Тема 3. Типы национальных хозяйственных систем, их основные характеристики и механизмы хозяйствования
Основы классификации типов национальных хозяйственных систем
В современной теории и практике мирохозяйствования принято выделять несколько типов национальных экономик, или национальных систем хозяйствования. В основу классификации этих систем положены самые разнообразные критерии, отражающие какую-либо одну либо сразу несколько особенностей (черт), свойственных тому или иному типу хозяйственных систем. По стадиям развития рыночных отношений национальную экономику подразделяют на: — экономику свободного капитализма; — экономику современного капитализма; — централизованно планируемую и управляемую национальную экономику; — экономику «традиционного» типа. По степени интеграции в мировую практику хозяйствования различаются национальные экономики закрытого и открытого типа. По социально-экономическому и технико-технологическому уровню выделяются высокоразвитые; развивающиеся и слаборазвитые национальные хозяйственные системы. По структуре хозяйства проводят деление на аграрно-индустриальные и индустриально-аграрные национальные экономики. По этническому (национальному) признаку экономики группируются по странам: Австрии (Австралии, Аргентины и т. д.); Болгарии (Боливии, Бразилии и т. д.); Великобритании (Венгрии, Венесуэлы и т. д.); Германии (Греции, Голландии, Гондураса и т. д.); Дании (Доминиканской республики и др.); Египта и др.; Таджикистана (Турции, Туркменистана и др.); Франции (Филиппин и др.) и т. п. По региональному признаку национальные экономики объединяются с учетом местоположения страны на конкретной территории мира: Северо-Американского региона, Европы; Азиатско-Тихоокеанского региона. Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и т. д. (схема 4.1).
Процесс детализации и конкретизации критериальных признаков классификации национальных хозяйственных систем может быть продолжен. Так, например, в рамках национальной экономики современного капитализма можно выделить национальные хозяйственные системы, использующие либо либерально-капиталистическую (США, Великобритания), либо государственно-корпоративную их модели (Германия, Япония, Южная Корея и др.). Можно также классифицировать национальные экономики по площади территории, по степени интеграции в мировую систему хозяйствования, а также по региональному признаку. Так, страны европейского региона можно поделить на западно- и восточноевропейские или севере - и южноевропейские и т. д. Определенный социально-экономический смысл имеет расширение и самого числа критериев (признаков) классификации. Например, по длительности периода существования национальные экономики могут быть поделены на вновь образованные национальные экономики, национальные экономики «старых» или «молодых» государств. Имеет значение и выделение национальных экономик, объединенных или, напротив, не входящих в какие-либо международные экономические и прочие союзы государств. Например, стран ЕС, стран АСЕАН (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), Союза двух (Россия и Республика Беларусь), Союза пяти стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) и т. п. Охарактеризуем кратко отдельные типы национальных хозяйственных систем, получившие наиболее широкое распространение в современной практике мирохозяйствования и играющие наибольшую роль в развитии интеграционных процессов в современном мире. Национальная хозяйственная система рыночного типа Современная теория и практика мирохозяйствования выделяет пять основныхпризнаков национальной экономики рыночного типа.
