Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Навязчивые действия. Гиперактивность. Sulphur




Навязчивые действия

Подобно другим психотическим типам Stramonium имеет тенденцию к на­вязчивым действиям. У детей Stramonium часто имеются определенные риту­алы, которым они строго следуют, чтобы избежать нарастающего чувства тревоги, например, они должны зашнуровать свои ботинки в строго опре­деленной последовательности или разложить свои игрушки в определенном порядке. Одна пациентка Stramonium рассказала мне, что в детстве она очень тщательно стелила свою постель, следя за тем, чтобы полоски на простыне были строго выровнены, иначе она не чувствовала себя в безопас­ности. (Полосы вообще нередко вызывают ощущение опасности у пациентов Stramonium. ) Она также рассказывала, что после ванны должна была выти­рать ноги разными полотенцами, так как иначе она испытывала страх под­цепить инфекцию. Эти проявления могут навести на мысль о Syphilinum, однако у этой пациентки имелись многие классические признаки Stramonium, и этот препарат очень хорошо помог ей.

Гиперактивность

Дети Stramonium обычно страдают гиперактивностью. Они не могут долго находиться на одном месте, и в вашем кабинете они будут постоянно блуж­дать, переключая внимание с одного предмета на другой; возьмут что-то, повертят в руках, потом переключаются на что-то другое. В целом их по­стоянная активность выглядит более бесцельной, чем у других возбудимых детей, таких, как Natrum muriaticum и Tuberculinum. To же самое можно сказать о гиперактивных детях Anacardium и Hyoscyamus. Эти гиперактивые дети ведут себя так, словно они не замечают разговора между родителями и гомеопатом, перебивая их всякий раз, когда им этого хочется, и совершен­но игнорируя любые увещевания и угрозы. С другой стороны, они часто вмешиваются в разговор именно тогда, когда слышат что-то о себе, чтобы отвергнуть или уточнить сказанное родителями, так что на самом деле они воспринимают окружающее гораздо лучше, чем может показаться на пер­вый взгляд. В школе они часто отвлекают других детей, а их способность к

концентрации обычно очень низка.

Взрослые Stramonium гиперактивны, только находясь в маниакальном состо­янии, которое у пациентов, находящихся вне специализированных психиат­рических заведений, длится крайне мало.

Sulphur

Сущность: вдохновенное эго.

Сера обычно ассоциируется с огнем. Чистая сера легко воспламеняется и сгорает, выделяя зловонный газ, запах которого можно явственно уловить вблизи извергающегося вулкана и который исходит от самородной серы (ми­нерал, в виде которого этот элемент встречается в природе). В средние века считалось, что топливом для адского огня является именно сера. Если измель­ченную в порошок серу насыпать на кожу и оставить на некоторое время, она вызовет жгучее раздражение, так что частое использование гомеопатического Sulphur при кожных заболеваниях неудивительно. Даже желтоватый цвет этого минерала напоминает о его «огненных» свойствах. Индивидуум Sulphur— это пламенный человек во всех смыслах этого слова. Огонь часто служил симво­лом снисхождения на человека Святого духа, который освещал «глину» фи­зического тела. И в большинстве индивидуумов Sulphur можно отчетливо уви­деть духовный элемент, который является скорее плодом вдохновения, нежели результатом интеллектуальных размышлений. Огонь также является символом страсти, и нет другого более страстного типа, чем Sulphur, будь то страсть к телесным удовольствиям, страстное интеллектуальное вдохновение, романти­ческая любовь или горячая религиозная проповедь. Sulphur может страстно относиться ко всему на свете. Если что-то вызвало у него интерес, он не может относиться к этому спокойно. Огонь — это еще и гнев, так что горячая натура Sulphur может легко разразиться раздражением и вспышкой ярости, если он почувствует, что его в чем-то ограничивают или обижают. И наконец, огонь является символом творческого пламени и гениальности. Индивидуумы Sulphur, как правило, очень творческие люди, особенно в отношении интел­лектуального творчества. Я полагаю, что практически все истинные гении относятся именно к этому типу, т. е. все величайшие научные умы и величай­шие философы всех времен и народов, от Сократа до Эйнштейна, имели

конституцию Sulphur; то же самое можно сказать о всех великих композито­рах. Мир был бы пустым и скучным, если бы в нем не было вдохновения, оптимизма и оригинальности Sulphur.

