Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманитарного знания




 

 

Cборник научных статей

 

Редактор Е. А. Нетылько

Компьютерная верстка и оформление обложки В. М. Пивоев

ЛР № 040110 от 10.11.1996.

Гигиенический сертификат № 10.КЦ.34.953.П.00136.03.99 от 05.03.99.

Подписано к печати 25.12.99. Формат 60х86 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Peterburg CTT. Уч.-изд. л. 7,5. Усл. кр.-отт. 30. Тираж 200 экз. Изд. № 2.

 

Издательство Петрозаводского университета

185640, Петрозаводск, пр. Ленина, 33

 

Отпечатано с оригинал-макета в типографии издательства

Петрозаводского государственного университета

 

 


ã В. М. Пивоев, 1999

* Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования РФ по гума-нитарным наукам № 111/204.

1 См.: Pose S. Dialectical and reductionist biology // Biology and philosophy. Dordrecht, 1989. Vol. 4. № 1. P. 20-25; Али-Заде А. А. Границы научного познания. Баку, 1989. С. 25; Хайек Ф. А. фон. Пагубная самонадеянность. М., 1992. С. 42.

2 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 125.

3 См.: Платон. Соч.: В 3 т. М., 1972. Т. 3 (2). С. 486.

4 См.: Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 56.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1961. Т. 20. С. 546-547.

6 Мудрагей Н. С. Рациональное и иррациональное. М., 1985. С. 30-31.

7 См.: Одуев С. Ф. Метаморфозы иррационализма (Иррационализм в немецкой философии XIX - XX веков). Вып. 1-2. М., 1997. С. 11.

8 Там же. С. 42-47.

9 См.: Розов М. А. О двух аспектах проблемы редукционизма. Пущино, 1986. С. 4.

10 См.: Филатов В. П. Об идее альтернативной науки // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 155-156.

11 Ньютон И. Математические начала натуральной философии // Собрание трудов академика А. Н. Крылова. М., 1936. Т. VII. С. 30-31.

12 Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912. С. 15.

13 Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 1976. С. 852.

14 Винер Н. Я - математик. М., 1967. С. 314.

15 Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 137, 254.

16 См.: Давыдов Ю. Н. Философский иррационализм, его генезис и основные исторические типы // Рациональное и иррациональное в современном буржуазном сознании: Реф. сборник. М., 1978. Вып. 1. С. 131.

17 Риккерт Г. Философия жизни. Пг., 1922. С. 153.

18 См.: Ойзерман Т. И. Рациональное и иррациональное: методологические аспекты // Рациональное и иррациональное в современном буржуазном сознании. С. 18.

19 Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 85.

20 Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т. 1. С. 157.

21 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 363.

22 Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 146-147.

23 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. С. 364.

24 Там же. С. 371.

25 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911. С. 68.

26 Там же. С. 76.

27 Риккерт Г. Философия жизни. С. 155.

28 Там же. С. 153.

29 Там же. С. 20.

30 Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 184.

31 См.: Алексеев В. П. К происхождению бинарных оппозиций в связи с возникновением отдельных мотивов первобытного искусства // Первобытное искусство. Новосибирск, 1976. С. 44.

32 Бергсон А. Собр. соч. СПб., 1913. Т. 1. С. 236.

33 Налимов В. В. Спонтанность сознания. М., 1989. С. 18; см. также: Элиаде М. Космос и история. М., 1993. С. 28.

34 См.: Кулиев Г. Г. Метафора и научное познание. Баку, 1987.

35 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 350, 367.

36 Волошинов В. Н. Марксизм и философия языка. Л., 1929. С. 95.

37 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. С. 373.

38 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. С. 362.

39 Там же. С. 371.

40 См.:Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. С. 146-147.

41 См.: Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. С. 361.

42 Там же. С. 370.

43 Там же. С. 370-371.

44 Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 216.

45 Винер Н. Творец и робот М., 1966. С. 82.

46 См.: Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 319-328.

47 Цит. по: Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. Ереван, 1980. С. 34-35.

48 См.: Пивоев В. М. Аксиологика смысла // Человек в мире ценностей и смыслов. Петрозаводск, 1999.

49 Паскаль Б. Мысли. М., 1994. С. 93.

50 Бердяев Н. А. О назначении человека. С. 51.

ã Е. М. Целма, 1999

1 Бахтин М. М. К философии поступка. Работы 1920-х годов. Киев, 1994. С. 24.

2 Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 1. С. 217.

3 Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 281-282.

4 Там же. С. 306.

5 Там же. С. 281.

6 Там же. С. 5.

7 Использую слово, употребляемое М. М. Бахтиным, так как оно очень точно и в то же время образно передает суть отношения автора к тексту-герою.