1. Частная собственность на орудия и средства производства, ресурсы и результаты труда, способствующая развитию инициативы и ответственности участников производственного процесса. 2. Государственные (организационные и правовые) гарантии основных экономических свобод и, прежде всего, свободы выбора вида предпринимательской деятельности каждому, желающему иметь свое «дело», за исключением тех видов предпринимательской деятельности, которые запрещены или ограничены законодательством данного государства. 3. Возможность самоокупаемости предпринимательской деятельности, когда несовпадение размеров доходов и издержек производства позволяет либо покрывать затраты на создание продукции, работ или услуг (рентабельный вариант хозяйственной деятельности), либо терпеть убытки, связанные с предпринимательской деятельностью (убыточный, разорительный вариант хозяйствования, ведущий к банкротству). 4. Тенденции повышения размеров затрат и доходов автономных субъектов хозяйствования, а также их покупательной способности, что способствует постоянному росту потребления и накопления в национальной хозяйственной системе страны. 5. Нормальное, эффективное функционирование национальной хозяйственной системы на основе максимально возможного вмешательства государства в воспроизводственный процесс в стране. Исходя из этих признаков, мировая теория и практика мирохозяйствования к числу национальных экономик рыночного типа относит: — свободный капитализм или свободную рыночную экономику; — современную регулируемую рыночную экономику. Оба эти типа национальной экономики имеют много общих черт, но и достаточно большое число различий. Эти различия связаны: — с эволюцией рыночного хозяйствования в различных странах мира; — с диалектикой содержания стадий каждого конкретного типа рыночной экономики; — с развитием и совершенствованием форм и методов организации и управления рыночными хозяйственными системами. Остановимся более подробно на характеристиках отдельных типов экономик рыночного типа. Свободный капитализм или свободная рыночная экономика представляет собой начальный этап (начальную стадию) капитализма. Национальные хозяйственные системы этого типа существовали, эволюционируя, в большинстве европейских и североамериканских стран с начала XVIII до конца XIX в., обогатив своими достижениями в области организации и управления хозяйственными процессами практику современного рыночного процесса. Отличительные черты хозяйственной системы свободного капитализма:
1. Частная собственность на средства производства (орудия и предметы труда), включая ресурсы развития и результаты труда. 2. Присутствие в воспроизводственном процессе страны достаточно большого числа автономных частных товаропроизводителей персонифицированного вида (отдельных лиц или отраслевых монополий), 3. Механизм регулирования хозяйственной деятельности, основанный на свободной конкуренции, через процедуры актов купли-продажи в различных секторах (местах) постепенно складывающегося национального рынка. Свободный капитализм как тип национального рыночного хозяйствования прошел в своем развитии две стадии: 1) раннюю (начало XVIII — примерно конец XIX в.); 2) более позднюю — развитую (конец XIX — начало XX в.). Экономический механизм, регулирующий хозяйственную деятельность на обеих стадиях свободной рыночной экономики, строился на определенных принципах. 1.Экономическим стимулом и объектом расширенного воспроизводства являлась прибыль. На ранней начальной стадии свободной рыночной экономики эта прибыль была индивидуальной, на более высокой стадии — монополистической. 2. Первоначальными низовыми звеньями воспроизводственного процесса при свободной рыночной экономике на начальной ее стадии выступали индивидуальные монополии в виде частных свободных индивидуальных товаропроизводителей. На более поздней, развитой — уже отраслевые монополии. Хозяйство страны не является единым, слаженным целым. Оно выступает в форме механической суммы индивидуальных или монопольных товаропроизводителей, хотя эти товаропроизводители действуют и размещаются на территории соответствующей страны. Поэтому фактическое состояние национальной экономики, ее пропорциональность и сбалансированность по важнейшим макроэкономическим показателям (ВВП, ВНП и др.) и пропорциям (спроса и предложения, размерам потребления и накопления и др.) носят стихийный, неустойчивый характер, хотя и регулируются в известной степени некой «невидимой рукой», выражаясь словами А. Смита.
Эффективно действующего государственного воздействия на состояние дел в экономике страны, за исключением фискальных функций государства, практически нет. Этим обстоятельством в значительной степени объясняются часто возникающие кризисы, безработица, инфляция, банкротство и другие негативные явления, и пороки свободной рыночной экономики. Национальное хозяйство страны при этом находится в «свободном поиске» и практически жестко не контролируется и не регулируется государством из единого экономического центра. В свободной рыночной экономике ограничены возможности использования для расширения воспроизводства фактора роста качества продукции, работ и услуг, улучшения их потребительских свойств. Ни производителям более качественных товаров, работ и услуг, ни их потребителям невыгодно их приобретать и потреблять. Производителям — по причине роста издержек производства, так как рост качества и улучшение потребительских свойств товаров, работ и услуг влечет за собой дополнительные затраты, а следовательно, соответствующий рост цен и тарифов и, конечно, снижение конкурентоспособности, затруднение реализации произведенного на свободном рынке. Тем более что ассортимент изделий, работ и услуг постоянно меняется по мере изменения потребностей в них. Потребителям же явно невыгоден рост цен на товары и тарифов на услуги. Следовательно, простым товарообменом, через акты «купли-продажи», вопросы регулирования воспроизводственных процессов в национальной хозяйственной системе решать очень трудно. Даже перерастание свободной конкуренции в монопольную, сращивание государства с финансовым капиталом не отменяют всех противоречий и недостатков свободной рыночной экономики. Таким образом, в результате объективных процессов развития на смену свободному рыночному капитализму приходит современный рыночный капитализм, уже контролируемый и управляемый разнообразными формами и методами корпоративного и государственного регулирования. Современная регулируемая рыночная экономика Этот тип рыночного хозяйствования наступает по мере сращивания отраслевых монополий с межотраслевыми, через слияние свободных и разобщенных монопольных крупных и крупнейших частных товаропроизводителей в интегрированные. Процесс объединения осуществляется через систему организационно-экономических мер, направленных на обеспечение технико-технологических процессов производства, к которым в первую очередь следует отнести добычу, переработку и поставку сырья, материалов, топлива, энергии; производство необходимого оборудования, машин, приборов, средств механизации и автоматизации производственных процессов; производство, транспортировку, хранение и потребление продукции и т. п.