Интеллектуальное вдохновение

Способность чувствовать вдохновение можно назвать единственной большой характеристикой, объединяющей индивидуумов Sulphur. (Те Sulphur, которые не способны чувствовать вдохновение, на самом деле были способны чувство­вать его раньше, но в результате разочарований и несчастий стали циниками. ) При общении с индивидуумом Sulphur вы можете почувствовать его вдохновен­ную душу, а можете и нет, в зависимости от его настроения в данный момент и от того, как он относится к вам. Если же вам удастся узнать его поближе, вы скоро почувствуете его заразительный энтузиазм, с которым он разделит с вами свою страсть. Если он, как и многие Sulphur, относится к числу интеллектуалов, то быстро начнет выкладывать вам выборочные места из своих теорий и убежде­ний. Индивидуумы Lycopodium и Kali carbonicum тоже любят похвастаться сво­ими знаниями, но они делают это в гораздо более сухой, спокойной манере, чем Sulphur, которому очевидно доставляет удовольствие делиться своим энтузи­азмом со всеми, кто согласен его выслушать. Для интеллектуала Sulphur идеи обладают волнующим, вдохновляющим привкусом, как для ребенка, впервые узнавшего что-то новое. Содержание этих идей может быть самым разным — от строения Вселенной до наилучшего способа крученой подачи в теннисе. Какова бы ни была идея, если она завладевает индивидуумом Sulphur, она поднимает его дух, и он постоянно носится с ней, пытаясь разделить свою радость от обладания этой идеей с окружающими, которые в большинстве случаев при всем желании не могут относиться к этой идее с тем же энтузиазмом и могут вообще недоумевать, что его так восхитило.

Ум Sulphur имеет склонность глубоко погружаться в то, что его заинтере­совало, погружаться страстно, проникая в этот предмет все дальше и даль­ше, вплоть до целостного и досконального понимания предмета, со всеми его разветвлениями и темными местами. В результате индивидуум Sulphur часто превращается в огромный справочник по данному предмету, а объем и детальность его знаний просто поражают, что особенно удивительно у тех людей, которые получили мало формального образования и являются самоучками, как многие из Sulphur.

В своих «Лекциях по Materia Medica» Кент дает прекрасное описание почти фанатичного стремления Sulphur докопаться до самой сути. Он пи­шет: «Sulphur излечивает навязчивое стремление размышлять о разных пред-

метах, перебирая их в голове в попытке докопаться до универсальной исти­ны. Это лекарство помогло одной пациентке, которая ничем не занималась, а целыми днями размышляла на тему первопричины всего сущего. В конце концов она добралась в своих размышлениях до Бога, с тех пор только спрашивала: " Кто сотворил Бога? " »

В целом индивидуум Sulphur больше интересуется пониманием «большой картины», чем скрупулезным уточнением деталей (что более характерно для Arsenicum album и Kali carbonicum). Хорошим примером является гений Эйнш­тейна. В школе Эйнштейну плохо давалась математика, преимущественно по­тому, что его мало интересовало решение абстрактных математических задач. Однако когда он обдумывал теорию пространства-времени и устройство Все­ленной, он был достаточно увлечен, чтобы тщательно производить сложней­шие вычисления. Здесь мы сталкиваемся с еще одной особенностью Sulphur -способностью страстно отдаваться интересующему его делу и полному игно­рированию того, что его не интересует. Заставить индивидуума Sulphur делать то, что ему не нравится, абсолютно нереально, и здесь даже пытаться бессмыс­ленно, разве что надавить на него особенно сильно, но тогда он это сделает настолько кое-как, что лучше бы не делал вовсе. (Жены и родители индивиду­умов Sulphur особенно хорошо знают это их качество. )

Индивидуумы Sulphur в наибольшей степени, чем представители других конституциональных типов, обладают способностью интеллектуального предвидения. Они опираются на свои обширные познания, от которых они далеко протягивают невидимые нити взаимосвязей и обычно делают все возможное, чтобы расширить горизонт своего предвидения и превратить его в реальность. Американский поэт Уолт Уитмен является прекрасным примером провидца Sulphur. Он писал об обыкновенных людях, рабочих, их женах и детях, их повседневных делах и при этом возвеличивал их. Его типичный для Sulphur экспансивный и оптимистический дух с восторгом воспринимал волны технического прогресса, захватывавшие весь Американ­ский континент в начале двадцатого века. Это вдохновило его на написание «Электрического тела» — восторженный и страстный гимн рядовому чело­веку, его неистощимому духу и его славному будущему, которое он создаст с помощью индустрии и техники. Уитмен мечтал о том, что Человек будет освобожден от бедности и рабства с помощью новых, созданных наукой технологий, но при этом поэт совершенно не замечал ужасающую скуку и оскудение духа, которые несет с собой индустриальный, материалистичес­кий мир. Подобно многим Sulphur он был полностью поглощен своими видениями и при этом не желал замечать обратную сторону медали.

