Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Научный потенциал и его современное состояние

Сущность науки и ее классификация

 

Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей. Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.

В сфере материального производства создаются материальные ценности на основе использования тех знаний, которые были получены ранее. Материальное производство не ставит своей целью приращение знаний, однако такое приращение возможно в процессе производства, и его следует рассматривать как побочный продукт. В процессе научной деятельности, особенно на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций, предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материально-вещественную форму.

Эти экспериментальные разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого тиражирования (промышленное освоение), они революционизируют, преобразуют производство, умножают его возможности в области наращивания объемов производства, обновления и расширения ассортимента и улучшения качества продукции, делая ее конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке, тем самым обеспечивая науку всеми необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами, без которых процесс ее развития был бы не только неэффективен, но и практически невозможен. Все это дает основания для отнесения науки к производительным силам общества в качестве его важнейшей компоненты, революционизирующей весь процесс общественного производства.

Научная продукция строго индивидуальна не только по процессу ее получения, но и по результатам. Создаваемый научный продукт должен обладать специфическими свойствами, которые обеспечивали бы в процессе целесообразного использования этого продукта экономический или социальный эффект в той сфере деятельности, для которой он предназначен. Труд ученых представляет собой творческую деятельность, характеризующуюся новизной мышления, оригинальностью решений и уникальностью. Важнейшим отличительным признаком научного труда является неопределенный, вероятностный характер получения положительного результата, т. е. наличие определенного риска. Степень неопределенности научного труда неодинакова и зависит от глубины и уровня исследований.

При этом всегда необходимо иметь в виду, что вероятность получения отрицательного результата при проведении фундаментальных исследований намного выше, чем при проведении прикладных разработок.

Особенность научного труда заключается также в том, что в процессе исследований разработчики часто получают «незапланированный результат». Так, вместо ожидаемого могут рождаться другие, непредвиденные, но полезные решения.

Например, средневековые алхимики искали технологию получения золота, однако золото получить не смогли, зато изучили и формализовали химический состав многих элементов.

Одновременно с получением запланированных результатов часто возникает и побочный продукт. Так, при получении искусственных алмазов, которые были найдены в результате экспериментов, одновременно была разработана технология синтеза фианитов (ценного искусственного технического материала).

Наука является одним из видов духовной деятельности, включающей и другие формы общественного сознания: литературу, искусство, мораль и т. п., для которых характерны свои способы отражения объективного мира посредством образов и художественных форм. Нередко их различают следующим образом: наука есть мышление в понятиях, искусство — мышление в образах. Искусство и другие формы общественного сознания являются объектами научных исследований, в процессе развития науки из нее выделяются специализированные области знаний, изучающие искусство и другие формы общественного сознания, раскрывающие закономерности их развития. Развитие искусства и других форм общественного сознания создает благоприятные условия для развития науки, поскольку способствует интеллектуальному творчеству людей.

Следовательно, наука и другие отрасли интеллектуальной деятельности тесно взаимосвязаны, и в процессе их координации обеспечивается гармоничное развитие человеческой личности, способной успешно решать различные задачи во всех сферах человеческой деятельности.

Развитие науки как процесс накопления знаний уходит своими корнями в глубокую древность. Начальные знания о законах объективного мира были получены еще в рабовладельческих государствах: Греции, Риме, Египте и др. Как правило, эти знания приобретшись в процессе практической деятельности людей в сфере материального производства, носили прикладное значение.

Современная наука начала формироваться под влиянием потребностей развивающегося производства. В развитии современной науки все более ощутимую роль начинает играть эксперимент, который становится одним из ведущих методов научных исследований. В общественном сознании наука становится важнейшей ценностью, областью интеллектуальной деятельности, развитие которой определяет перспективы всего общественного развития, эволюцию общественного сознания.

Авангардная роль науки в развитии человеческого общества определила ее место в системе общественных приоритетов: в современных условиях все страны мира считают развитие науки важнейшей стратегической задачей общегосударственного значения.