Основную массу хозяйственных единиц, функционирующих на этой стадии развития национальной хозяйственной системы, составляют такие их виды, как транснациональные и национальные корпорации, финансово-промышленные группы всех видов, а также связанные с ними организационно и технологически, жестко контролируемые подразделения мелкого и среднего бизнеса. Все большую роль играет государство, активно влияющее на состояние дел в национальной хозяйственной системе, координирующее и контролирующее наиболее приоритетные сферы и отрасли, развитие отдельных регионов и территорий страны через сложную систему методов прямого и косвенного воздействия на них. Поэтому данную стадию современного рыночного капитализма называют еще государственно-корпоративным капитализмом или регулируемым рыночным капитализмом. Являясь основой национальной экономики этого типа, современная высокоразвитая капиталистическая корпорация представляет собой единую хозяйственную технологическую цепочку, которая берет начало в добывающих отраслях, проходит через обрабатывающие и выпускающие отрасли и заканчивает свой путь в сфере личного и общественного потребления материальных благ, работ и услуг. При этом подразделения отдельных отраслей экономики, входящие в состав этой корпорации, могут находиться как на национальной территории, так и за ее пределами, т. е. на территориях других стран. Эта особенность современной высокоразвитой капиталистической корпорации учитывается при определении размеров ВВП и ВНП. В условиях единой технологической хозяйственной цепочки, с помощью современных методов организации и управления хозяйственной деятельностью корпоративная система позволяет: 1) снижать оптовые цены и тарифы на промежуточную продукцию (работы и услуги) за счет цены на конечную продукцию и использования общей массы прибыли, получаемой корпорацией; 2) иметь даже убыточные (нерентабельные) предприятия, учреждения и организации, например, в добывающих и обслуживающих отраслях хозяйства корпорации; 3) делать экономически выгодным рост качества и потребительских свойств промежуточной продукции в интересах роста качества и потребительских свойств конечной продукции; 4) уменьшать оптовые цены и тарифы на промежуточную продукцию. В рамках отдельной современной капиталистической корпорации появляется возможность совмещать основные критерии конкурентоспособности национальной экономики с воспроизводством конечного продукта, т. е. прибыль с конечным материально-вещественным результатом хозяйствования. При этом выполняется ряд условий. 1. Превращение конечного продукта 2-го подразделения в натурально-вещественный носитель основной массы прибыли корпорации. 2. Переключение системы экономических регуляторов всех сторон жизнедеятельности корпорации, и, прежде всего ее хозяйственной деятельности, на качественно новые по своему содержанию и использованию регуляторы. 3. Создание общекорпоративных органов управления, функции которых подчинены интересам достижения целей как самой корпорации в целом, так и входящих в ее состав подразделений хозяйства. 4. Изменение класса задач, связанных с управлением корпорацией, ее текущей и перспективной деятельностью. В этой связи экономическим регулятором воспроизводственных процессов на стадии современного капитализма выступает уже не норма индивидуальной или монополистической прибыли, как это было на стадии свободного капитализма, а масса прибыли. Последняя становится реальным результатом масштабного рыночного хозяйствования. В отличие от частного индивидуального предприятия и отраслевой монополии капиталистическая корпорация: 1) выступает формой организации уже не индивидуального, а общественного хозяйственного процесса; 2) устанавливает и организационно закрепляет взаимосвязь двух (I и II) подразделений хозяйства корпорации; 3) создает условия для регулирования объемов и структуры производства промежуточного продукта в соответствии с объемами и структурами конечного продукта, определяемыми спросом на этот конечный продукт. В качестве одного из регуляторов хозяйственной деятельности в рамках корпорации выступает корпоративная норма прибыли. Ее рассчитывают по следующей формуле:
