Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Источники гражданского права

1. Гражданское законодательство – это весь массив правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения. Согласно ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Гражданско-правовые нормативные акты – это официальные акты правотворчества, в которых содержатся нормы гражданского права (это законы и подзаконные акты). Акты, содержащие нормы гражданского права и гражданско-правовые нормативные акты и составляют гражданское законодательство. Конституция РФ – это основной закон государства и содержащиеся там нормы служат основой для формирования различных отраслей права, принятия кодексов и нормативно-правовых актов. Поэтому термин «гражданское законодательство» нельзя применить к Конституции РФ.

2.

Судебная практика То же, что и судебный прецедент
Судебный прецедент Судебный прецедент — судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.  
Обычай делового оборота Это сложившееся и широко применяемое в какой либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком либо документе.
Деловые обыкновения То же, что и обычай делового оборота

Судебная практика не является источником гражданского права, так как в нашей стране действует романо-германская правовая система, где источниками права является нормативные акты и редко – правовые обычаи. Обычаи делового оборота являются источниками гражданского права.

3. Нормы морали не являются источниками права. В российском законодательстве главным источником права является нормативно-правовой акт, редко – правовой обычай.

Воздействие на законы многих государств (в т.ч. и нашего) оказывает международное право. Это влияние в процессе развития межгосударственных отношений не остаётся неизменным. Если на первых этапах развития международное право косвенно воздействовало на законодательство государств-участников международного сообщества, то в настоящее время международный договор и международный обычай стали непосредственными источниками внутригосударственного права.

Во многих странах международные договоры провозглашаются интегральной частью внутригосударственного права или её высшими законами (ст.6 Конституции США, ст.28 Конституции Греции 1976 г., ст.96 Конституции Испании 1978 г.), либо объявляются имеющими приоритет над нормами внутригосударственных законов (ст.55 Конституции Франции 1958 г., ст.94 Конституции Нидерландов 1983 г., ст.15 Конституции Российской Федерации 1993 г.).

4. Конституционный закон является выше простого федерального закона, так как регулирует важную область отрасли права.

5. Толкование норм гражданского законодательства - установление и уяснение их содержания (смысла) путём устранения обнаруженных в них неясностей. Субъектами толкования норм гражданского законодательства могут выступать органы, принявшие соответствующие правовые акты, суды общей компетенции, арбитражные и третейские суды, авторы работ по юридической тематике, комментариев к гражданским законам, правоохранительные органы, а также лица применяющие нормы права.

6. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" введен в действие на территории Российской Федерации с 1 марта 1998 года. Он значительно отличается от действовавшего ранее Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и включает в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства.

Прежде всего, необходимо отметить кардинальное изменение подхода к определению критериев несостоятельности (банкротства) должников - юридических лиц.

Понятие и признаки банкротства, содержащиеся в ранее действовавшем законе, перестали отвечать современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. В нем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника (ст. 1 Закона).

Прежний Закон Российской Федерации "О несостоятельности и банкротстве предприятий" был принят Верховным Советом Российской Федерации и введен в действие с 1 марта 1993 года.

Остановимся на существующих недостатках этого закона.

Во-первых, российский закон предоставил возможность применения "прокредиторской" и "продолжниковской“ системы и этим ограничился, не утруждая себя детальным регулированием механизма их реализации. В частности, порядок рассмотрения дела по заявлению должника ничем не отличается от порядка рассмотрения такого же дела по заявлению кредитора, впрочем так же, как и все процедуры банкротства, применяемые к должнику.

Во-вторых, само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал прежний закон, не отвечают современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Как известно, согласно указанному закону под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника (ст. 1 Закона от 19.11.1992).

В-третьих, представляется принципиально неправильным абсолютно одинаковый, одномерный подход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства, как это имело место в ранее действовавшем законодательстве. Закон не делал никаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую градообразующим) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной организацией. Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве), вступивший в силу с 1 марта нынешнего года, создан с учетом опыта применения старого законодательства и содержит несколько совершенно новых принципиальных положений.

В частности, он упрощает возбуждение процедуры банкротства. Раньше, например, для того, чтобы возбудить дело о банкротстве, надо было доказать, что имеются признаки неплатежеспособности, то есть должник не в состоянии платить по счетам, потому что накопил долгов больше, чем у него имеется имущества. Теперь же для возбуждения процедуры банкротства этих доказательств не требуется. Достаточно того, что предприниматель, скажем, в течение трех месяцев не оплачивает свои долги. Получает энергию, приобретает материалы, принимает товары, но не рассчитывается.

Я считаю, что новый Закон о банкротстве имеет обратную силу, так как облегчает процедуру банкротства.

7. По моему мнению, в гражданском праве больше диспозитивных (дозволительных) норм, чем императивных. Это обуславливается диспозитивным методом регулирования гражданских правоотношений.

Императивные нормы (нормы уголовного, административного, финансового права) на практике применяются к гражданским правоотношениям в тех случаях, когда явно нарушаются права и обязанности одной из сторон либо государственные или общественные интересы. В остальных случаях применяются нормы диспозитивные (например, в договорном праве).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...