В связи с этим стратегические задачи государственной политики в области науки должны быть нацелены на:

— укрепление и развитие научно-технического потенциала государства и, в первую очередь, в приоритетных (прорывных) ее направлениях;

— создание условий для возникновения и эффективного функционирования рыночной среды, тех рыночных регуляторов, которые определяли бы спрос и предложение на рынке научно-технической продукции;

— интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объема и улучшение обмена информацией и технологиями;

— согласованное развитие науки и образования, создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности;

— разработку и внедрение в сферу науки эффективно действующего мотивационного механизма, использовав для этих целей финансовые средства государственного, общественного и частного секторов экономики.

Реализация указанных задач в долгосрочной перспективе будет способствовать эффективному развитию научной деятельности в академическом, вузовском и отраслевом секторах науки.

Наука как специфическая сфера интеллектуальной деятельности характеризуется рядом классификационных признаков (принципов) по направлениям или группам научных дисциплин.

В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы или подсистемы: естественные, общественные и технические науки. Границы между этими подсистемами в определенной мере условны — некоторые отрасли научных знаний находятся на стыке этих наук: бионика, техническая эстетика, экономическая география и т. д. Наряду с продолжающимся процессом дифференциации научных знаний и выделением новых научных дисциплин проходит процесс междисциплинарных комплексных исследований, охватывающий целые комплексы различных научных дисциплин, находящихся в определенных взаимосвязях и взаимозависимостях. Примером тому могут служить исследования в области экологии и охраны окружающей среды, затрагивающие различные области научных знаний, включая биологию, комплекс наук о земле, технические науки, медицину, экономику, математику, юриспруденцию, международные отношения и т. д.

По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких, как внедрение наукоемких высоких технологий, конкурентоспособных на мировом уровне. Разумеется, грани между фундаментальной и прикладной науками в определенной мере условны: в процессе выполнения исследований в области фундаментальной науки могут быть получены результаты, имеющие исключительно важное прикладное значение; в свою очередь, прикладные исследования могут завершиться научными открытиями, имеющими фундаментальное теоретическое значение. Но такие случаи являются исключением из правила и не отрицают важности и необходимости разграничения фундаментальных и прикладных наук.

Фундаментальная наука развивается с определенным опережением по сравнению с прикладной наукой, создавая для последней определенные «теоретические заделы». Между фундаментальными и прикладными науками должно быть определенное соответствие, при котором достигалось бы опережающее развитие фундаментальных исследований и вместе с тем обеспечивалось прикладное использование их результатов.

В соответствии с указанным делением наук на фундаментальные и прикладные любое научное исследование может оцениваться с точки зрения его научного, теоретического уровня и прикладной, практической значимости. Теоретический уровень научных исследований характеризуется вкладом в разработку законов и закономерностей исследуемых процессов, в методологию научного познания, в разработку проблем теории организации и управления. Прикладной уровень научных исследований определяется глубиной и проработанностью предлагаемых технических и технологических решений, степенью разработанности экономических, правовых и иных механизмов деятельности, конкретностью рекомендаций, которые могут быть непосредственно или после некоторой их доработки использованы в практической деятельности людей. В процессе поступательного развития науки происходит ее дифференциация, т. е. обособление отдельных отраслей знаний в отдельные науки, одновременно с этим происходит интеграция наук — их взаимопроникновение и дополнение. Оба эти процесса проходят параллельно, дополняя друг друга, являясь отражением общего процесса разделения труда, результатом которого является ускорение развития науки, приумножение ее роли в развитии общества. По своей природе процесс развития науки бесконечен, в силу чего невозможно в обозримой перспективе конкретно определить все его формы и взаимосвязи.

 

Наука в системе государственных приоритетов

 

Наука является производительной силой общества, активно влияет на развитие мирохозяйственных связей и эффективность общественного производства. Именно поэтому она занимает в системе государственных приоритетов особое место. Система государственных приоритетов ориентирована на укрепление обороноспособности страны, обеспечение суверенитета государства, экономической и технологической безопасности, продовольственной, энергетической и сырьевой независимости, а также внешнеэкономической и финансовой самостоятельности.