где (C1 + V2) + (С2 + V2) — издержки производства (постоянного и переменного капитала) по выпуску продукции соответственно I и II подразделений хозяйства корпораций; м1 и м2 — прибыль от выпуска соответственно промежуточного (I подразделения) и конечного (II подразделения) продукта корпорации; Pк — корпоративная норма прибыли. При всех своих преимуществах, в сравнении с ранее существовавшей стадией свободного рыночного капитализма, современный рыночный капитализм, даже при высокоорганизованной системе государственного регулирования национальной хозяйственной системы, имеет существенные недостатки. 1. Одним из условий нормального функционирования корпорации выступает необходимость превращения конечного продукта II подразделения в натурально-вещественный носитель основной массы прибыли корпорации. Однако корпоративная форма организации хозяйствования не дает такого превращения в масштабе всей национальной хозяйственной системы, а лишь подводит к нему. 2. Корпоративная форма хозяйствования по сравнению со стадией свободного рыночного капитализма кроме снижения издержек производства способствует еще и экономии от роста качества промышленной продукции, работ и услуг производственного назначения. Но при этом корпорация имеет «традиционный» для всех стадий капитализма набор недостатков: рост цен, инфляцию, безработицу, кризисы и спады производства, банкротства, обесценивания капитала в его реальной (здания, сооружения, предприятия, например) и стоимостной (акции, облигации, векселя и т. д.) формах. Тем не менее, корпорация как основное звено рыночного хозяйствования в условиях функционирования государственно-корпоративного капитализма действует в форме общественного, а не индивидуального производства. Главное достоинство состоит в установлении и организационном закреплении в рамках крупных и крупнейших корпораций органической связи двух подразделений национального хозяйства (пусть даже пока только в рамках корпорации). Этим корпорация создает реальные условия для регулирования производства промежуточного продукта в своих интересах и в соответствии с объемами и структурой спроса на конечный продукт. Централизованно планируемая и управляемая национальная хозяйственная система
Этот тип национальных хозяйственных систем имманентно (внутренне) присущ всем странам, общественно-политическое устройство которых строится на производственных отношениях социализма. Начало этой системе хозяйствования было положено в процессе формирования экономики СССР и выполнения советских пятилетних планов, от плана развития народного хозяйства 1928/1929-1932/1933 гг. (I пятилетний план) до плана экономического и социального развития СССР на период 1986-1990 гг. (план XII пятилетки). После развала СССР в Российской Федерации эта система практически прекратила свое существование. Однако ряд стран современного мира, такие, например, как Китай, Северная Корея, Куба и социалистический Вьетнам, продолжают ее использовать, постоянно развивая и совершенствуя организационно-экономический механизм управления ею, с обоснованным и тщательно продуманным включением в этот механизм системы рыночных регуляторов. Для централизованно планируемой и управляемой национальной экономики как хозяйственной системы характерны определенные признаки. 1. Масштабная общественная собственность (государственная, кооперативно-колхозная и собственность общественных организаций). 2. Высокая степень бюрократизации управления и монополизация подавляющего числа отраслей экономики. 3. Централизованное планирование производства, распределение ресурсов производства (материальных, трудовых, финансовых) и результатов труда. 4. Организационно-экономический механизм хозяйствования, основанный на сочетании административно-распорядительных, экономических и морально-этических методов воздействия на социально-экономические процессы воспроизводства в стране при значительном преобладании методов первой группы. 5. Жесткий масштабный контроль со стороны органов государственной власти и хозяйственного управления, всемерная координация ими хозяйственной деятельности отраслей, регионов, предприятий, учреждений и организаций, что в известной мере сдерживает свободу деятельности, снижает ответственность за конкретные результаты хозяйствования и материальную заинтересованность участников производственного процесса. 6. Непосредственное управление процессами производства, распределения, обмена и потребления, протекающими в национальной хозяйственной системе, со стороны единого экономического центра — Госплана, что исключает самодеятельность и сдерживает инициативу всех звеньев и уровней хозяйствования, от низовых хозяйственных единиц (предприятий, учреждений и организаций) до отраслевых министерств и ведомств, а также регионов и территорий страны. Низовой экономической ячейкой национальной хозяйственной системы страны, ее первичным звеном выступают государственные предприятия, учреждения и организации, колхозы и совхозы, а также предприятия и организации, находящиеся в собственности профсоюзов и других общественных структур. В экономике этого типа более высока степень организации производственных отношений и более высокая степень жесткости государственного контроля и координации хозяйственной деятельности в масштабе национальной экономики. Это проявляется: — в процедурах ограничения со стороны государства деятельности всех субъектов хозяйствования; — в