А.М. Бандурка, 1 страница
Стр 1 из 48Следующая ⇒ МВД Украины Национальный университет внутренних дел
А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Допущено Департаментом по работе с персоналом МВД Украины
Издательство Харьков 2002
Рецензенты: д-р психол. наук Медведев В. С. (Киевский институт права); д-р юрид. наук, академик Академии правовых наук Украины проф. Коновалова В. Е. (Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого)
Б 23 Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Юридическая психология: Учебник. – Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2002. – 596 с.
В предлагаемом учебнике излагаются сущность и структура теоретических понятий юридической психологии, ее методы и основные этапы становления. В книге раскрываются закономерности психологии личности применительно к области правовой регуляции ее деятельности; психологические механизмы деятельности субъектов судопроизводства и правоприменительной системы. Анализируются закономерности формирования и проявления преступного поведения; психологические аспекты состояния личности потерпевшего; раскрываются цели и методы судебно-психологической экспертизы. Для преподавателей, курсантов, слушателей и студентов юридических и педагогических вузов и факультетов, а также практических работников правоохранительных органов.
ISBN 966 – 610 – 061 – 4
Б ББК 89. 4я
©Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В., 2002 ©Национальный университет внутренних дел, 2002
Предисловие Процесс строительства правового демократического государства, переход к новой социально-экономической формации, необходимость реформирования правоохранительной системы Украины требуют активного вовлечения в теорию и практику юриспруденции богатого арсенала методов и средств современной психологии, в частности такой ее отрасли, как юридическая психология. Знание этой отрасли является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих юристов. Для дипломированного практического психолога, связанного с правоохранительной деятельносттью, знание юридической психологии – необходимое условие эффективности его профессиональной деятельности. Юридическая психология вооружает специалистов знанием значимых феноменов и закономерностей таких специфических видов человеческой активности, как правовое и асоциальное поведение, становления и функционирования этих форм поведения, путей и видов деструкции когнитивной, регулятивной и коммуникативной сфер человеческой личности, условий ее ресоциализации. Данный учебник предназначен для подготовки лиц, специализирующихся в области юриспруденции и юридической психологии. Он будет полезным для курсантов и слушателей психологических факультетов высших учебных заведений системы МВД, студентов педагогических вузов и факультетов, адъюнктов и аспирантов, а также практических работников социальных служб МВД Украины. В предлагаемом учебнике рассматриваются следующие проблемы. 1. Сущность и структура теоретических понятий курса юридической психологии, ее методы и основные этапы развития. 2. Закономерности психологии личности применительно к правовой регуляции деятельности. 3. Психологические механизмы деятельности субъектов судопроизводства и правоохранительной системы.
4. Закономерности формирования и проявления преступного поведения, профилактика преступности, возможные пути ресоциализации осужденных. 5. Механизмы группового преступного поведения. 6. Психологические аспекты состояния личности потерпевших. 7. Факторы преступности несовершеннолетних. 8. Цели и методы судебно-психологической экспертизы. При подготовке учебника авторы использовали как свой многолетний опыт работы в правоохранительных органах в процессе проведения судебно-психологических экспертиз, участия в судопроизводстве, в системе ресоциализации осужденных, так и опыт преподавательской деятельности в вузах. Раздел I Глава 1 1. 1. Предмет юридической психологии Юридическая психология – одна из отраслей общей психологии. Объектом изучения психологической науки являются общие закономерности сознания и поведения человека как субъекта деятельности. Психические процессы и свойства личности специфически проявляются и формируются в различных видах деятельности, в связи с чем выделяются прикладные отрасли психологии, исследующие соответствующие теоретические и практические проблемы поведения человека (педагогические, социальной психологии, психологии труда, патопсихологии и др. ). Выделение юридической психологии как самостоятельной научной области исследования и учебной дисциплины связано с особыми правовыми аспектами человеческой деятельности. Человек как личность формируется и существует в системе общественных отношений, являясь социальным существом, для которого характерны целенаправленность и саморегуляция. Необходимым условием существования любой общественной формации, как известно, служат разработанные людьми нормы права, которые регулируют поведение и взаимоотношения между индивидами, между личностью и обществом. Предметом юридической психологии является изучение закономерностей поведения людей в системе правовых отношений, а также структуры и видов юридической деятельности. Юридическая психология осуществляет синтез основ психологических знаний и основ юриспруденции. Будучи социальным существом, человек организует свою деятельность в соответствии с определенными правилами-нормами поведения, обязательными для конкретных групп, классов или общества в целом. Как отмечает В. Л. Васильев, все нормы поведения можно разделить на экотехнические (регулирующие использование природных ресурсов и орудий труда) и социальные нормы, которые регулируют отношения между людьми[1]. Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Обычаи (традиции) влияют на организацию поведения представителей определенных этнических и религиозных групп; мораль – принятые в обществе нормы нравственного поведения (например, христианские заповеди, правила рыцарской чести, культуры поведения), которые могут приводить субъекта не к юридической ответственности, а только к общественному порицанию. И, наконец, право – это принятые в обществе законы поведения, требующие воздержания от действий, наносящих отдельным лицам, группам лиц или государству в целом различные виды ущерба, или совершения необходимых действий в определенных условиях как выполнение гражданского долга.