Наука занимает исключительно важное место в обеспечении экономической и технологической безопасности страны. Для выполнения этой роли в бывшем СССР были созданы крупнейшие государственные научно-исследовательские институты в сфере фундаментальных и прикладных наук с целью разработки проектов в приоритетных направлениях, особенно в области генной инженерии, управляемого термоядерного синтеза, создания новых средств транспорта и связи, мембранной, лазерной, плазменной и других технологий, развития авиакосмонавтики и все более широкого использования космоса в интересах производства и охраны окружающей среды и т. д.

В современных условиях без активного участия ученых и широкого внедрения достижений науки невозможно успешно решать проблемы обеспечения экологической безопасности общества. С помощью науки разрабатываются и реализуются экологически чистые технологии в промышленности и других отраслях хозяйства страны. Наука предлагает практике наиболее эффективные и экономичные способы добычи и глубокой переработки полезных ископаемых, применение ресурсосберегающих энергетических установок, новых материалов и химических веществ, что позволяет улучшать среду обитания человека, делать ее более безопасной для жизни людей.

Улучшая экологические условия жизнедеятельности людей, наука способствует сохранению их здоровья, и тем самым — демографической ситуации в стране.

На базе научных исследований создаются наукоемкие производства, которые приносят экономически развитым странам самые высокие доходы в процессе продажи наукоемкой продукции на внешнем рынке, так как в настоящее время соотношение цен на сырье, материалы и энергоносители, с одной стороны, и на продукцию высокой степени переработки — с другой, изменяется в пользу последних.

Под наукоемкой продукцией понимается новая и сложная техническая (технологическая) система определенного класса изделий, созданная высококвалифицированным персоналом на базе научных разработок, часто с использованием патентов на изобретения. Наукоемкая продукция по своим технико-экономическим параметрам соответствует уровню мировых стандартов или его превышает, особенно по таким показателям, как производительность труда, экономичность в расходовании ресурсов, экологическая чистота окружающей среды.

Высокая экономическая эффективность продажи наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынках ставит в исключительно благоприятные финансовые условия страны, специализирующиеся на производстве и экспорте наукоемкой продукции, включая информационную технологию, производство компьютеров, средств множительной техники, авиастроение, ракетостроение, атомные технологии, полимерную химию. Учитывая эти преимущества, сегодня электроника, авиационная техника, эффективные синтетические материалы, лекарственные препараты и другая наукоемкая продукция стали занимать лидирующее положение в промышленности таких стран, как США, Япония, ФРГ и других индустриально развитых стран. Объем мирового рынка наукоемкой продукции в настоящее время составляет 2 трлн. 300 млрд. долл. США. Из этой суммы 39% — это продукция США, 30 — Японии, 16 — Германии.

Доля России — 0,3%, поскольку российская экономика специализируется в основном на экспорте сырья и энергоносителей. Между тем (как показывает опыт восстановления экономики ФРГ и Японии в послевоенный период), наиболее эффективным для России способом преодоления кризиса экономики и внешней задолженности могло бы стать форсированное развитие науки, наукоемких производств и расширение экспорта наукоемкой продукции, прежде всего тех отраслей, в которых Россия по-прежнему занимает лидирующее положение.

Анализ мирового рынка показывает: производство наукоемкой продукции обеспечивает всего порядка 50 макротехнологий. Семь наиболее промышленно развитых стран (США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада и Япония), обладая 46 макротехнологиями, контролируют в настоящее время около 80% этого рынка.

В результате США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия — 530, Япония — 400 млрд. долл. США.

Российская наука и экономика вполне способны освоить не менее 12 макротехнологий из 50 приоритетных, что определяет потенциал развитых стран. Это авиационные и космические технологии; новые «мыслящие материалы»: керамика, металлы, полимеры, композиты, которые способны реагировать на внешнюю среду и подстраиваться под изменения. В области информатизации может быть осуществлен выпуск принципиально нового носителя информации — трехмерной оптико-электронной памяти, а также технологии создания элементной базы электроники, механотроники, компьютеров 5-6-го поколений; могут развиваться лазерные технологии; голография; длинноволновые каналы связи; системы глобального мониторинга окружающей среды и ряд других направлений.

