5. Взаимосвязь между показателями: рентабельность активов, оборачиваемость активов и рентабельность продаж (модель Дюпона).
Рентабельность активов — это относительный экономический показатель, позволяющий оценить эффективность использования активов компании, результативность менеджмента и доходность. Рентабельность активов входит в число основных финансовых коэффициентов, этот показатель позволяет проанализировать, способна ли компания извлекать из своих активов прибыль. Оборачиваемость активов (ресурсоотдача) — это коэффициент, позволяющий определить число оборотов капитала за период времени. Для расчета оборачиваемости активов применяют формулу: Коэффициент оборачиваемости активов = Выручка от реализации / Средняя величина совокупных активов Коэффициент оборачиваемости активов позволяет оценить эффективность использования всех активов предприятия вне зависимости от источника образования активов. Рентабельность продаж – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. Рентабельность продаж - коэффициент равный отношению прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки. Рентабельность продаж по валовой прибыли = Валовая прибыль / Выручка Операционная рентабельность = EBIT / Выручка, где EBIT – прибыль до вычета процентов и налогов Рентабельность продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка Рентабельность активов отражает взаимосвязь между показателями рентабельности реализации (продаж) и оборачиваемости активов. Если числитель и знаменатель коэффициента рентабельности активов умножить на показатель выручки от реализации, то получится произведение оборачиваемости активов и рентабельности реализации (продаж).
Рентабельность активов = (прибыль до уплаты налога / средняя стоимость активов) = (выручка от реализации / средняя стоимость активов) • (прибыль до уплаты налога / выручка от реализации). При этом первый сомножитель, представляющий собой соотношение выручки от реализации и средней стоимости активов, является коэффициентом оборачиваемости активов; второй сомножитель, представляющий собой соотношение прибыли до уплаты налога и выручки от реализации, является коэффициентом рентабельности реализации (продаж). Данная формула («формула Дюпона») позволяет проанализировать изменение рентабельности активов в результате изменения их оборачиваемости и рентабельности реализации (продаж). Модель Дюпона - это Алгоритм финансового анализа рентабельности используемых активов, в соответствии с которым коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности реализации продукции и коэффициента оборачиваемости используемых активов. Модель Дюпона помогает оценивать прошлую рентабельность реализации продукции и уровень оборачиваемости активов и по их соотношению разрабатывать будущие рациональные планы по их ускорению и увеличению. Работа с этой моделью проводится в 5 этапов. 1 этап: рассчитывается коэффициент рентабельности активов (КРА). КРА = КРР * КОА КРР - коэф. рентабельности реализации продукции КОА – коэф. оборачиваемости активов (кол-во оборотов) КРР = ЧП / Р = (ВД / Р) – (И / Р) – ((НД + НП) / Р) ЧП – сумма чистой прибыли Р – объем реализации продукции ВД – сумма валового дохода И - сумма издержек НД – сумма налогов, уплачиваемых за счет доходов (налоги с доходов) НП – сумма налогов, уплачиваемых за счет прибыли (налоги с прибыли) КОА = Р / А = (Р / ОА) + (Р / ВА) Р – объем реализации продукции А – средняя сумма всех активов ОА – средняя сумма оборотных активов
ВА – средняя сумма внеоборотных активов 2 этап: производится оценка уровней рентабельности реализации (КРР) и оборачиваемости активов (КОА) по принципу “низкая – высокая” в сравнении с максимально-достижимыми значениями в данном виде бизнеса
3 этап: производится оценка рентабельности активов (КРА) по принципу: если КРР и КОА низкие, то рентабельность активов КРА НИЗКАЯ если КРР и КОА высокие, то рентабельность активов КРА ВЫСОКАЯ если КРР – низкая, а КОА – высокая, то рентабельность активов СРЕДНЯЯ если КРР – высокая, а КОА – низкая, то рентабельность активов СРЕДНЯЯ 4 этап: оцененная рентабельность реализации активов (КРА) позиционируется в показанной ниже матрице 5 этап: в зависимости от места позиционирования рентабельности активов в матрице разрабатывается план мероприятий: если рентабельность активов ВЫСОКАЯ, то мероприятия не проводятся, позитивная работа предприятия поддерживается на том же уровне если рентабельность активов СРЕДНЯЯ при НИЗКОМ уровне оборачиваемости, то разрабатывается и проводится план организационных мероприятий по ускорению оборачиваемости активов если рентабельность активов СРЕДНЯЯ при НИЗКОМ уровне рентабельности реализации, то разрабатывается и проводится план организационных мероприятий по оптимизации организации и увеличению эффекта от продаж товара если рентабельность активов НИЗКАЯ, то разрабатывается и проводится план мероприятий по ускорению оборачиваемости и увеличению рентабельности реализации
Существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов, оборачиваемостью активов и рентабельностью продаж, которую можно получить моделированием коэффициента рентабельности активов по факторным зависимостям. Рентабельность активов определяется формулой: k = Р/ А, где k – рентабельность активов; Р – прибыль до налогообложения; А – среднегодовая стоимость активов. Элементы данной формулы разделим на одну величину – выручку от продажи (N), получим: k = Р/N * N/А, где Р/N – рентабельность продаж по прибыли до налогообложения; N/А – оборачиваемость активов (коэффициент ресурсоотдачи). Получим формулу, которая отражает взаимосвязь между показателями отдачи капитала (kp) и его оборачиваемости (kа):
kp* kа Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж путем ускорения оборачиваемости активов. И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти за счет увеличения рентабельности продаж. Таким образом, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от того, какова доля прибыли в выручке от продажи. Полученная формула прямо указывает пути повышения рентабельности капитала: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов. В свою очередь, оборачиваемость активов зависит от того, насколько рациональна структура имущества, имеются ли сверхнормативные запасы, просроченная дебиторская и кредиторская задолженности и пр.
методах данной группы объединяются качественное и количественное начала, то есть опыт и интуиция аналитика, а также необходимость и целесообразность учета некоторых ограничений, предусматриваемых используемым инструментарием и условиями внешней среды. К основным методам в рассматриваемой группе относятся следующие: методы имитационного моделирования, метод построения дерева решений, метод анализа чувствительности. Специальные методы по критериям регулируемости и обязательности применения занимают промежуточное положение между первыми двумя группами. К ним относятся: дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и другие. В финансовом менеджменте широко применяются различные виды моделей. Модель представляет собой копию или аналог изучаемого процесса, предмета или явления, отображающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения цели исследования. В финансовом менеджменте различные виды моделей применяются для описания имущественного и финансового состояния предприятия; характеристики стратегии финансирования деятельности предприятия, либо отдельных ее видов; управления активами и обязательствами; прогнозирования финансовых показателей; факторного анализа и других целей.
Дескриптивные модели – модели описательного характера, являющиеся основными при оценке имущественного и финансового состояния предприятия. К ним относятся: - построение системы отчетных балансов; - представление финансовой отчетности в аналитических разрезах; - вертикальный и горизонтальный анализ отчетности; - расчет аналитических коэффициентов; - аналитические записки к отчетности. Вертикальный анализ базируется на ином представлении бухгалтерской отчетности, а именно, в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Горизонтальный анализ позволяет определить тенденции изменения отдельных статей, либо их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. Данный анализ основан на исчислении базисных темпов роста балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках. балансовых статей или статей отчета о прибылях и убытках. Система аналитических коэффициентов является ведущим элементом анализа финансового состояния предприятия, применяемый различными группами пользователей информации (менеджерами, аналитиками, акционерами, кредиторами, инвесторами). Все перечисленные модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности. Предикатные модели прогностического, предсказательного характера используются в целях прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными методами данной группы являются следующие: - расчет точки критического объема продаж; - построение прогностических финансовых отчетов; - модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), - модели ситуационного анализа. Нормативные модели, позволяющие сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми, используются, в основном, во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к формированию определенных группировок и аналитических разрезов (к примеру, по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности), последующему установлению нормативов по выбранным статьям доходов и расходов и анализу отклонений фактических данных от нормативных.