Если юрист как специалист в области права рассматривает действия людей в соответствии с определенными статьями конституции, гражданского и уголовного кодексов, то юридический психолог прежде всего изучает человека как личность обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, работника правоохранительной системы с точки зрения влияния психических процессов и свойств на особенности противоправного или нормативного поведения. 1. 2. Место юридической психологии Находясь на границе психологии и юриспруденции, юридическая психология определенным образом включается как в систему психологических, так и в систему юридических наук и учебных дисциплин. Будучи прикладной отраслью психологической науки, юридическая психология органически связана с другими отраслями психологии. Эта связь обусловлена, во-первых, тем, что общим объектом для них всех является личность человека как субъекта деятельности; во-вторых, тем, что в различных условиях и видах деятельности личность подвергается различным видам деформации. Фактически юрист и юридический психолог изучают не какого-то абстрактного человека, а именно личность в конкретных условиях учебной, производственной, военной, правоохранительной, коммуникативной и других видов деятельности с точки зрения их соответствия правовым нормам.
Междисциплинарные связи юридической психологии с другими отраслями психологической науки могут быть представлены в виде схемы (см. рис. 1). Связь юридической психологии с общей психологией состоит в том, что при анализе поведения субъектов правовых отношений мы опираемся на установленные общепсихологические законы организации целенаправленной деятельности человека. Возрастная психология вносит свой существенный вклад в раскрытие онтогенеза личности, понимание деструктивных факторов девиантного и деликвентного поведения подростков и взрослых. Педагогическая психология позволяет раскрыть роль конкретных условий воспитания в формировании мотивации поведения и правосознания личности. Взаимодействие юридической психологии с психологией труда необходимо для раскрытия профессиональной ориентации личности, ее конкретного вклада или нанесения ущерба производственным процессам, профессиональной ориентации личности, профессиографического анализа деятельности юриста. Особенно тесны связи юридической психологии с социальной психологией, которая раскрывает механизмы общения и правового взаимодействия людей в их индивидуальной, групповой и общественной деятельности. При рассмотрении многих профессиональных вопросов юридическая психология опирается на данные патопсихологии и медицинской психологии, раскрывающих роль филогенетических и онтогенетических механизмов патологии психики в развитии протиправного поведения. Б. Ф. Ломов отмечает, что многие явления, изучаемые юридической наукой, не могут быть поняты без раскрытия роли в них психологических факторов, без знания механизмов индивидуального и группового поведения людей, без анализа психологических свойств и особенностей личности[2]. Место юридической психологии в структуре юридических дисциплин представлено на рис. 2. Поскольку юридическая психология интегрирована в систему юридических дисциплин, следует указать на ее взаимосвязь с основными из них. Так, по мнению В. В. Романова, речь идет прежде
всего о ее связи с уголовным правом и уголовным процессом. Основной целью уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов является рассмотрение уголовных дел и установление истины по делу. Сам процесс поиска и доказывания истины протекает в соответствии с установленными в психологии закономерностями познавательных и эмоционально-волевых процессов человека как субъекта деятельности. Практика судопрозводства показывает, что учет этих закономерностей существенным образом влияет на успешность установления истины по делу и принятие адекватных судебных решений.