практике хозяйствования по единому государственному плану экономического и социального развития страны, разрабатываемому на долгосрочный (10-20 лет), среднесрочный (5 лет) периоды. При этом среднесрочный план разрабатывается в годовом разрезе; — в централизации и концентрации всех ресурсов и источников экономического роста, составляющих экономический, социальный, трудовой, интеллектуальный потенциал страны; — в развитии и совершенствовании хозяйственной системы на базе единой государственной структурной, инвестиционной, инновационной, технической, технологической и прочей политики в стране; — в использовании нового макроэкономического регулятора, который наилучшим образом соответствует общественному характеру целей и задач в области экономического и социального прогресса общества и государства. Основным экономическим регулятором функционирования национальной хозяйственной системы централизованно планируемого и управляемого типа выступает норма народнохозяйственного дохода, рассчитываемая по следующей формуле:
где - Рнхд — норма народнохозяйственного дохода; С1 + V1 - издержки производства (постоянного и переменного капитала) по выпуску продукции соответственно I и II подразделений хозяйства корпораций. При этом совокупный размер народнохозяйственного дохода страны складывается из составляющих его частей прибыли, идущей на потребление и накопление, а не распадается на них. При формировании такого механизма осуществляется масштабный процесс национализации средств производства и общественного присвоения прибавочного продукта. Такой хозяйственный механизм позволяет: 1) постоянно наращивать объемы производства товаров, работ и услуг; 2) постепенно догонять по объемам производства те страны, которые являются геополитическими оппонентами (соперниками) данного способа хозяйствования (СССР и США). Это обстоятельство сохраняет свое значение даже при условии формирования и существования нескольких геополитических «полюсов роста» в современной практике мирохозяйствования; 3) сокращать технологический разрыв, а в ряде случаев даже превосходить своих геополитических стран-соперников. Например, СССР был страной, в которой впервые осуществлен полет человека в космос, разработана технология непрерывной разливки стали, изготовлены первые лазеры и т. п. Многие из передовых технологий, созданных нашими учеными и специалистами, до сих пор не имеют аналогов и практики в высокоразвитых странах Запада; 4) постоянно снижать общественные издержки производства; 5) активно помогать государствам, входящим в родственные политические, экономические и другие союзы и ориентирующимся на эту общественно-политическую и экономическую организацию общественного бытия; 6) проводить активную социальную политику применительно к конкретным слоям и категориям населения страны, в области решения масштабных социальных задач и проблем в различных сферах жизнедеятельности общества (искусства, культуры, здравоохранения, просвещения, физкультуры, спорта и т. д.); 7) обеспечивать достаточный для условий мирного сосуществования военный паритет, экономическую, технологическую, фармацевтическую, продовольственную и другую безопасность страны; 8) осуществлять независимое, суверенное развитие страны; 9) гарантировать своим гражданам социально-экономические перспективы, ясность целей и задач экономического и социального прогресса общества и государства. Особое внимание органов власти и хозяйственного управления должно быть уделено вопросам повышения качества производимой продукции, работ и услуг, так как, являясь одним из критериев роста конкурентоспособности национальной экономики, улучшение качества в условиях быстроразвивающейся хозяйственной системы централизованно планируемого и управляемого типа не находит должной ни технико-технологической, ни организационно-экономической поддержки. Обычно причинами такого положения дел выступают: — необходимость ускоренным образом обеспечить паритеты в развитии различных сторон жизнедеятельности «своей» национальной экономики по отношению к «своим» геополитическим государствам-соперникам; — «давление» груза военных расходов для обеспечения выживаемости страны в условиях жесткого противостояния военно-политических блоков различной общественно-политической ориентации; — отсутствие гарантий мирного сосуществования государств различной общественно- политической ориентации; — особенности исторического, экономического, социального и политического развития стран, избравших переход от стадий свободного капитализма, минуя государственно-корпоративный капитализм, сразу к хозяйственной системе централизованно планируемого и управляемого типа. Выступая основным регулятором хозяйственной деятельности в системе централизованно планируемого и управляемого типа, норма народнохозяйственного