На мой взгляд, очень симптоматично, что в отличие от девятнадцатого века

среди современных общественных лидеров нет такого количества индивидуумов Sulphur. Провидцы и вдохновенные лидеры, такие, как Авраам Линкольн или интеллектуальные либералы, такие, как английские виги, были способны отра­зить чаяния людей своего века и видели великое будущее, связанное с развитием индустриального общества, одновременно сохраняя уважение к старым ценно­стям — чести, трудолюбию, верности семье. Сегодня мы живем в намного более циничном, материально ориентированном мире, и те немногие индивидуумы Sulphur у которым удается добраться до вершины власти, такие, как Уинстон Черчилль или Джимми Картер, удерживаются на ней недолго, устраняемые политическим аппаратом общества, гораздо больше озабоченного размерами зарплат, чем вопросами чести и достоинства. Единственным исключением мож­но назвать Рональда Рейгана, классического индивидуума Sulphur; который с помощью драматической риторики смог возвратить американцам ощущение национальной гордости, потерянное после позора Вьетнамской войны. Его искренняя и страстная борьба за старые американские ценности — усердие, дух предприимчивости и независимость — принесла ему бешеную популярность, позволившую ему удерживаться на плаву, несмотря на череду скандалов, за что его далее называли «непригораемым президентом». Он мог быть недальнови­ден в политических деталях, однако его харизма и идеалистические убеждения в глазах избирателей значили больше.

Вдохновенный Sulphur может быть не только страстным, но и очень ориги­нальным в своих идеях (Кент: «Обилие мыслей, ясность ума»). Будучи откры­тыми восприятию самых разнообразных фактов и наблюдений, которые могут на первый взгляд казаться совершенно не связанными между собой, многие великие мыслители Sulphur в результате синтезировали их в единую систему и поднимали изучаемые ими дисциплины на абсолютно новый уровень понима­ния. Например, я совершенно уверен, что большинство великих европейских философов последних трех веков были индивидуумами Sulphur. Абстрактное мышление очень характерно для Sulphur (Кент: «Маниакальное стремление философствовать»), и даже фермер или врач с конституцией Sulphur чаще всего оказываются любителями философии, обычно доморощенной. Однаж­ды мне пришлось лечить одного повара, которого уволили с работы из-за того, что он большую часть времени предавался разговорам о природе вещей, вместо того чтобы готовить. Он воспринял это несчастье, как подобает фило­софу, подчеркивая, что его коллег нельзя винить в отсутствии у них способно­сти постигать глубинные вопросы бытия. Во время разговора со мной он был оживлен, а когда смог поделиться со мной частью собственных мыслей о человеческой природе, духовности и многих других вещах, он был просто счастлив. Было не трудно понять тех, кто уволил его с работы, однако я сам

