Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Субъекты гражданских правоотношений

1. Дееспособность гражданина статья 21 ГК определяет как его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Институты, повышающие дееспособность Институты, понижающие дееспособность
вступления несовершеннолетнего гражданина в брак (со времени вступления в брак - п. 2 ст. 21 ГК); Статья 29 ГК в качестве единственного основания признания гражданина недееспособным устанавливает психическое состояние гражданина - наличие у него психического расстройства, в силу которого он либо не может понимать значения своих действий, либо может понимать, но не может руководить ими.
эмансипации (со времени вынесения решения органа опеки или попечительства либо вступления в законную силу решения суда - п.1 ст. 27 ГК).   Основания ограничения дееспособности гражданина установлены в п. 1 ст. 30 ГК: 1) гражданин злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами; 2) такими действиями гражданина его семья ставится в тяжелое материальное положение.  

2. Занятие несовершеннолетнего предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей либо работа по трудовому договору могут повлечь правовые последствия, связанные с объемом дееспособности несовершеннолетнего. Такой несовершеннолетний по достижении им 16 лет может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипированным). Норма об эмансипации (ст. 27 ГК) является новеллой гражданского кодекса.

С заявлением об объявлении может обратиться сам несовершеннолетний либо совместно со своими законными представителями.

“Если родители (усыновители, попечители) согласны, эмансипация производится по решению органов опеки и попечительства. При отсутствии такого согласия вопрос решается судом. В суд также может быть обжалован отказ органов опеки и попечительства в вынесении решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным.

Формулировка ст. 27 дает основание сделать вывод, что занятие предпринимательской деятельностью или работа по трудовому договору не являются безусловными основаниями для эмансипации. Орган опеки и попечительства, а также суд в каждом конкретном случае при принятии соответствующего решения должны оценить длительность и устойчивость трудовой или предпринимательской деятельности несовершеннолетнего, размер его заработка и других доходов, иные обстоятельства”.

Несовершеннолетний становится эмансипированным с момента принятия соответствующего решения. С этого же момента он приобретает сделко- и деликтоспособность в полном объеме.

Факт эмансипации освобождает законных представителей несовершеннолетнего от ответственности по его обязательствам, возникшим после объявления об эмансипации, в том числе и по обязательствам, возникшим из причинения им вреда (см. п. 2 ст. 27, п. 3 ст. 1074 ГК).

4. Местом проживания Алеши Синицина будет являться то место, где он проживает в данное время. А место прописки – там, где находится его отец.

5. С достижением несовершеннолетним возраста 14 лет объем его дееспособности расширяется.

Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно, без согласия законных представителей, совершать все сделки, которые вправе самостоятельно совершать малолетние (п. 2 ст. 28 ГК; “но, в отличие от малолетних, мелкие бытовые сделки они могут совершать не только за счет средств, предоставленных законными представителями и с их согласия другими лицами, но и за счет заработка, стипендии и других доходов”), а также вправе самостоятельно (абз. 1 п. 2 ст. 26 ГК):

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. (“Из этого следует, что вкладами, внесенными на имя несовершеннолетнего третьими лицами, он может распоряжаться лишь с согласия своих законных представителей”).

Остальные сделки совершаются несовершеннолетним с согласия своих законных представителей. “Следует обратить внимание на то, что Кодексом впервые определена форма, в которой такое согласие должно быть выражено: простая письменная форма. Также предусмотрено, что для действительности сделки не имеет значения, получено согласие до или после ее совершения” (см. п. 1 ст. 26 ГК).

Сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет может быть признана судом недействительной только по иску родителей, усыновителей или попечителя (то есть является оспоримой, а не ничтожной, в отличие от сделки, совершенной малолетним) и только в случае, если она совершена несовершеннолетним без согласия этих лиц, когда такое согласие требуется статьей 26 ГК. В случае признания такой сделки недействительной. к ней применяются те же последствия, что и к ничтожной сделке малолетнего (п. 1 ст. 175).

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах (абз. 2 п. 2 ст. 26 ГК).