8 Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 97.

9 Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 519.

10 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 361.

11 Там же. С. 305.

12 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 306.

13 Бочаров С. Событие бытия // Новый мир. 1995. № 11. С. 214.

14 Там же.

*ã В. Кинцанс, 1999

1 Более подробно об обыденном сознании, его специфике, границах и возможностях см.: Пукшанский Б. Я. Обыденное знание. Л., 1987; Крымский С. Б. Научное знание и его трансформация. Киев, 1974; Кузьмина Т. А. Философия и обыденное сознание // Философия и ценностные формы сознания. М., 1978; Кукушкина Е. И. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл // Философские науки. 1986. № 4; Козлова Н. Н. К анализу обыденного сознания // Философские науки. 1984. № 4 и др.

2 Стафецкая М. П. Художественное восприятие как эстетическая проблема (к постановке вопроса) // Методологические проблемы современного искусствознания. М., 1986. С. 285.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 252-253.

4 См.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 367.

5 Там же. С. 350.

5 Об этой неустранимости обыденного отношения писал В. А. Лекторский: «Став ученым, человек не перестает быть субъектом обычного, донаучного опыта и связанной с ним практической деятельности... Более высокие уровни познавательной деятельности не отменяют функционирования механизмов обычной перцепции, а особым образом надстраиваются над этими механизмами...» (Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980. С. 189).

6 «...Жизнь, ‑ как писал М. М. Бахтин, ‑ находится не только вне искусства, но и в нем, внутри его, во всей полноте своей ценностной весомости: социальной, политической, познавательной и иной» (Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 29).

7 Н. Я. Берковский, указывая на особенность русского художественного мышления, писал: «Русская эстетика требует, чтобы проза, обыденность не утаивались... Обыденность ‑ массовое, закономерное в человеческой жизни, а классический русский художник верит только эстетике, исходящей из закономерного, обыденностью он не пожертвует ради случайных эпизодов» (Берковский Н. Я. Мир, создаваемый литературой. М., 1989. С. 383).

8 О предпосылках экспансионизма обыденного сознания см.: Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988. С. 157-204.

9 Например, Г. Дадамян, Д. Дондурей, Л. Невлер, говоря о восприятии произведений изобразительного искусства, в зависимости от приоритетных типообразующих ориентаций, разделяют зрителей на гедонистов, натуралистов, функционалистов и символистов (см.: Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументального искусства ‑ типы, механизмы, эффективность // Вопросы социологии искусства. М., 1979. С. 194-248).

10 Симптоматично, что философская и социологическая мысль также ищет опору в повседневности, обыденности и здравом смысле (см.: Ионин Л. Г. Понимающая социология: Историко-критический анализ. М., 1979).

11 Armstrong A. M. Philosophy and common sense // Philosophy and Phenomenological Research. 1962. Vol. XXII. № 3. P. 358, 359.

12 Ср. идеи, высказанные Д. Н. Овсянико-Куликовским: «Но всякий человек, мыслящий научно, философски, художественно, прежде всего ‑ обыватель, и, как таковой, он мыслит прежде всего по-обывательски, формами и приемами обыденного мышления» (Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работы. М., 1989. С. 132).

13 См.: Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., 1985. Т. 1. С. 23-62.

ã Е. М. Неёлов, 1999

1 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 373.

2 Отмечу попутно, что в заключительном высказывании ученого усматривается (по крайней мере, при желании) диалогический (если воспользоваться бахтинской терминологией) контакт голосов М. М. Бахтина и Н. Ф. Федорова в его философии «общего дела».

3 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. С. 373.

4 Там же. С. 372.

5 Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. Саратов, 1980. С. 245.

6 Неёлов Е. М. Змей-машина: о «нераскрытых возможностях» фольклорной волшебной сказки // Литература и фольклорная традиция. Волгоград, 1997.

7 Волошин М. Скрытый смысл войны // Из творческого наследия советских писателей. Л., 1991. С. 440.

8 Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 222.

9 Попов Н. М. Вещие сны. Казань, 1908. С. 5.

10 Абрагам К. Сон и миф. М., 1912. С. 20.

11 Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: В 3 т. М., 1984-1985. В дальнейшем ссылки на это издание в тексте обозначаются: Аф. с указанием номера сказки.

12 Лотман Ю. М. Культура и взрыв. С. 225-226.

13 Катастрофические и эсхатологические сны (с похожей на волошинскую сюжетикой и образностью) распространены достаточно широко, что лишний раз показывает их архетипичность. См., например: Scheidt J. Tiefenpszchologische Aspekte der Science Fiction // Science Fiction. Theorie und Geschichte. München, 1972. S. 134-135.