В этой связи в ряде уголовно-процессуальных норм имеет место отражение указанных психологических закономерностей как необходимого условия достоверности результатов расследования и вынесения справедливого заключения (например, учета эмоциональных состояний обвиняемых, психологических особенностей потерпевших и т. п. ). Судебное разбираетельство нельзя рассматривать как процесс психологического исследования, однако исторический опыт развития права требует учета психологических факторов для установления истины. Наука уголовного права при изучении уголовно-правовых проблем опирается на юридическую психологию в рассмотрении субъективных факторов преступного поведения, психологической структуры личности преступника, его мотивационной и эмоционально-волевой сферы, уровня интеллектуального развития, психических состояний в момент совершения преступления: аффекты, стрессы, беспомощное состояние и т. п. Тесная связь наблюдается между юридической психологией, криминалистикой и криминологией. История развития криминалистики свидетельствует о большой роли психологических факторов в организации и совершении преступлений, а также их расследовании. Юридическая психология оказывает существенную помощь криминалистике в разработке следственной тактики и выборе методов расследования преступлений. Связь с криминологией как наукой о преступном поведении выражается в том, что она в развитии своего категориального аппарата и методов должна опираться на психологическую методологию личности как субъекта протиправного поведения. Юридическая психология привлекает внимание криминологов к тем свойствам личности, которые обусловливают преступные действия. К таким свойствам следует отнести мотивацию и направленность (структуру интересов и потребностей), характерологические свойства (отношения к нормам морали), уровень правосознания, психофизиологические свойства и т. д. Следует отметить также тесную связь юридической психологии с гражданским процессом и гражданским правом. Гражданский процесс имеет свои специфические особенности при рассмотрении познавательно-психологической деятельности. Так, если в уголовном процессе материалы предварительного следствия уже содержат созданную следователем модель изучаемого правонарушения, то в гражданском процессе концептуальная модель устанавливаемых фактов строится самим судьей в ходе подготовки дела[3]. Связь юридической психологии с гражданским правом проявляется в решении ряда правовых проблем. Например, проблема компенсации морального вреда, связанная с причинением лицу нравственных страданий, должна быть всесторонне исследована и решаться с учетом индивидуальных особенностей человека, которому причинен ущерб. Традиционными являются связи между юридической психологией и судебной психиатрией. Эта связь осуществляется в изучении пограничных состояний человеческой психики, находящихся между нормой и патологией (изучение психопатических личностей, проведение комплексной психологопсихиатрической экспертизы и т. п. ). 1. 3. Методологические основы и структура 1. 3. 1. Основные категории юридической Юридическая психология, как и другие отрасли науки, имеет свою методологию, обеспечивающую создание концептуальной модели соответствующей системы понятий (категорий) и методологический аппарат исследования своего предмета. Методология (от греч. methodos – путь познания, logos – понятие, учение) – это система категорий и принципов, лежащих в основе научного знания и определяющих направление теоретических и прикладных исследований в определенной отрасли науки. Категориальный аппарат юридической психологии охватывает систему основных базовых понятий, в которых отражаются специфические стороны тех психических реальностей, которые изучает юридическая психология. Такими категориями в юридической психологии является следующие. Категория сознания как осуществляемая мозгом человека высшая форма отражения природной и социальной среды, служащая средством регуляции поведения. Категория правосознания. Опираясь на принятое в общей психологии понятие сознания, юридическая психология оперирует также производным от него понятием «правосознание», характеризующим отношение личности к нормам права, в связи с чем различают правопослушное (нормативное) и протиправное (преступное) поведение. Категория личности – субъекта сознательной целенаправленной деятельности. Основным объектом изучения в юридической психологии является именно личность как в общепсихическом понимании, так и в специфических, регулируемых правом формах поведения. В ней изучается личность профессионала в конкретных видах юридической практики (следователя, прокурора, адвоката, судьи) с присущими им функциями, отражаемыми в психограммах специалиста. При этом изучается личность правонарушителя и преступника с присущей ей мотивацией и деформированным правосознанием, а также личность потерпевшего и свидетеля. Изучение личности во всех указанных аспектах – необходимое условие обнаружения истины по гражданским и уголовным делам. Категория деятельности как целенаправленной активности человка, обеспечивающей создание материальных и духовных ценностей. В общей психологии выделяют такие виды продуктивной деятельности, как учение, игра, труд. Юридическая психология изучает деятельность в сфере уголовно-правовых и гражданско-правовых отношений, т. е. в системе «человек-право». При этом исследуются психологические особенности профессиональной деятельности в области правоохранения (профессиограммы следователя, адвоката и т. п. ). Категория противоправной деятельности – это специфический вид деструктивной асоциальной деятельности, изучаемой юридической психологией (мотивация и структура девиантного и деликвидного поведения, факторы личностной деформации, пути ресоциализации личности правонарушителя). Категория общения как коммуникативного процесса, в условиях которого происходит обмен информацией, процесса выработки единой стратегии взаимодействия и взаимопонимания между людьми. Юридическая психология изучает формы общения и взаимодействия в коллективах юристов-профессионалов; факторы формирования преступных групп и специфики групповой преступной деятельности; общение в группах осужденных; общение юридических работников с подследственными и осужденными, влияние структуры общения на ресоциализацию правонарушителей. 