Например, разрабатываемые в настоящее время в России нейрокомпьютеры (НКП) в перспективе могут коренным образом реформировать информационную сферу. Эти вычислительные машины по устройству наиболее близки к человеческому мозгу. При относительно небольших размерах и стоимости НКП почти в тысячу раз превосходят современные компьютеры по скорости операций.

Российская наука по-прежнему может предложить ряд уникальных проектов, например, в области энергетики. Это ядерные энергетические установки с предельно высокой степенью безопасности (подземные, жидкометаллические, модульные, космические, газовые); энергетические установки с комбинированными нетрадиционными энергоносителями (геотермальные, биотехнологические); установки с использованием энергоаккумулирующих веществ, жидких и газообразных водородных средств; в области добычи и глубокой переработки полезных ископаемых — технологию интенсификации нефтедобычи и отдачи путем применения вибрационных процессов; технологию слабой динамичности при добыче алмазов (локальные тепловые процессы, дефлагационные процессы горения и взрыва); мембранные технологии разделения химических веществ; высокотемпературный и сверхвысококачественный синтез энергоносителей; в области биотехнологий — методы управления наследственностью, способы управляемой очистки опасных технологических процессов; создание экологически чистых лекарственных препаратов.

Однако для успешного решения указанных и ряда других задач требуется новая научно-техническая политика государства, направленная на подъем российской науки и системы образования, включая подготовку научных кадров. Эти процессы должны стать объектом государственного регулирования, особенно фундаментальные исследования, так как они носят долгосрочный характер, требуют больших единовременных затрат и соответствующей организации.

В промышленно развитых странах государственный бюджет несет основные затраты по финансированию фундаментальной науки. Например, в США на развитие фундаментальной науки расходуется до 9 млрд. долл. в год.

Механизмом реализации научно-технической политики, приоритетных направлений развития науки, техники и технологий федерального уровня должны стать федеральные целевые научные и научно-технические программы.

Для эффективного использования этого механизма необходимы: организация государственной экспертизы программ, их систематическая корректировка, пересмотр и оценка результатов.

Формы государственного регулирования науки, научно-технических и инновационных процессов разнообразны. Основные из них следующие:

— государство способствует сохранению и развитию ведущих научных школ и научных направлений, в том числе обеспечивая на государственной основе подготовку научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

— в рамках правительственных ведомств реализуются разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; для этих целей эффективно используются бюджетные средства, направляемые на поддержку науки;

— создаются условия для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирования и поддержки инновационной деятельности;

— фискальные и другие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, обусловливающее эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

— государство выступает в роли посредника при организации эффективного взаимодействия академической, вузовской и прикладной науки, стимулируя различными методами кооперацию в области НИОКР.

Следовательно, эффективность государственного воздействия на инновационные процессы определяется способностью государства использовать ведущие направления развития техники и технологии, обеспечивать поступательное развитие науки, разрабатывать мероприятия, стимулирующие инновационную деятельность предприятий, оказывать соответствующее воздействие на работу организаций и фирм в области создания и внедрения новых технологий.

Современное состояние научного комплекса

 

Эффективность функционирования научного комплекса зависит от уровня развития научного потенциала, который является важнейшим неисчерпаемым и возобновляемым ресурсом страны. Научный потенциал характеризуется:

— объемом финансирования научного комплекса, в том числе за счет средств: государственного бюджета, внебюджетных фондов, организаций предпринимательского сектора, иностранных инвесторов;

— количеством научных организаций, в том числе: учреждений академического сектора науки, организаций вузовского и отраслевого секторов науки, конструкторских, проектных и проектно-изыскательских организаций, научных организаций негосударственного сектора;

— уровнем развития материально-технической базы науки;

— численностью работающих в сфере науки, в том числе: действительных членов академии наук (включая отраслевые академии), членов-корреспондентов академии наук, докторов наук и профессоров, кандидатов наук.