получил удовольствие от беседы с ним — настолько заразительным был его энтузиазм. Его незначительные физические жалобы быстро исчезли после не­скольких доз Sulphur, однако мне не удалось наблюдать его достаточно долго, чтобы узнать, насколько лекарство помогло ему удержаться на новой работе. Интеллектуальная увлеченность индивидуума Sulphur каким-то предметом ведет к тому, что он погружается в него все глубже и глубже и в процессе этого открывает и описывает чудовищное количество информации, которое могло запутать кого угодно, только не его самого. В качестве примера подобной способности можно привести одного из первопроходцев совре­менной психиатрии — Карла Юнга, создавшего новую школу аналитической психологии. Идеи Юнга в области человеческого бессознательного были не менее революционны и плодотворны, чем идеи его предшественника — Зиг­мунда Фрейда, однако они были более абстрактны и «духовны», чем поло­жения классического психоанализа Фрейда. Сам Фрейд скорее всего имел конституцию Arsenicum album, о чем можно судить по тому, насколько бесстрастно и педантично он проводил «вскрытие» психики своих пациен­тов, а также по его довольно жестким и ограниченным взглядам на челове­ческую природу, сводимую им только к чисто животным проявлениям, ко­торые, по его мнению, лишь немного видоизменялись и сублимировались под действием общественных факторов. В противоположность этим взгля­дам более духовно ориентированный Карл Юнг увидел заложенную в чело­веке божью искру и придумал понятие « коллективного бессознательного », в котором соединяются как животные инстинкты, так и гораздо более тон­кие проявления, ведущие к «цельности». Интеллект Юнга поражал Ьвоей мощью, и как истинный Sulphur он прекрасно ориентировался как в мире объективных научных наблюдений, так и в головокружительных хитроспле­тениях философии, мифов и легенд. Трудно найти более яркий пример, показывающий разницу между редукционистским мышлением Arsenicum album (или Kali carbonicum) и синтетическим мышлением Sulphur, чем теории соответственно Фрейда и Юнга по поводу мифов и легенд. Фрейд считал античные мифы, существующие уже многие тысячелетия, попытками челове­ка выразить свои животные инстинкты, особенно агрессию и сексуальность. В противоположность ему Юнг, всю жизнь изучавший мифологию, считал мифы непосредственным продуктом коллективного бессознательного и по­лагал, что в них содержится скрытая мудрость, которая ждет лишь чуткого разума, чтобы ее расшифровать. Целью Юнга было создание системы пси­хотерапии, которая помогала бы пациентам достичь «самости», т. е. сде­лать так, чтобы люди могли одновременно функционировать на двух уров­нях. — оставаясь на земле и поднявшись на мифологический уровень, где

живут ангелы и рождается поэзия. Фрейд же ставил перед собой гораздо более скромную цель, создав терапию, позволяющую человеку полностью достичь «генитального уровня», т. е. способности получать полноценное сексуальное удовольствие со своим партнером. Показательны в этом отно­шении и взгляды каждого из этих гениальных мыслителей на механизмы психологической защиты. Фрейд рассматривал невроз как ослабление более совершенных механизмов психической защиты, и его терапевтические мето­ды были направлены на усиление психологической защиты от подсознатель­ных влияний. (Нет другого типа, более озабоченного вопросами защиты, чем Arsenicum album') В противоположность ему Юнг рассматривал психо­логическую защиту как преграду, не позволяющую человеку войти в контакт с мудростью коллективного бессознательного. Он стремился научить паци­ентов обходить препятствия психологической защиты и проникать в неведо­мые моря своего подсознания. Как и большинство индивидуумов Sulphur, Юнг был первопроходцем и провидцем и призывал своих пациентов к со­вместным фантастическим приключениям.

Читая необъятное собрание сочинений Юнга, можно увидеть, как работа­ет мысль гения Sulphur. Юнг соединяет воедино бесчисленные нити инфор­мации, взятые им из любого источника, и сплетает их в головокружительно сложную картину, картину человеческой психики. Достаточно одного ги­гантского и подробнейшего анализа символов, чтобы прилежный ученик годами корпел, пытаясь охватить всю огромную глыбу информации, так и не добравшись до других его трудов, в которых он разбирает «комплексы», личностные типы и массу других, не менее детальных и абстрактных вопро­сов. Точно так же трудно простому смертному (даже интеллектуально под­кованному) детально изучить труды другого великого Sulphur — Альберта Эйнштейна. То же самое можно сказать о непостижимом «Органоне» и других работах самого основателя гомеопатии Самуила Ганемана, от чте­ния абстрактных теорий которого у многих «закипают мозги».

Никакие рассказы о Sulphur не могут быть полными без упоминания име­ни Ганемана. Основатель гомеопатии, без сомнения, был гениален, и у него имелось бесчисленное количество классических для Sulphur черт. Неудиви­тельно, что именно этот препарат стал краеугольным камнем его терапевти­ческого арсенала. Гомеопаты давно обратили внимание, что они имеют обыкновение необычно часто видеть какой-то препарат у своих пациентов, и именно он оказывается их конституциональным типом.

Ганеман обладал огромными знаниями, далеко выходящими за рамки обычной медицины своего времени. Он изучал труды врачей древности — Гиппократа и Парацельса, он проявлял огромный интерес к философским

аспектам болезни, что впоследствии ярко отразилось в тексте «Органона» и «Хронических болезней». Акцент Ганемана на необходимость усиления у пациентов «жизненной силы» можно рассматривать как типичный пример способности Sulphur объединять абстрактные понятия и конкретные вещи в единое целое. Именно благодаря способности при взгляде на больного человека увидеть целостную картину и позволила Ганеману создать столь действенный метод лечения, в котором внимание психическим проявлениям и особенностям общего самочувствия уделяется гораздо большее внимание, чем в большинстве других областей медицины. Только когда гомеопаты сами отказываются от конституционального подхода, завещанного им Га­неманом, их результаты становятся хуже.