14 Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. С. 245.

15 Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994. С. 59.

16 Köhler J. Automat // Enzyklopädie des Märchens. Berlin; N. Y., 1976. B. 1, lief. 4. S. 1086.

17 Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987. С. 26.

18 Неклюдов С. Ю. Особенности изобразительной системы в долитературном повествовательном искусстве // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 196.

19 Там же. С. 195.

20 Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971. С. 389.

21 Голосовкер Я. Э. Логика мифа. С. 30.

22 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. С. 366.

23 Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. С. 80.

24 Там же. С. 87.

25 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. С. 366.

26 Там же. С. 367.

27 Там же. С. 370.

28 Там же. С. 369.

29 Русские народные сказки Пудожского края. Петрозаводск, 1982. С. 86. О характеристике нововведений М. М. Коргуева см.: Чистов К. В. Русские сказители Карелии. Петрозаводск, 1980. С. 179-210.

30 Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1958. С. 215.

31 См. об этом подробно: Неёлов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986.

32 Из огромного числа возможных примеров сошлемся в качестве показательных лишь на романы С. Снегова «Люди как боги» и Р. Хайнлайна «Дорога славы». В этих весьма несхожих произведениях тем не менее дается условно-рационализированное описание «биологии» и прочих «принципов действия» огнедышащих драконов.

33 Медриш Д. Н. Фольклоризм Пушкина. Волгоград, 1987. С. 20.

34 Голосовкер Я. Э. Логика мифа. С. 27.

35 Неклюдов С. Ю. Особенности изобразительной системы... С. 198.

36 Стругацкий А., Стругацкий Б. Собр. соч.: В 10 т. М., 1992. Т. 4. С. 59.

37 Там же. Т. 5, 7.

38 Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. С. 372-373.

39 Там же. С. 362.

ã M. Polemis, 1999

1 «Историчность (историцизм, или historicality, Geschichtlichkeit) - термин, используемый в феноменологической и герменевтической традиции (от Дильтея и Гуссерля через Хайдеггера и Гадамера) для указания на существенную особенность человеческого существования. Люди не просто пребывают в истории; их прошлое, включая их социальное прошлое, фигурирует в их концепции понимания себя и своей будущей возможности. Некоторое понимание прошлого таким образом производится из себя, до оформления в познавательную дисциплину» (The Cambridge Dictionary of Philosophy. Cambridge, 1998. P. 586). (Прим. ред.)

1 Siehe die methodisch-dialektische Darstellung dieses Verhältnisses in: Platons Politeia 510a-511e.

2 Odyssee. XI, 29.

3 Dilthey W. Einleitung in die Geisteswissenschaften // Gesammelte Schriften. Bd.1. Stuttgart u. Göttingen, 1966. S. 4.

4 Dilthey W. Das Wesen der Philosophie. Hamburg, 1984. S. 35.

5 Ibid. S. 35.

6 Zit. nach: Lossky V. Essai sur la théologie mystique de la église d’orient. Thes-saloniki, 1973. S. 31.

7 Paulus. 1. Kor. 14. 8-9.

8 Paulus. 1. Kor. 14. 2-6.

9 Paulus. 1. Kor. 14. 1-2 (Übersetzung des Verfassers).

10 Paulus. 1. Kor. 14. 10-15.

11 Habermas J. Theorie und Praxis. Frankfurt/M., 1971. S. 49.

12 Platon. Politeia. 428a ff.

13 Johannes von Damaskus. De imaginibus oratio III. PG 94 1337C.

14 Ср.: Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 51-52. (Прим. ред.)

15 Ouspensky L. Essai sur la theologie de l’icone. Athen, 1993. S. 212, f. 15.

16 Johannes von Damaskus. De fide orthodoxa I. PG 94 824B.

17 Paulus. 1. Kor. 13. 11-13.

18 Dionysius Areopagita. Über göttliche Namen / Bibliothek der Kirchen väter. Zweite Reihe. Bd. II. München, 1933. S. 139.

19 Symeon der Neue Theologe. Capita gnostica et theologica 25 // Symeon der Neue Theologe. Thessaloniki, 1983. S. 456.

20 Hegel G. W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechtes, §238, Zusatz. Frankfurt/M., 1968. S. 228.

21 Hegel G. W. F. Philosophie der Geschichte. Stuttgart, 1961. S. 443.

22 Johannes von Damaskus. Genaue Darlegung des orthodoxen Glaubens / Bibliothek der Kirchenväter. Bd. 44. München, 1923. S. 75.

ã В. В. Дудкин, 1999

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 367-368.