1. 3. 2. Принципы юридической психологии В основе системы научного знания, как известно, лежат определенные принципы, т. е. основные положения, позиции, которые определяют методические подходы к проведению исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке и трактовке результатов. Юридическая психология опирается на принципы, установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своей области знания. В качестве основных принципов юридической психологии следует выделить следующие. Принцип объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений. Данный принцип требует, чтобы при изучении поведения людей в условиях законопослушного или протиправного поведения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную роль в установлении истины играют методы объективного наблюдения, лабораторного и натурного экспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств, экспертных оценок и т. п., тогда как субъективные и проективные тесты играют вспомогательную роль. При оценке личности индивида в процессе следствия и судебного разбирательства важно избежать субъективизма и необоснованности заключений. Принцип детерминизма (причинной обусловленности) в области правовых отношений. Этот принцип побуждает нас не только фиксировать определенное явление (поступок), но и обнаруживать причины, факторы, обусловившие его возникновение. Различные формы асоциального поведения могут быть детерминированы комплексом природных психофизиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а также объективных условий ее формирования в определенной социальной среде (семья, социальные взаимосвязи, школа, социально-экономические проблемы и т. д. ). Принцип детерминизма позволяет не только искать факторы, обусловившие протиправное поведение человека, но и прогнозировать его дальнейшее развитие в зависимости от методов воздействия на него в процессе следствия, отбытия наказания, его готовности к ресоциализации и социальной реабилитации. Принцип единства сознания и деятельности. Становление этого принципа в отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов) связано с пониманием деятельности как ведущего фактора формирования личности. Именно включенность личности в определенные виды деятельности (продуктивной, социально-позитивной или асоциальной) обусловливает становление определенного типа поведения и формирования законопослушного или противоправного сознания человека. Принцип развития. Из этого принципа следует, что личность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Личность не остается неизменной, а в зависимости от складывающихся обстоятельств может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Юристу важно понимать, под влиянием каких объективных и субъективных факторов сознание правопослушного подростка деформировалось и превратилось в стимул противоправного поведения. Принцип развития утверждает также, что всякое воспитательное воздействие на человека, особенно на ребенка, производит определенный развивающий эффект (Л. С. Выготский) как положительного, так и отрицательного порядка. Так, неблагоприятный психологический климат в семье или учебной группе может обусловить развитие агрессивности у подростка. Принцип личностного подхода. Юридическая психология имеет своим объектом прежде всего личность как субъекта правопослушной или антиправовой деятельности, т. е. лицо, выражающее определенное отношение к нормам права. Поэтому важно исследовать, как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют и преломляются через сознание конкретной личности, обладающей определенными интеллектуальными и характерологическими особенностями, а также переживающей определенные психические состояния, опосредующие формирование асоциальных форм поведения. Принцип системности. Внедрение в психологию этого принципа (П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов) привело исследователей к пониманию психики человека не как комплекса отдельных процессов и свойств, а как единого целостного образования – системы, в которой все когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Деятельность человека понимается как целенаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс. Одним из проявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всей изменчивости личность стремится к гомеостату, т. е. сохранению внутреннего равновесия своей структуры. Для юридической психологии это положение важно, чтобы объяснить наличие психической «нормы», нормального, т. е. адаптированного к нормам права поведения. При изучении каких-либо актов поведения мы должны учитывать всю систему свойств личности. При оценке конкретного противоправного действия человека необходимо изучить структуру его личности в целом, его мотивацию, целенаправленность, индивидуально-психологические свойства. Юридическая психология как наука, интегрирующая в себя психологические и юридические знания, наряду с общепсихологическими принципами должна соблюдать и основополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки и действующего законодательства (В. В. Романов). Эти принципы хорошо известны специалистам в области юриспруденции, так как они законодательно введены в область права: соблюдение законности, равенства граждан перед законом, презумпции невиновности, справедливости, гуманности (ст. ст. 3, 8, 21, 24, 55, 62 Конституции Украины). Принцип законности означает, что в процессе расследования и рассмотрения дела в суде необходимо соблюдать определенные нормы, установленные государством и закрепленные в соответствующих статьях Конституции, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном кодексах. Принцип равенства