Многие индивидуумы Sulphur обладают талантом заражать своим энтузи­азмом слушателей. Хороший пример — эксцентричный астроном Патрик Мур, многие годы появляющийся на экранах телевизоров в Великобрита­нии. Прикрыв один глаз и направив второй, горящий почти маниакальным блеском, на аудиторию, он рассказывает о вновь открытом астериоде с пылом религиозного проповедника, жестикулируя обеими руками и под­няв кустистые брови к столь восхищающим его небесам. Как и многие Sulphur, Патрик Мур при возбуждении говорит очень быстро (Кент: «Болт­ливость»), поскольку он торопится поведать миру очень многое. Его вскло­коченные волосы и галстук-бабочка завершают портрет типичного чудако­ватого профессора Sulphur, столь дорогой его аудитории, которая наслаж­дается его ужимками не меньше, чем получаемой от него информацией. Другой немного комичный ученый Sulphur, популяризирующий научные достижения в Великобритании, — Магнус Пайк. Его неистовая жестикуля­ция и яркое описание физических явлений сделали его обладателем народ­ного прозвища. Это прозвище очень примечательно (Great Руке — великий Пайк), и это качество — быть «слишком большим», не умещаться ни в какие рамки — и делает индивидуумов Sulphur столь предприимчивыми и приводит к тому, что они очень часто оказываются на виду у других.

«Ни в какие рамки»

Вне зависимости от того, знает о них широкая публика или нет, значительная часть индивидуумов Sulphur обладают артистическим даром, энтузиазмом и способностью обдумывать или делать что-то такое, что выходит за рамки пони­мания большинства других людей. Некоторым из них подходит наименование «великие» — великие провидцы Уильям Блейк и Уильям Уодсворт, великие мыслители Альберт Эйнштейн и Карл Юнг, великие политические деятели Авра-

ам Линкольн и Уинстон Черчилль. Люди чувствуют исходящую от них ауру истинного величия, и поскольку их дух находит отклик в душах простых людей, они способны вести их за собой, по крайней мере до определенной степени. Дух — это такая вещь, которой трудно дать точное определение, но его можно почувствовать и понять по его проявлениям. Дух Sulphur— экспансивный, пере­полненный безграничным энтузиазмом, драматизмом и эксцентричностью. Большинство Sulphur — экстраверты и не стесняются выражать себя. На самом деле ничто не доставляет типичному Sulphur большего удовольствия, чем внима­тельная аудитория. Самыми хорошими рассказчиками всегда были индивидуу­мы Sulphur. Тогда как представители других типов, Lycopodium или Natrum muriaticum, как правило, прибегают к искусственной драматизации, чтобы сде­лать историю более интересной, индивидууму Sulphur нужно просто быть со­бой, и все развесят уши. Ему не нужно учиться страстности или драматическо­му мастерству; у него они есть от рождения. Соответственно существует боль­шое число артистов Sulphur. Далее, широта интересов Sulphur обычно столь велика, а его опыт столь разнообразен, чему способствует его предприимчивая бесстрашная натура, что обычно ему действительно есть что рассказать. Хоро­ший пример — сэр Питер Устинов. Как и во многих Sulphury в нем есть космопо­литизм, который связан не только с его путешествиями по самым разнообраз­ным странам, но и с его, как я думаю, естественной для Sulphur широтой взглядов. (Большинство индивидуумов Sulphur более близки по духу с другими подобными им прогрессивными людьми во всем мире, чем со своими «сопле­менниками». ) Когда слушаешь сэра Питера, кажется, что не осталось места на земле, где бы он не побывал, и человека, с которым бы он не встретился, но тем не менее в нем совершенно не чувствуется ни заносчивости, ни стремления стать знаменитым или богатым. Подобно многим другим Sulphur он постоянно со­храняет поистине королевское достоинство и остается собой и в бруклинском баре и на обеде у королевы. Рыцарский титул кажется естественным для широ­кой фигуры Sulphur, и он не выглядит здесь ни смешным, ни помпезным, как это нередко можно наблюдать у других.