Таким образом, если видеокамера не является вещью, купленной на доходы несовершеннолетнего, а куплена родителями, то несовершеннолетний не вправе самостоятельно относить его в комиссионный магазин. Саша имел право продать видеокамеру, а приемщик – принять его только в том случае, если бы Саша приобрел этот магнитофон сам, в счет своего заработка, стипендии или иных доходов.

6. Статья 30 ГК РФ рассматривает правила ограничения дееспособности гражданина. Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

7. Статья 41 ГК РФ - патронаж над дееспособными гражданами.

По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.

Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органами опеки и попечительства только с согласия такого гражданина.

Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключённого с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного.

Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем.

Разновидностью попечительства является - патронаж.

Спецификой этого вида попечительства является то, что оно устанавливается над дееспособным гражданином с его согласия и даже по его инициативе.

Попечитель-помощник выполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора-поручения или договора доверительного управления имуществом, который заключается самим подопечным.

8. Согласно ст. 42 ГК РФ, гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Согласно ст. 43 ГК РФ, имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

9. Еще римские юристы отмечали такой факт, что в некоторых случаях права и обязанности принадлежат не отдельным лицам или группе людей, а организациям. Название юридического лица римскому праву не было известно, но им было разработана сущность этого явления. Конструкция ю.л. одна из основных в ГП РФ. Вопрос, о том почему ряд организаций являются ю.л., в чем сущность данного понятия давно является объектом внимания науки ГП. Основная теория объясняющая сущность ю.л. это «теория фикции». Так по законодательству США и Англии корпорация - искусственное образование, невидимое, неосязаемое, и существующее только с точки зрения закона. В России: Признаки ю.л. (ст. 48 ГК РФ): имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гр. обороте от своего имени и организационное единство. Законом установлена обязательная государственной регистрация ю.л., что служит доказательством того, что данное образование признано в установленном порядке ю.л.

Первое капитальное научное исследование понятия юридического лица было осуществлено Ф. К. Савиньи в середине XIX века и вошло в историю под названием " теория фикции" или "теория олицетворения". Савиньи утверждал, что только человек является действительным субъектом права. Позитивное право по своему усмотрению может, однако, либо сузить круг правоспособных лиц, либо, наоборот, расширить его, за счет образования искусственных субъектов права. Юридическое лицо представляет собой не что иное, как искусственно созданный посредством простой фикции субъект права. Такой субъект создается исключительно в юридических целях. Реальными субъектами правоотношений в юридическом лице остаются единственно возможные носители правосубъектности - физические лица. Юридическое лицо как простая фикция недееспособно. Дееспособны лишь его органы, состоящие из людей. [12] Такая концепция предопределила как порядок возникновения, так и природу правоспособности юридического лица. Если юридическое лицо является искусственным созданием правопорядка, то только государство путем признания, оформленного соответствующим актом, может вызвать его к жизни, только государство может определить формы и сферу его деятельности.

Теория фикции получила широкое распространение в Англии и США. "Корпорация - это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона" - такое определение корпорации было дано в решении по делу The Trustees of Dartmouth College V. Woodward председателем Верховного суда США Д. Маршаллом еще в начале XIX века, и из такого понятия корпорации до настоящего времени исходят практика и законодательства Англии и США. [13] Несмотря на восприятие законодательством, теория фикции подверглась жесткой критике со стороны многих ученых-цивилистов, в том числе и российских. Е. Н. Трубецкой писал, "фикция есть вымысел, предположение чего-то несуществующего, между тем, приписывая права учреждениям и корпорациям, мы вовсе не вынуждены вымышлять что-то несуществующее: соединения людей в обществе, преследующие определенные цели, а равным образом и учреждения с определенными функциями суть величины весьма реальные.

Раз "субъект прав" - вообще не то же, что человек, то называть учреждения и корпорации юридическими лицами - вовсе не значит создавать фикции". [14] Критикуемая теория фикций тем не менее породила ряд других доктрин, так или иначе использующих для объяснения понятия юридического лица данную категорию. К их числу относится идея олицетворения имущества (К. Белау), суть которой заключается в том, что имущество, служащее определенной цели, для пользы людей, играет посредством действий представителей роль лица.