Эффективность функционирования научного комплекса неразрывно связана с результатом работы научных работников и их оплатой труда. К сожалению, за последние годы стимулирующая функция оплаты труда научных сотрудников значительно снижена. Так, в 1999 г. по сравнению с 1991 г. заработная плата российских ученых существенно уменьшилась. По этой причине резко снизился приток молодых ученых в научные учреждения академического сектора науки. Продолжается отъезд молодых специалистов за рубеж. Это приводит к «старению» научного потенциала. На отток молодых ученых из научных учреждений влияет и отсутствие современной экспериментальной базы.

Происходит моральное и физическое старение основных фондов науки. Так, физический износ основных фондов в академическом секторе науки достигает критической величины (до 65%), при том условии, что экспериментальная база в научных учреждениях должна быть оснащена самым современным оборудованием и в течение пяти лет полностью обновляться. Все это связано с недостатком средств, направляемых на финансирование науки. Другие источники (частные вложения), используемые для финансирования науки, незначительны. В общем объеме финансирования наукиони составляют около 5%.

Реальное финансирование научных разработок и научных исследований сократилось с учетом роста цен на энергопотребление в 15 раз и составило в 1998 г. 0,23% от ВВП против 1,6% в 1990 г.

В мировой практике состояние экономики считается нормальным, а перспективы благоприятными, если затраты на науку из всех источников, включая государственные и частные вложения, составляют 2,5-3% от ВВП.

Изменение экономической ситуации в научной сфере может произойти в том случае, если удельный вес внебюджетных источников финансирования науки резко возрастет. С этой целью правительство Российской Федерации приняло постановление «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок». Согласно этому постановлению федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.

Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций создаются по согласованию с Министерством науки и технологий Российской Федерации, которое осуществляет регистрацию и учет этих внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций формируются за счет добровольных отчислений организаций (хозяйствующих субъектов). Суммы отчислений средств в размере до 1,5% себестоимости производимой продукции (работ, услуг) включаются организациями (хозяйствующими субъектами) в себестоимость продукции (работ, услуг).

В том случае когда средства, предназначенные для отчисления во внебюджетный фонд федерального органа исполнительной власти или коммерческой организации в соответствии с требованиями указанного постановления не перечислены во внебюджетный фонд, налогооблагаемая прибыль организации (хозяйствующего субъекта) увеличивается на сумму этих средств.

Не подлежат включению в себестоимость отчисления организаций (хозяйствующих субъектов), если производимая продукция (работы, услуги) изготавливалась для государственных нужд за счет ассигнований из федерального бюджета.

Выделение из внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций финансовых средств на проведение научно-исследовательских работ и экспериментальных разработок осуществляется на договорной основе.

Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации в соответствии с договором с Министерством науки и технологий Российской Федерации ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды. Средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций направляются на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе в области создания новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и совершенствования применяемых технологии, повышения технического уровня продукции, стандартизации и сертификации продукции, охраны труда и техники безопасности.

Состояние научно-технического потенциала можно оценить комплексным показателем — способностью к инновациям. В данном показателе находит отражение величина всех расходов на НИОКР, учитывая расходы на дизайн и маркетинг, содержание работников, занятых в научной среде, обеспечение защиты интеллектуальной собственности.

 

Механизмы планового финансирования расходов на науку

 

В условиях развития рыночных отношений механизм финансирования научной научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации множественности источников финансирования.

Финансирование указанных видов деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных или приравненных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с действующим законодательством.

При этом источники финансирования науки имеют целевую направленность и в основном зависят от характера выполняемых работ и видов научной деятельности. Так, фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета, включая средства Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые в рамках федеральных целевых программ, а также исследовательские и экспериментальные работы, направленные на разработку перспективных технологий и приоритетных направлений науки и техники, т. е. исследования, имеющие прикладной характер, финансируются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а также за счет собственных средств предприятий и организаций (заказчиков) на долевой основе.

Из федерального бюджета финансируются, в том числе в порядке долевого участия, наиболее приоритетные региональные научные и научно-технические программы и проекты, результаты которых имеют межрегиональное значение и могут быть использованы в ряде регионов.

Механизм планирования расходов на науку включает: планирование и рассмотрение финансовых назначений по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», а также формы финансирования научных организаций.