дохода дает возможность значительную часть средств экономии от снижения издержек производства направлять на: — снижение розничных цен на потребительские (продовольственные и непродовольственные) товары и тарифов на услуги; — обеспечение непрерывного и нормального процесса простого воспроизводства на уже действующих предприятиях, в учреждениях и организациях и расширенного воспроизводства в масштабе национальной хозяйственной системы страны в целом; — планомерный рост товарной массы, производимой в стране, и постепенную ликвидацию дефицита в потреблении товаров и услуг социально-культурного и коммунально-бытового характера; — исключение какой-либо возможности использовать иностранные инвестиции для становления и совершенствования отраслей, способных «закабалить» страну, что противоречит интересам населения и государства. Наибольшим достижением хозяйственной системы централизованно планируемого и управляемого типа является ее способность концентрировать в руках государства ресурсы фонда накопления, балансировать факторы экономического роста, управлять ими и важнейшими макроэкономическими показателями хозяйства, формировать и регулировать макроэкономические пропорции воспроизводственного процесса, разрабатывать концепции и приоритеты, а также выбирать направления, сценарии, стратегию и тактику национального суверенного развития экономики страны в целом, ее сфер, отраслей и регионов. Это дает возможность определять эффективные соотношения между объемом капиталовложений и темпами экономического роста, между объемом ВОП и НД страны, между фондом потребления и фондом накопления в НД, между спросом и предложением и т. д. Балансы и балансовые расчеты, разрабатываемые в масштабе национальной хозяйственной системы, а также в разрезе ее межотраслевых, отраслевых и региональных составляющих, позволяют формировать и реализовывать единую социальную, техническую, технологическую, структурную, инвестиционную, инновационную и прочую политику. А нормы и нормативы расходования всех видов материальных, трудовых, финансовых ресурсов открывают возможность рационализировать и оптимизировать их использование, избежать «проедания» ресурсного потенциала национальной экономики. Подобный механизм приводит к тому, что цикл обновления основных фондов страны становится примерно в два раза короче, чем при государственно-корпоративном капитализме (примерно 6-7, а не 10-12 лет). Этот механизм одновременно укрепляет единый государственный фонд развития хозяйственной системы, исключает саму возможность «работы» предприятий обоих (I и II) подразделений на прибыль, на промежуточный продукт, не допускает появления и развития таких негативных явлений хозяйственной практики, как местнические и ведомственные тенденции в ущерб общенациональным интересам. Он же ведет к росту степени государственного регулирующего воздействия на процессы функционирования экономики, на укрепление исполнительной дисциплины и рост эффективности управления.
Национальные хозяйственные системы «традиционного» типа
«Традиционный» тип национальных хозяйственных систем занимает особое место в мировой практике. Этот тип характерен для большинства стран нашей планеты, которые следует, согласно действующей классификации государств, принятой в ООН и в ряде других международных экономических организаций (МВФ, МБРиР и др.), относить к слаборазвитым и развивающимся. Эту группу государств относят еще и к странам «третьего мира», что ныне, после распада СССР и стран, входивших ранее в социалистический лагерь и в лагерь стран социалистической ориентации, в известной степени потеряло всякий смысл. «Традиционная» национальная хозяйственная система, развиваясь, вбирает в себя все лучшее, что накоплено в мировой теории и практике экономик рыночного и централизованно планируемого и управляемого типа. Однако пока и масштабы деятельности, и состояние, и степень вовлечения прогрессивного опыта мирохозяйствования не позволяют говорить о «традиционной» хозяйственной системе как о достаточно развитой. Это объясняется экономическими, политическими, историческими, национальными и другими условиями влияния на процессы становления хозяйства в этих странах. Характерны следующие черты хозяйственных систем «традиционного» типа: 1. Слабое развитие техники и технологии производства, приводящее к тому, что производственный аппарат национальной экономики все более и более отстает от технико-технологического уровня производства, удовлетворяющего современным требованиям. 2. Использование большой массы ручного труда практически во всех отраслях экономики. 3. Многоукладность системы хозяйствования в стране, сочетающая элементы государственной, частной (отечественной и зарубежной), смешанной (государственно-частной) собственности с подразделениями транснациональной собственности и натурального крестьянского хозяйства. 