К концепциям, отрицающим существование реального субъекта со свойствами юридической личности относится и теория "персонифицированной цели", предложенная Бринцем. Суть ее заключается в том, что поскольку целью института юридического лица является лишь управление имуществом, то и юридическое лицо есть не что иное, как сама эта персонифицированная цель.

Особое место в доктрине юридического лица занимает концепция его существования как реального субъекта реальных общественных отношений. Основатель ограниченной теории юридического лица О. Гирке утверждал, что юридическое лицо - это особый телесно-духовный организм, союзная личность. Это не продукт правопорядка, а реально существующий организм, на который государство, но не призывает его к жизни. Конечно, превратиться в самостоятельное лицо, отличное от суммы индивидов его составляющих, человеческий коллектив может лишь при наличии определенных условий. Французские ученые Л. Мишу и Р. Салейль отмечают три таких условия: 1) наличие у коллектива постоянного интереса, отдельного от индивидуальных интересов его членов; 2) соответствующая организация, способная выявлять коллективную волю, представлять и защищать общий интерес; 3) включение коллектива в юридическую среду.

Против этой теории, так же, как и против теории фикции было выдвинуто много возражений. Поговаривали даже о попытке О. Гирке биологизировать юридическое лицо.

На мой взгляд, истина, как всегда, находится посередине двух крайностей. Действительно, в основе юридического лица лежат не фиктивные, а настоящие реальные потребности живых людей, но субъекты, которым даются права для охраны этих интересов, существа не реальные. Это искусственно созданные самой жизнью или законодателем субъекты.

Как отмечает Г. Ф. Шершеневич в своей работе "Учебник русского гражданского права" "больница, как место подачи помощи больным, вполне реальна, в ней кипит настоящая жизнь, но в мире юридических отношений, как субъект их, она является искусственным созданием. [15] Хочется отметить также, что, несмотря на множественность различных концепций юридического лица, это не оказывает отрицательного влияния на практику его функционирования. Изначальная цель, которая стояла перед исследователями феномена юридического лица, обоснование разграничения имущества (и вытекающие из этого разграничения имущественные права, обязанности и ответственность) корпорации и участников этой корпорации, а также третьих лиц. Именно общность указанной цели, несмотря на разнобой мнений, объединяет теории юридического лица и позволяет им превосходно обслуживать потребности современного гражданского оборота. Юридическое лицо предстает в качестве субъекта как публичного, так и частного права, вступающего в правовые отношения от своего имени и отвечающего в рамках этих отношений своим имуществом.

10. В ст.48 в качестве основания деления используется соотношение прав у учредителей и самого юридического лица. 3 модели юридических лиц:

1)учредитель, передавая юр. лицу имущество продолжает оставаться его собственником, тем самым на одно и то же имущество вещными правами обладает учредитель собственник и само юрид. лицо (государственные и муниципальные унитарные предприятия, финансируемые собственником учреждения)

2)учредители участники с передачей юрид. лицу соответственного имущества полностью утрачивают на него свои вещные права, но приобретают права обязательные, права требования юрид. лицу (например, получать дивиденды). По этой модели строятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

3)юрид. лицо становится собственником всего принадлежащего ему имущества.

Учредители участники никакими имущественными правами не обладают (общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды)

Различия между 3мя указанными моделями проявляется в момент ликвидации ю.л. Учредитель ю.л., созданного по 1 модели получает все, что осталось после расчетов с предпринимателями. Участники 2-й модели в праве претендовать на часть имущества, которое соответствует их доле. При 3-й модели участники никаких прав на оставшееся имущество вообще не имеют. 2-я классификация носит 2-численный характер. Ст. 50 разделила все ю.л. на коммерческие и некоммерческие организации. Основанием послужила цель деятельности. Коммерческими признаются организации, которые имеют основной целью извлечение прибыли. Некомерческими те, которые такой цели не преследуют. Им разрешается заниматься предпринимательской деятельностью лишь при наличии 3-х условий:

1.Служит достижению целей поставленных перед организацией;

2.По своему характеру соответствует этим целям;

3.Полученная прибыль не должна распределяться между участниками.