Большинство Sulphur обладают хорошей способностью разбираться в людях и налаживать с ними контакты. Их экспансивный дух излучает любовь к ближ­ним, которая проникает через преграды социального положения и различия в мировоззрениях, позволяя им быть разговорчивыми и щедрыми со всеми, с кем их столкнула судьба. Здесь необходимо понимать различие между Sulphur и всезнайкой Lycopodium, который будет говорить со всеми, чтобы показать, какой он умный. Последний будет гораздо более «себе на уме» и значительно сильнее обижается, если его не захотят слушать или будут оспаривать. Sulphur же ко всему относится философски, и если аудитория будет спорить, он с

радостью вступит в горячую полемику, а если она станет равнодушной, он спокойно найдет себе другую. С другой стороны, Sulphur может быть так же утомителен, как и всезнайка Lycopodium, поскольку может без остановки ве­щать на любимую тему и легко принимает вежливое молчание за интерес.

Еще один общительный тип, которого молено легко перепутать с Sulphur, — мужчина Natrum muriaticum, который тоже может иметь достаточно мно­го уверенности в себе, однако прежде всего ищет одобрения аудитории. Он крайне учтив, хотя запросто может перейти на «ты» даже с малознакомы­ми людьми, включая своего доктора и управляющего банком. Речь такого индивидуума Natrum muriaticum обычно бывает очень гладкой, а говорить он может обо всем на свете, однако обычно за его словами нет реального чувства, он просто хочет понравиться. В противоположность ему большин­ство Sulphur вообще не обращают внимания на то, какое впечатление они производят, будучи полностью поглощены предметом беседы и тем наслаж­дением, которое они получают, делясь своим энтузиазмом и пылом с други­ми. Естественно, что бывают исключения — индивидуумы Sulphur с антисо­циальным поведением, надменные и даже робкие Sulphur, однако любые исключения только подтверждают правило.

Классический пример индивидуума Sulphur, который не умещается ни в какие рамки, — шекспировский Фальстаф. Хотя этот герой полностью вымышлен, его очень легко представить, поскольку он абсолютно точно отражает все типичные черты Sulphur. Фальстаф полон противоречий, большую часть которых он и сам прекрасно понимает, что делает его еще более забавным. Он имеет рыцарский титул и именуется сэром Джоном Фальстафом — и при этом у него вечно нет денег, а любимое его времяпрепровождение — пьянство в компании воров в грязной таверне. Он неисправимый лжец, однако у него есть честь и вера в благородство, по крайней мере, временами. Он умен, интеллигентен и начи- -тан, однако не чурается общения с идиотами и большую часть времени тратит на пьянство, обжорство и женщин. Несмотря на распутное поведение, Фаль­стаф не утратил чувства собственного достоинства. Как и многие Sulphur, он слишком безответственен и слишком любит играть, чтобы вести социально при­емлемый, «продуктивный» образ жизни, однако его ум, мастерство рассказчи­ка и невинная самовлюбленность позволяют ему жить так, как он хочет, а окружающие не только терпят, но и любят его. Врет он чаще всего не для тою, чтобы обмануть, а скорее для забавы, и эта ложь в типичной для Sulphur манере чаще всего бывает тщательно разработанной и абсолютно неправдоподобной. Sulphur часто склонен преувеличивать, поскольку он искренне восхищается тем, о чем говорит, и любит представить описываемый предмет в более впечатляю­щем виде, иногда при этом несколько теряя связь с реальностью.

Индивидуум Sulphur может лгать ради того, чтобы выйти из затруднений или чтобы спасти свое лицо. Подобно индивидуумам Lycopodium и Phosphorus он часто действует как приспособленец и склонен пытаться обхо­дить или ломать правила, чтобы его не «поймали с поличным» или чтобы добиться какой-то своей цели. Поступая таким образом, индивидуум Sulphur часто оправдывает свое поведение более « высокими » мотивами, что объясняется желанием сохранить самоуважение и склонностью к «преуве­личениям». Когда принц Генри спрашивает Фальстафа, почему тот удрал с места ночного грабежа, когда переодетый принц напал на него и его при­ятелей, тот не задумываясь врет, что, мол, узнал принца и не осмелился поднять на него руку, так как «далее для самого льва личность наследника престола неприкосновенна»". Так свою трусость он превратил в поступок благородного героя. На более прозаическом уровне Sulphur часто оправды­вает свою лень и нежелание выполнять свои обязанности фразами о том, что он занят более высокими материями, под которыми обычно подразуме­ваются его любимые увлечения.