1. Управление активами. Функциями этого управления являются выявление реальной потребности в отдельных видах активов исходя из предусматриваемых объемов операционной деятельности предприятия и определение их суммы в целом, оптимизация состава активов с позиций эффективности комплексного их использования, обеспечение ликвидности отдельных видов оборотных активов и ускорение цикла их оборота, выбор эффективных форм и источников их финансирования.
2. Управление капиталом. В процессе реализации этой функции определяется общая потребность в капитале для финансирования формируемых активов предприятия; оптимизируется структура капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования; разрабатывается система мероприятий по рефинансированию капитала в наиболее эффективные виды активов. 3. Управление инвестициями. Функциями этого управления являются формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия; оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них; формирование реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций; выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций. 4. Управление денежными потоками. Функциями этого управления является формирование входящих и выходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизация по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективное использование остатка временно свободных денежных активов. 5. Управление финансовыми рисками и предотвращение банкротства. В процессе реализации этой функции выявляется состав основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного предприятия; осуществляется оценка уровня этих рисков и объем связанных с ними возможных финансовых потерь в разрезе отдельных операций и по хозяйственной деятельности в целом; формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхованию; на основе постоянного мониторинга диагностируется уровень угрозы банкротства и при высоком ее уровне используются механизмы антикризисного финансового управления предприятием. Процесс управления финансового менеджмента базируется на определенном механизме. Механизм финансовой деятельности представляет собой систему основных элементов, регламентирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия. В структуре механизма выделяют следующие элементы: 1. Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий, представляет собой одно из направлений реализации внутренней финансовой политики государства. 2. Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе от дельных его видов и сегментов. Спрос и предложение на финансовом рынке формируют уровень цен (ставки процента) и котировок по отдельным финансовым инструментам, определяют доступность кредитных ресурсов в национальной и иностранной валютах, выявляют среднюю норму доходности капитала, определяют систему ликвидности отдельных фондовых и денежных инструментов, используемых предприятием в процессе своей финансовой деятельности. 3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности. 4. Система конкретных методов и приемов осуществления управления финансовой деятельностью предприятия. В процессе анализа, планирования и контроля финансовой деятельности используется обширная система методов и приемов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относятся методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие (их содержание будет подробно рассмотрено в последующих разделах). Эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием. ₋ вклады населения в банках; ₋ индекс инфляции; ₋ учетная ставка центрального банка. Во втором блоке " Показатели отраслевого развития" содержатся информативные показатели по отрасли, к которой принадлежит данная организация: ₋ объем произведенной (реализованной) продукции и его динамика; ₋ общая стоимость активов организации, в том числе оборотных; ₋ сумма собственного капитала организации; ₋ сумма балансовой прибыли организаций, в том числе по основной деятельности; ₋ ставка налогообложения прибыли по основной деятельности; ₋ ставки НДС и акцизного сбора на продукцию, выпускаемую организациями отрасли; ₋ индекс цен на продукцию отрасли в рассматриваемом периоде. 2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Служат для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Показатели указанной группы формируются на основе публикаций периодических коммерческих изданий, фондовых и валютных бирж, а также электронных источников информации. Показатели второй группы также подразделяются на два блока информативных данных. Первый блок " Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов" включает: ₋ виды основных фондовых инструментов (акций, облигаций, деривативов и т. п. ), обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке; ₋ котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов; ₋ объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов; ₋ сводный индекс динамики цен на фондовом рынке. Во втором блоке " Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов" содержатся: ₋ кредитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита; ₋ депозитная ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладом; ₋ официальный курс валют, которыми оперирует организация в процессе внешнеэкономической деятельности; ₋ курс покупки-продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками. 3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов. Используются в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Источник формирования показателей данной группы - публикации отчетных материалов в прессе (по отдельным видам хозяйствующих субъектов такие публикации обязательны), соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности (по банкам, страховым компаниям), платные бизнес-справки, предоставляемые некоторыми информационными компаниями (получение такой информации должно осуществляться только легальными способами). 4. Нормативно-регулирующие показатели. Учитываются в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности организаций. Показатели этой группы формируются, как правило, в разрезе двух блоков: " Нормативно-регулирующие показатели по различным аспектам финансовой деятельности организации" и " Нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка". Источником их формирования являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|