Вид Ю.Л. Наименование организации Форма учредительных документов Органы управления Условия реорганизации и ликвидации Правовая база

Хозяйственные общества и товарищества

Полное товарищество Учредительный договор Голосование товарищей Реорганиз: по решению учредит., по решению гос органов или суда. Ликвид: по решению товарищей, по истечении срока, с достижением цели, решение суда либо если остался 1 товарищ. ГК
Товарищество на вере Учредительный договор Голосование полных товарищей Реорганиз: по решению учредит., по решению гос органов или суда. Ликвид: по решению полных товарищей, по истечении срока, с достижением цели, решение суда либо при выбытии всех вкладчиков ГК
Общество с огр. ответств. (ООО) Учредительный договор и Устав Общее собрание его участников, исполнит. орган Реорганизация или ликвид: добровольно, по единогласному решению его участников. Может быть преобр. в АО или в произв. кооператив. А также по общим для всех Ю.Л. основаниям (ст.57-65) ГК, Положение об АО и ООО
Общество с доп. отв. (ОДО) Учредительный договор и Устав Общее собрание его участников, исполнит. орган Реорганизация или ликвид: добровольно, по единогласному решению его участников. Может быть преобр. в АО или в произв. кооператив. А также по общим для всех Ю.Л. основаниям (ст.57-65) ГК, Положение об АО и ООО
Акционерное общество (АО) Устав, утвержденный учредителями Собрание его акционеров, Совет директоров, исполнительные органы АО Реорганизация или ликвид: добровольно, по единогласному решению общего собрания акционеров. Может быть преобр. в ООО или в произв. кооператив А также по общим для всех Ю.Л. основаниям (ст.57-65) ГК, Закон об АО, Закон о приватизации
Дочернее (зависимое) общество Договор с основным обществом Основное хозяйственное общество, исполнит. орган По решению основного общества ГК, Закон об АО
Производственные кооперативы   Устав, утверждаемый общим собранием его членов Общее собрание, наблюдательный совет, исполнит. органы (правление и председатель) Ликвидация: по решению общего собрания его членов. Реорганизация: добровольно, может преобраз. в хозяйственное товарищество или общество. А также по общим для всех Ю.Л. основаниям (ст.57-65) ГК, Закон о ПК, Закон о с/х кооперации

Гос. и муницип. унитарные предприятия

УП, основанное на праве хоз. ведения Устав, утвержденный уполномоч. гос. органом или органом местного самоупр. Руководитель, назначаемый собственником Ликвидация и реорганизации по решению собственника. А также по общим для всех Ю.Л. основаниям (ст.57-65) ГК, Закон о госуд. и муниципальных унит. пр-ях.
УП, основанное на праве опер. управления Устав, утверждаемый Правительством РФ Руководитель, назначаемый уполн. собственником органом Ликвидация и реорганизации по решению Правительства РФ. А также по общим для всех Ю.Л. основаниям (ст.57-65) ГК, Закон о госуд. и муниципальных унит. пр-ях.

Некоммерческие организации

Потреб. кооператив Устав Общее собрание, исполнительные органы Ликвидация и реорганизации по решению общего собрания. А также по общим для всех Ю.Л. основаниям (ст.57-65) ГК, Закон о ПК, Закон о с/х кооперации
Общ. и религиозные объединения Устав, утвержденный учредителями (участниками) Учредители и участники Ликвидация и реорганизации по решению учредителей (участников). А также по общим для всех Ю.Л. основаниям (ст.57-65), в т.ч. при нарушении спец. правоспособности Закон о некоммерческих организациях, Закон об общ. объед, Закон о свободе вероисп.
Фонды Устав, утвержденный учредителями (участниками) Попечительский совет, исполнител. органы Ликвид: если имущ. недостаточно для осущ. целей, если цели фонда не могут быть достигнуты и изменены, при уклонении от уставных целей, в иных случаях пред. Законом. ГК, Закон об общ. объединениях
Учреждения Решение собственника о создании учр. и утвержденный им Устав Собственник, Совет директоров, исполнит. органы Ликвидация и реорганизации по решению учредителей (участников). А также по общим для всех Ю.Л. основаниям (ст.57-65), в т.ч. при нарушении спец. правоспособности Закон об общ. объед., Закон о благотворит. деят.
Ассоциации и союзы Учредительный договор и Устав Общее собрание членов, исполнит. органы Ликвидация и реорганизации по решению учредителей (участников). А также по общим для всех Ю.Л. основаниям (ст.57-65), в т.ч. при нарушении спец. правоспособности Закон о некоммерч. организациях

11. Правоспособность банка «Чайка» возникла после государственной регистрации, когда ему был присвоен статус юридического лица (акционерного общества).