Большинство индивидуумов Sulphur любят поговорить. Некоторые интел­лектуально ориентированные Sulphur могут найти себе лишь нескольких до­стойных собеседников, которые в состоянии понять их теории и наблюде­ния, тогда как другие способны говорить с кем угодно о чем угодно. Обыч­но индивидуум Sulphur имеет более широкий спектр интересов, чем осталь­ные люди, и, как правило, он достаточно подкован, чтобы поддерлеивать беседу по широкому кругу вопросов. Это справедливо даже для провинциа­лов Sulphur, не получивших серьезного образования. Кстати, последние до­вольно пренебрежительно относятся к формальному образованию, по­скольку они видят узость кругозора, которое оно дает, и, кроме того, их возмущает тот факт, что им достается меньше уважения, чем какому-то «невелсе с дипломом», несмотря на то что они знают жизнь значительно лучше и имеют гораздо более яркую личность и силу духа (Кент: «Он презирает образование, начитанных людей и их знания, удивляясь, почему никто не понимает, что он превосходит их всех вместе с их образованнос­тью»). Однажды я лечил одного следопыта от экземы. По его словоохотли­вости мне почти сразу лее стало ясно, что он является обладателем консти­туции Sulphur. Его речь была не нервозной, а обстоятельной, с долей юмора и искренним дружелюбием. Разговор каким-то образом зашел о том, как он брал кредит в банке и банковский служащий вручил ему несколько бу­маг, в которых требовалась подпись поручителя. Он начал было заполнять их и уже пошел искать поручителя, но внезапно его охватила злость, он

вернулся в банк, потребовал управляющего и заявил: «Я приехал из деревни и там, откуда я приехал, мое имя не нуждается в поручителях. Если моего слова для вас недостаточно, то не нужны мне ваши деньги! » Управляющий был ошеломлен, но не хотел терять клиента и согласился сделать исключе­ние, выдав кредит без обычных формальностей. Мой пациент рассказывал эту историю с нескрываемой гордостью и в заключение отметил, что снача­ла ему было страшновато выступать против таких авторитетных фигур, как врачи и управляющие банками, но теперь он их не боится. Они умеют делать свое дело, а он умеет свое, и одно не лучше и не хуже другого. Sulphur; как и Nux vomica, — конституциональный тип прирожденных лиде­ров и не выносит, когда им командуют бюрократы, пусть даже образован­ные, но не имеющие такой силы духа.

Современный традиционалист

От природы экспансивный и оптимистический дух Sulphur обычно делает его либералом. Свобода — одна из самых высоких его ценностей; свобода делать, что ему хочется, говорить, что ему хочется, и общаться, с кем ему хочется. Sulphur— индивидуалист и обычно чувствует себя более счастливым, когда сам распоряжается своей судьбой, предпочитая трудиться на себя, чем работать под чьим-то началом. Обычно он встает на защиту свободы других, по крайней мере словесно, и всегда симпатизирует тем, кто конф­ликтует с начальством, особенно государственной властью. Можно предпо­ложить, что этот оптимистичный и либерально мыслящий тип имеет устрем­ленность в будущее и веру в неуклонный прогресс, и, как правило, так оно и есть, однако при этом индивидуум Sulphur обычно очень уважает и тради­ционные ценности. Этому имеется несколько причин. Во-первых, большин­ство мужчин Sulphur обладают достаточной степенью мудрости, которая отличается от простой начитанности и «учености» и даже во многом про­тивоположна ей. В результате их часто привлекают религиозные и фило­софские учения прошлого, будь то ортодоксальные, мистические или ради­кальные системы. Во-вторых, при всех их слабостях индивидуумы Sulphur обычно обладают гордостью и стремятся обладать естественным благород­ством, которое для них связано с традиционными понятиями чести, храб­рости и милосердия. Современный аморальный материалистический образ жизни не удовлетворяет большинство индивидуумов Sulphur, которые мечта­ют о лучшем будущем, но не представляют его без многих старых традици­онных ценностей. В-третьих, при всей своей интеллектуальной ориентиро­ванности в психике Sulphur всегда сохраняется какая-то детская простота.