4. Незначительная роль в экономике национального капитала и предпринимательства (как правило, они занимают «ниши» в сфере услуг и мелкого товарного производства) при постоянном увеличении масштабов деятельности подразделений крупного и крупнейшего иностранного капитала. 5. Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества и государства ментальных традиций и обычаев, религиозных и культурных ценностей. Кастовые и сословные деления в обществе, затрудняющие и активно сдерживающие экономический и социальный прогресс. 6. Острая необходимость в дифференцированном подходе к решению основных социально-экономических задач страны в разрезе каждого из укладов, функционирующих в рамках национальной хозяйственной системы. 7. Активная абсолютная роль центральных органов власти и хозяйственного управления в решении вопросов экономического и социального развития общества и государства, использование такой системы бюджетного устройства, которая позволяет в государственном бюджете формировать, централизованно распределять и перераспределять подавляющую часть (до 95-98%) всех финансовых ресурсов страны и привлеченные со стороны валютные заимствования. Этнические особенности современных национальных хозяйственных систем рыночного типа Мировой опыт свидетельствует, что если в стране проживает 60% и более лиц одной национальности (австрийцев, австралийцев, болгар, венгров, кубинцев, поляков, русских, турок, французов, шведов, японцев и т. д.), то эту национальность считают титульной, а страну именуют по большинству народа (этноса). Исторические, национальные, экономические, политические и прочие факторы развития, периоды существования отдельных государств различны по своему менталитету, характеру и сочетанию. Это приводит к необходимости даже в рамках однотипных хозяйственных систем выделять их этнические особенности. Практическая целесообразность такого выделения важна для: 1) выявления общих и специфических черт национальных хозяйственных систем отдельных стран; 2) учета особенностей менталитета государств в процессе экономического, политического, культурного сотрудничества с ними, при заключении многосторонних и двусторонних договоров, соглашений, установлении контактов на уровне низовых звеньев национального хозяйствования (между предприятиями, организациями и учреждениями различных стран) и в других случаях; 3) определения направлений и приоритетов в специализации экономик стран, вступающих в разнообразные многострановые экономические и политические союзы, соглашения, консорциумы и т. д. Этнические особенности отдельных типов национальных хозяйственных систем различных стран мира можно проследить при их более подробном рассмотрении. Для получения сравнительных характеристик социально-экономических достижений можно использовать систему критериев в форме значений «стандартов» показателей «благополучной» национальной экономики рыночного типа. Критериальный комплекс «стандартных» значений макроэкономических показателей «благополучной» ситуации в современной хозяйственной системе рыночного типа имеет следующий вид: 1) высокий, т. е. в пределах 2 - 3% и более рост темпов ВВП (ВНП); 2) низкий, т. е. не выше 4 - 5% годовой рост инфляции; 3) дефицит государственного бюджета не выше уровня 9,5% от размера ВВП; 4) уровень безработицы не выше 4-6% от размера экономически активного населения страны; 5) как минимум неотрицательный платежный баланс страны. Национальные экономики открытого (закрытого) типа Многолетний опыт свидетельствует о том, что экономика любой страны (и даже любого типа) в силу объективных и субъективных причин может быть с различной степенью полноты включена в процессы мирохозяйствования. Национальная экономика любой страны может исследоваться с двух сторон. С одной стороны, ее можно рассматривать как социально-экономическую систему суверенного государства, функционирование и развитие которой направлено исключительно на достижение целей и задач «своего» общества. В этом случае экономика каждой конкретной страны выглядит как замкнутая, ориентированная в основном на внутренние ресурсные возможности и национальные интересы при минимальном развитии внешнеэкономических связей. С другой стороны, экономическая система любой страны как составная часть единой мировой системы хозяйствования может рассматриваться в разрезе ее масштабных и разносторонних взаимосвязей с экономиками других стран в процессе обмена результатами труда, капиталами, ресурсами, научными идеями, кадрами, достижениями в области техники и технологии производства и т. д. В связи с этим в экономической теории и практике принято выделять: а) национальные хозяйственные системы отк
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|