Финансирование научных и иных организаций, созданных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, обеспечивается из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Формирование показателей сметы, их утверждение и корректировка осуществляется в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, изменениями и дополнениями к нему. Бюджетные средства, предусмотренные сметами, распределяются самостоятельно научными учреждениями по темам научных исследований, и соответственно затраты на проведение научных исследований учитываются по каждой теме. Сметы доходов и расходов в разрезе статей бюджетной классификации представляются научными организациями в органы федерального казначейства для ведения контроля за целевым расходованием бюджетных средств.

Научные организации для осуществления своей деятельности получают бюджетные средства через лицевые счета, открытые в соответствующих территориальных органах федерального казначейства. Лицевой счет — регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов соответствующего бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями.

Перечисление перераспределенных средств через органы федерального казначейства осуществляется в общеустановленном порядке.

Академии наук, федеральные органы исполнительной власти, финансирующие деятельность научных организаций, могут иметь нераспределенный резерв бюджетных средств на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в размере, устанавливаемом правительством Российской Федерации. Резерв бюджетных средств распределяется в течение года между научными организациями, одновременно делается уточнение смет доходов и расходов этих организаций.

В соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» грантом являются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Правом предоставления грантов за счет средств федерального бюджета наделяются, в установленном порядке, Российский фонд фундаментальных исследований, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1992 г.. Российский гуманитарный научный фонд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г.

Фонды являются государственными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на принципах самоуправления. Бюджетные средства фондов формируются по нормативам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Средства выделяются грантодержателям на безвозмездной, некоммерческой и конкурсной основе, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности научной организации, а также возраста, ученого звания, ученой степени или должности, занимаемой специалистом в научной организации.

Условием предоставления грантов является обязательство ученых, научных коллективов и организаций опубликовывать результаты исследований в открытой печати с упоминанием о поддержке этих исследований фондами. Выделенные средства могут быть использованы только по целевому назначению, т. е. на цели, указанные в проекте.

Финансирование фондами получателей средств федерального бюджета, в том числе грантодержателей, осуществляется через лицевые счета, открытые им в соответствующих территориальных органах федерального казначейства на основе смет, сформированных по показателям экономической классификации и утвержденных фондами. Грантодержатели и исполнители договоров представляют в органы федерального казначейства учредительные и иные документы, подтверждающие их правомочность на выполнение соответствующих работ.

Финансирование за счет бюджетных средств научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд осуществляется по контрактам (договорам).

Договоры, выполняемые за счет бюджетных средств, составляются по установленной форме и заключаются между:

а) органом исполнительной власти, с одной стороны, и коммерческой научной организацией любой организационно-правовой формы и формы собственности, с другой стороны, для выполнения федеральных целевых, региональных и отраслевых программ и проектов;

б) органом исполнительной власти, с одной стороны, и неподведомственной научной организацией, с другой стороны, для выполнения отраслевых, федеральных целевых, региональных и отраслевых программ и проектов;

в) между Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, с одной стороны, и организацией любой организационно-правовой формы и формы собственности, с другой стороны, для выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ в соответствии с уставной деятельностью фонда;

г) между научной организацией-исполнителем работ, с одной стороны, и научной организацией-соисполнителем, с другой стороны, для выполнения отдельных частей научно-исследовательских работ.

Государственный заказчик вправе принимать денежные обязательства федерального бюджета, в том числе по авансовым платежам (предоплате), согласно утвержденным сметам в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Организации-исполнители работ, не являющиеся получателями бюджетных средств, лицевые счета в органах федерального казначейства не открывают.

Для осуществления финансового контроля государственный заказчик и получатель бюджетных средств представляют в орган федерального казначейства по месту открытия своего лицевого счета отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Министерство науки и технологий Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет финансирование:

— конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ;

— федеральных целевых научно-технических программ;

— межведомственной программы «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы»;

— приоритетных направлений научно-технического прогресса;

— подведомственных научных организаций;

— корпорации «Трансстрой», Межгосударственного авиационного комитета. Российского научного центра «Курчатовский институт» и Объединенного института ядерных исследований.

Расходование выделенных средств производится в соответствии со сметами и календарными планами, утверждаемыми в установленн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...