Вместо того чтобы погрязнуть в разборе тонких этических определений или мучительного обдумывания правильности своих действий с моральной точ­ки зрения, индивидуум Sulphur привык прочно опираться на простые и основные ценности — честь, невмешательство в чужие дела и т. д., при этом идя по жизни уверенно и не тратя лишнего времени на раздумья о морали. Он привык использовать традиционные ценности в качестве критерия, с которым он сверяет свою жизйъ, но в отличие от Arsenicum album и некото­рых Natrum muriaticum, которые ригидно следуют установленным прави­лам, Sulphur может относиться к ним гибко, а иногда и вовсе игнорировать, если это вдруг ему понадобится. Как Фальстаф, он может взывать к вашему благородству, а через минуту беззастенчиво врать, чтобы спасти лицо.

Хотя большинство индивидуумов Sulphur с восхищением относятся к вели­чию прошлых цивилизаций, к их благородству манер и мудрости, мало кто из них консервативен настолько, чтобы по-настоящему призывать повернуть время вспять. Они могут прочитать всех классиков, они могут даже старо­модно одеваться, однако они не сомневаются в желательности прогресса, как общественного, так и научного, достигнутого за последние две тысячи лет, и с оптимизмом ожидают новых человеческих свершений.

Приземленность

В совокупности индивидуумов Sulphur имеется два полюса, которые можно было бы назвать «приземленным» и «парящим». Под приземленностью я подразумеваю сосредоточенность преимущественно на удовлетворении физи­ческих желаний, что обычно сочетается с некоторой грубостью или недостат­ком утонченности. Некоторые Sulphur приземлены настолько, что в них совер­шенно не остается места для интеллектуальности и идеализма. В целом их можно назвать наиболее упрямыми и эгоистичными из всех индивидуумов этого типа, хотя это справедливо не всегда. Приземленные Sulphur обладают незатейливой душой, стремящейся поесть, поспать, удовлетворить потребность в сексе и игре, которая может заключаться в собственно спортивных состяза­ниях или подразумевать какие-то «общественные» игры. Внешне это крепко сбитые люди, которые могут быть жилистыми или тучными, что зависит от степени их занятости физическим трудом. Они не обязательно глупы, однако интеллект занимает у них подчиненное положение по отношению к чувствен­ному восприятию и их вожделениям. Наиболее приземленные Sulphur напоми­нают индивидуумов Baryta Carbonica, так как они выглядят очень простыми, имеют плотное телосложение и довольно неуклюжи (Кент: «Кажется, что пациент Sulphur начисто лишен утонченности»). Жена одного такого пациен-

та жаловалась мне, что муж постоянно позорит ее на людях, то начиная беззастенчиво ковырять в носу, то громко выпуская газы в театре. На замеча­ния жены он не обращал никакого внимания, проявляя грубое упрямство, столь характерное для наиболее приземленных Sulphur. В отличие от Baryta Carbonica приземленные Sulphur имеют гораздо большую уверенность в себе и часто начинают хвастаться своими достижениями. Обычно они намного более общительны, чем Baryta Carbonica, и могут являться даже лидерами в своем кругу. У них часто отмечаются командирские замашки, и они могут легко вспылить, если им перечат или они чем-то расстроены. Стоит отметить, что у приземленных Sulphur в характерах могут наблюдаться значительное разли­чия. Некоторые из них хотя и любят физические удовольствия, но имеют гибкий характер и достаточно благородны, тогда как другие могут быть эгои­стичными, агрессивными и склонными подавлять других. Первые, подобно своим более интеллектуальным братьям, обычно отличаются оптимистичес­ким, позитивным взглядом на жизнь, у них можно увидеть характерный блеск в глазах, тогда как последние могут стать замкнутыми и злобными. Этот более негативный вариант приземленного Sulphur бывает достаточно трудно отли­чить от наиболее негативных и приземленных индивидуумов Natrum muriaticum и Tuberculinum. Как и у остальных представителей данного типа, у этих индивидуумов Sulphur имеется непомерно раздутое эго, равнодушие к мнению других, но при этом страстное желание признания и уважения. Обычно они относительно бесстрашны, особенно в отношении грубых физи­ческих видов деятельности и в отличие от приземленных Natrum muriaticum они не склонны помногу переживать. Некоторые из них имеют тягу к бродя­чему образу жизни и становятся солдатами или моряками, у которых в каж­дом порту есть женщины, а «за пазухой> > — целый мешок интересных исто­рий, которыми он вполне может обеспечить себе ужин. Другие занимаются тяжелым физическим трудом, проводя каждый вечер в ближайшем кабаке, болтая с друзьями и ухлестывая за женщинами, а потом возвращаясь домой к

уже спящей жене.

Даже у самого приземленного Sulphur есть мягкие стороны — их обычно трогают

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...