граждан перед законом отражает традиции демократизма гражданского общества, необходимость объективного подхода к анализу деятельности субъекта независимо от его общественного и имущественного положения. Принцип презумпции невиновности означает недопустимость предубежденного и необъективного подхода к расследованию дела, поспешного и субъективного подхода к принятию обвинительного заключения. Поэтому каждый обвиняемый имеет право на защиту. Установка следователя на виновность подозреваемых, целенаправленный в сторону обвинения подход и предвзятая трактовка фактов является одним из признаков профессиональной деформации юриста. Принцип справедливости требует, чтобы при расследовании и разбирательстве дела участники судопроизводства опирались только на объективные доказательства и факты, исходя из правовых норм, а также определяли меру наказания в соответствии с характером совершенного деяния. Нарушение этого принципа приводит к грубым ошибкам следствия и решения суда. Принцип гуманности требует уважения к личности в процессе судебно-психологических расследований, соблюдения норм этики, недопустимости попрания человеческого достоинства субъекта. В этой связи существуют определенные ограничения в применении отдельных методов и рекомендаций. Так, недопустимо применение аппаратурных методик, вызывающих болевые ощущения и эмоциональный стресс, методов силовых и физических воздействий, психологического давления, внушения (суггестии), гипноза, запугивания подследственных с целью получения желаемых показаний. Недопустимо проведение экспериментов, унижающих достоинство человека или наносящих вред его психическому и физическому здоровью. При допросе недопустима постановка наводящих или подсказывающих вопросов, так как они содержат элементы внушения[4]. Таким образом, применение различных методов воздействия на личность в условиях следствия и разбирательства в суде должно, с одной стороны, основываться на знании законов общей психологии и психологии личности, а с другой – осуществляться в рамках определенных правовых норм. 1. 3. 3. Задачи юридической психологии Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии можно отнести следующие: – изучение психологических механизмов противоправного поведения; факторов, способствующих формированию преступной мотивации и целенаправленности; способов их профилактики; – разработка психологических методов определения свойств и состояний личности, а также изучение их влияния на поведение личности в криминогенной ситуации, что необходимо для понимания «человеческого фактора» в системе правовых отношений и принятия справедливых судебных решений, касающихся прав и интересов людей; – изучение (совместно с криминологами и патопсихологами) таких факторов правонарушений, как состяние «вменяемости» – «невменяемости», патологических черт характера, личностной незрелости (инфантилизма), внушаемости, низкой социальной адаптации, соответствия умственного развития возрасту субъектов правонарушений и т. п.; – изучение возрастной динамики противоправного поведения и факторов, опосредующих преступность среди несовершеннолетних; – изучение психологических механизмов роста преступности в условиях социально-экономических и политических преобразований в обществе; – разработка эффективных методов организации исправительно-трудовой деятельности осужденных и прогнозирования их готовности к ресоциализации; – разработка рациональных методов взаимодействия с потерпевшими и свидетелями с целью получения объективных показаний по делу; – изучение психологической структуры профессиональной деятельности работников правоохранительной системы (следователей, адвокатов, судей, прокуроров), осуществление профессиографии и психографии их деятельности; – психологическое обучение сотрудников правоохранительной системы с целью формирования профессионально важных свойств личности, в частности способностей психологического анализа субъектов противоправного поведения, индивидуальных и групповых преступлений; – обеспечение участия специалистов в проведении судебно-психологической экспертизы в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел, а также иных видов правонарушений; – обеспечение психологической службы в правоохранительной системе с целью оказания консультативной и практической помощи должностным лицам в этой системе при осуществлении их процессуальных действий (проведения следственного эксперимента, обыска, допроса, опознания) с соблюдением предусмотренных законом свобод и прав личности граждан; – разработка психодиагностических методов профотбора и лонгитюдного контроля деятельности должностных лиц системы правоохранения, формирования адекватной мотивации и профилактики профессиональной деформации; – организация работы с населением с целью психологического просвещения и проведения профилактики правонарушений среди различных групп граждан. Решая эти задачи, юридическая психология содействует совершенствованию правоохранительной и правоприменительной деятельности, оказывает существенную помощь юристам различных специальностей в решении их профессиональных задач. 1. 3. 4. Структура современной юридической психологии Юридическая психология – сравнительно новая отрасль научного знания. Она сформировалась в 40-60-х гг. XX в. на основе психолого-юридических знаний: криминальной психологии, возникшей параллельно с криминалистикой в связи с необходимостью применения психологических методов при изучении личности преступников; судебной психологии, исследующей психологические проблемы судопроизводства; правовой психологии, изучающей проблемы правового регулирования деятельности. Юридическая психология как область знания включает в себя указанные составляющие отрасли, исследуя как традиционные, так и новые проблемы (например, психологическую структуру юридической деятельности, профессиографию, профессиональный отбор специалистов, профессиональную адаптацию и деформацию и др. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|