Юридическое лицо осуществляет правоспособность, т.е. приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, через свои органы.

У банка возникнет право на прием депозитных вкладов от физических лиц только тогда, когда Центральный Банк РФ выдаст ему лицензию на право осуществления этой деятельности и закончится, когда он утратит эту лицензию. Лицензия на право заниматься определенной деятельностью расширяет объем общей правоспособности юридического лица, дает право осуществлять, так называемую, специальную правоспособность.

Согласно ст. 13 Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г., 12 мая, 29 декабря 2000 г.), лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае:

1. выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

2. невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Лицензия теряет юридическую силу с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Основанием для аннулирования лицензии является:

1. обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

2. неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

3. незаконность решения о выдаче лицензии.

13. По уголовному законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность предусмотрена только для дееспособных физических лиц. Юридические лица НЕ ПОДЛЕЖАТ уголовной ответственности (в отличие от некоторых зарубежных стран). За деятельность ЮЛ без лицензии уголовную ответственность понесут учредители.

14. Сегодня, согласно нормам гражданского законодательства, каждое юридическое лицо регистрируется в министерстве юстиции, подвергается бухгалтерским и финансовым проверкам со стороны государственных ревизионных органов, аудиту. Поэтому, хотя риск недобросовестной деятельности есть, но он сведен к минимуму. А при обнаружении нарушения прав потребителя, можно обжаловать это нарушение в суд и в иные органы.

17. Организатором фондовых бирж в России являются граждане и юридические лица, которые организовывают их в форме некоммерческого партнерства.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ"О рынке ценных бумаг"(с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г.) фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.

Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства.

Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи.

Служащие фондовой биржи не могут быть учредителями и участниками профессиональных участников рынка ценных бумаг - юридических лиц, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи.

Фондовые отделы товарных и валютных бирж, являющиеся таковыми согласно законодательству Российской Федерации, признаются в целях настоящего Федерального закона фондовыми биржами и в своей деятельности, за исключением вопросов их создания и организационно-правовой формы, руководствуются требованиями настоящего Федерального закона, предъявленными к фондовым биржам.

Согласно ст. 8 Федерального Закона о некоммерческих организациях, некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей.

19.. Согласно ст. 124 ГК РФ,Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно ст. 126. ГК РФ, ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

20. Сейчас приватизацию регулирует недавно принятый Федеральный закон от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

22. Согласно приложению 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 в редакции постановления ВС РФ от 27 января 1993 г. N 4375-1; постановления Конституционного суда РФ от 10 сентября 1993 г., государственная казна Российской Федерации представляет собой средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды.

23. Право хозяйственного ведения, так же как и право собственности, является вещным, но, в отличие от него, оно носит ограниченный характер, поскольку осуществляется в пределах установленных собственником (государством) и законом (ст.295 ГК РФ).

Право хозяйственного ведения означает право предприятия по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом и целями деятельности предприятия, зафиксировано в уставе, утвержденном государственными органами. В принципе государственное предприятие совершает в отношении переданного ему имущества любые действия, не запрещенные законом. Государственный же орган определяет, как уже было сказано, цель деятельности предприятия, контролирует эффективность использования и сохранность вверенного имущества, он имеет право на часть прибыли от использования имущества, что решается на договорных началах с предприятием, вправе принять решение о реорганизации и даже о ликвидации предприятия.

Поэтому, имущество, переданное на праве хозяйственного ведения не может быть использовано в качестве средства обеспечения обязательств государства. Для этого может использоваться государственная казна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...