Опыт 3. Исследование взаимного усиления гидролиза солей
В одну пробирку налейте раствор хлоридажелеза (III) FeCl3 1-2 мл, в другую – раствор карбоната натрия Na2CO3 примерно равного объёма. Напишите уравнения гидролиза солей в трёх формах по первой ступени. FeCl 3 + Н2О « _____________________ Полное ионное уравнение: _________________________ «________________________ Краткое ионное уравнение: ______________________ «_____________________ Na2СO3 + Н2О « _____________________ Полное ионное уравнение: _________________________ «________________________ Краткое ионное уравнение: ______________________ «_____________________
Перелейте содержимое одной пробирки в другую. Что наблюдается? ________________________________________________________________________________________________________________________________ После смешивания растворов солей ионы Н+ (из раствора _______) реагируют с ионами ОН– (из раствора ________), образуя слабый электролит – воду: Н+ + ОН– = Н2О. Концентрации ионов – продуктов гидролиза – уменьшаются и равновесие гидролиза смещается вправо, т.е. гидролиз значительно усиливается и проходят все последующие ступени гидролиза: Fe (OH) Cl 2 + Н2О « _____________________ Полное ионное уравнение: _________________________ «________________________ Краткое ионное уравнение: ______________________ «_____________________ Fe (OH)2 Cl + Н2О « _____________________ Полное ионное уравнение: _________________________ «________________________ Краткое ионное уравнение: ______________________ «_____________________ NaHCO 3 + Н2О « _____________________ Полное ионное уравнение: _________________________ «________________________ Краткое ионное уравнение: ______________________ «_____________________
Вторичная реакция: H2CO3 = _______________ Составьте суммарное уравнение произошедшего в опыте: __ FeCl3 + __Na2СO3 + __ Н2О =_________________________________ Вывод __________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Вопросы для самоподготовки:
1. Запишите уравнения гидролиза карбоната и силиката натрия. 2. Дайте определение понятиям: гидролиз солей, константа гидролиза, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону. 3. Факторы, влияющие на степень гидролиза. 4. Запишите уравнения гидролиза солей: (NH4)2SO4; Fe(NO3)3; Li2SO3. 5. Почему при смешении водных растворов сульфата алюминия и сульфида натрия, а также растворов нитрата алюминия и карбоната калия в осадок выпадает одно и то же вещество? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 ПОЛУЧЕНИЕ ДИСПЕРСНЫХ СИСТЕМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ СТАЛАГМОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ Цель работы. Получение суспензии. Получение коллоидных систем конденсационными методами, подтверждение правила Шульце — Гарди опытным путем. Опыт 1. Получение суспензии мела в воде Налейте в пробирку дистиллированную воду (на 1/4 объёма) и прибавьте в неё немного порошка мела. Пробирку несколько раз энергично встряхните для равномерного распределения частиц мела по всему объёму жидкости. Поставьте пробирку в штатив и наблюдайте за изменениями в полученной суспензии. Какие системы называют суспензиями? Что является в данной суспензии дисперсионной средой, а что – дисперсной фазой? От чего зависит устойчивость суспензии? Запишите ответы на вопросы. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Опыт 2. Получение коллоидных систем 1. Метод гидролиза. Методом гидролиза получают коллоидные растворы гидроксидов металлов и неметаллов, таких как гидроксид железа, алюминия, магния, метаоловянной кислоты и др.
Для получения коллоидного раствора гидроксида железа (III) возьмите 2 конические колбы (химические стаканы). В обе колбы налейте 5…10 мл хлорида железа (III). В первую колбу добавьте 150…200 мл холодной воды, во вторую — 150…200 мл кипящей воды. Определите, где образовался коллоидный раствор, отметьте цвет раствора. Напишите уравнение гидролиза хлорида железа (III) и изобразите строение мицеллы золя гидроксида железа (III): ___ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Метод замены растворителя. _Методом замены растворителя получают коллоидные растворы многих нерастворимых в воде органических соединений. Для получения коллоидного раствора органическое вещество сначала растворяют в органическом растворителе (чаще в спирте), затем по каплям приливают полученный раствор в дистиллированную воду, помешивая. При этом получается коллоидный раствор данного вещества в воде, а спирт или другой органический растворитель выполняет роль стабилизатора. Получите коллоидный раствор канифоли в воде. Возьмите 1 мл 1%-ного спиртового раствора канифоли. Прилейте к нему 10 мл дистиллированной воды. Проверьте, опалесцирует ли он? ________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 3. Проверка правила Шульце — Гарди Возьмите 6 пробирок, налейте в них по 3…4 мл золя железа и добавьте в каждую по 1 мл растворов, указанных в таблице. Результаты наблюдений запишите в таблицу Таблица - Результаты исследований
Объясните, в каком случае и почему произошла быстрая коагуляция золя гидроксида железа (III). Как это согласуется с правилом Шульце — Гарди? Где коагуляции нет и почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________ Выпишите все коагулирующие ионы в ряд в порядке увеличения их коагулирующей способности. Сделайте вывод. ________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|