о чем. Раз именно такая схема завершающей стадии переговоров наиболее эффективна, значит, к ней мы и будем стремиться.
Чтобы представить Ваше предложение и «дожать» сделку подобным образом, необходимо организовать встречу, в которой со стороны заказчика участвовал бы кворум ключевых лиц, то есть все влиятельные и решающие лица, необходимые и достаточные для принятия решений, включая финансовые. Опытный переговорщик может при организации такой встречи набрать себе дополнительные очки. Понятно, что на встрече должны присутствовать все ключевые лица, без которых принятие данного решения не обойдется. Однако если в Компании‑ заказчике есть влиятельный сотрудник, который не входит в кворум, но поддерживает Вас, почему бы его не пригласить на это совещание? Наконец, что делать, если кто‑ то из ключевых лиц весьма негативно относится к Вашему предложению? Можно назначить совещание на то время, когда этот сотрудник будет в отъезде или в отпуске. Главное, чтобы в случае его отсутствия по объективным причинам решение могло быть принято и без него. Итак, кворум собран и встреча началась. Сначала необходимо еще раз представить окончательный вариант Вашего предложения. Пока без цен. Озвучив предложение, Вы должны утвердить его персонально с каждым участником кворума. Когда предложение без цен согласовано и утверждено, встает следующий вопрос – хватит ли времени для финальных переговоров о цене и «дожима» сделки? Если хватит – хорошо, идем дальше. Если времени явно недостаточно – переносим обсуждение на следующую встречу и здесь же на месте ее назначаем, пока все ключевые лица в сборе. Переговоры по цене и «дожим» сделки я рекомендую проводить по моей авторской технологии «Финальная стадия переговоров», подробно описанной в главе 6 данной книги. Я разработал эту эксклюзивную и весьма эффективную технологию после семнадцати лет постоянных переговоров и продаж, а затем еще несколько лет оттачивал ее и совершенствовал. Если Вы хотите овладеть этой технологией на практике, ее можно получить на одном из моих тренингов «Большие контракты». Вы пришли с Клиентом к соглашению и ударили по рукам? Это еще ничего не значит. Во всяком случае, это еще не продажа. Вся наша работа – говорильня, а весь ее результат – бумага. Договоры, акты, накладные, счета‑ фактуры… Чтобы совершилась продажа, необходимо не только подписать договор и выставить счет. Необходимо выжать из Клиента оплату и получить документальное подтверждение, что деньги пришли. Обычно это строка в банковской выписке.
Новичок может думать, что, раз деньги пришли, продажа произошла и сделка состоялась. Более опытный коммерсант знает: необходимо лично контролировать сделку, чтобы убедиться, что обязательства перед Клиентом исполнены полностью, и чтобы получить документальное подтверждение их исполнения, например акт выполненных работ. Второе не менее важно. После этого коммерсант‑ середнячок вздыхает с облегчением. Слава Богу, все закончилось! Сделка завершилась успешно! А настоящий профессионал знает, что самый важный этап его работы с Клиентом только начинается. Тот этап, который приносит прибыль и сверхприбыль Компании. То, ради чего и была проделана вся предыдущая работа. Это: ♦ последующие и повторные продажи; ♦ рекомендации других потенциальных Клиентов. Мораль:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|