2 Geseman W. Nietzsches Verhältnis zu Dostojewskij auf dem europäischen Hintergrund der 80-er Jahre // Die Welt der Slawen. Jg. b. 1961. H. 2. Далее ссылки на это издание в тексте обозначаются в скобках буквой G. с указанием страницы.

3 Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972-1990. Т. 29, кн. 1. С. 39. Далее ссылки на это издание в тексте обозначаются в скобках буквой Д., с указанием тома и страницы.

4 Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 277. Далее ссылки на это издание в тексте обозначаются в скобках буквой Н., с указанием тома и страницы.

4 Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М., 1989. С. 32, 36, 87.

5 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. С. 361.

6 Флоренский П. А. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 528.

7 Там же. С. 384.

ã H. Wautischer, 1999

* An earlier version of this chapter has been presented at the XX World Congress of Philosophy, Boston, August 8-16, 1998 [http://www.bu.edu/wcp/Papers/Cult/Cult Waut.htm].

1 Northrop F. S. C. Philosophical Anthropology and Practical Politics. N. Y., 1960.

2 Tribal Epistemologies: Essays in the Philosophy of Anthropology / Ed. H. Wautischer. Aldershot, 1998.

3 For a list of representative works see: Schmitt Ch. B. Perennial Philosophy: From Agostino Steuco to Leibniz // Journal of the History of Ideas. 1966. Vol. 27. № 4. Oct. - Dec. P. 505-506.

4 A ready available reprint is: Steuco A. De Perenni Philosophia. N. Y., 1972.

5 Bakhtin M. M. Toward a Philosophy of the Act / Trans. V. Liapunov. Austin, 1993. P. 19.

6 For a detailed study of Bakhtin's dialogical approach see: Holquist M. Dialogism: Bakhtin and his World. L.; N. Y., 1990.

7 Goethe J. W. Versuch einer Witterungslehre // Goethes Naturwissenschaftliche Schriften. II. Abtheilung, 12. Band. Weimar, 1896. P. 74. «Das Wahre, mit dem Göttlichen identisch, läßt sich niemals von uns direct erkennen; wir schauen es nur im Abglanz, im Beispiel, Symbol, in einzelnen und verwandten Erscheinungen; wir werden es gewahr als unbegreifliches Leben und können dem Wunsch nicht entsagen, es dennoch zu begreifen». (Trans. H. W.)

8 Carse J. P. Finite and Infinite Games. N. Y., 1986. P. 11.

9 Ibid. P. 31.

10 Duhem P. The Aim and Structure of Physical Theory / Trans. P. P. Wiener. Princeton, 1954; Quine W. v. O. Two Dogmas of Empiricism // Quine W. v. O. From a Logical Point of View. Cambridge, 1953. P. 20-46.

11 The scientific enterprise is based on a holistic web of beliefs to confirm or falsify hypotheses at different stages of scientific development. Every theory can be refuted in principle by the weight of newly gained evidence; consequently, one can argue that homogenous methodologies tend to create a false consensus about acceptable descriptions of reality. For a detailed analysis of the Duhem-Quine thesis see: Can Theories be Refuted? / Ed. S. G. Harding. Dordrecht, 1976.

ã В. М. Пивоев, 1999

* Работа выполнена при поддержке гранта Министерства образования РФ по гуманитарным наукам № 111/204.

1 Кюнг Х. Религия на переломе эпох // Иностранная литература. 1990. № 11. С. 225.

2 Хомяков А. С. Разговор в Подмосковной // Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988. С. 272.

3 Цит. по кн.: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 1. С. 87.

4 См.: Хайек Ф. А. фон. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

5 Cм., напр.: Лавров П. Л. Формула прогресса г. Михайловского // Избр. соч. на соц.-полит. темы: В 8 т. М., 1934. Т. 1. С. 399-400, 422.

6 Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С. 231.

7 Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 29.

8 Мандельштам О. Э. О природе слова // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 174.

9 Cм.: Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993. С. 84-102.

10 Cм.: Гроф С. За пределами мозга. М., 1993. С. 92-110.

11 Флоренский П. А. Общечеловеческие корни идеализма // Философские науки. 1990. № 12. С. 69.

12 Флоренский П. А. Вступительное слово перед защитой на степень магистра книги «О духовной истине». Сергиев Посад, 1914. С. 4.

13 Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 130.

14 Платон. Законы // Соч.: В 3 т. М., 1972. Т. 3 (2). С. 231.

15 Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 188-189.

17 Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 132-133.

18 См.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 54.

19 Cм.: Пивоев В. М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991. С. 56-66.

20 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 66-67.

21 Раджниш Б. Ш. Дао: путь без пути. М., 1994. Т. 1. С. 69-70.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...